ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2020 г. N КГОЗ-098/20
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев посредством видео-конференцсвязи жалобу ООО "Г" (далее - Заявитель) на действия ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку персональной электронно-вычислительной машины (номер извещения 0373100065020000062) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего в документации об Аукционе срок подачи заявок на участие в Аукционе, не позволяющий участникам закупки получить справку об отсутствии у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 201.1, 238, 285, 285.4 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята) (далее - Справка об отсутствии судимости);
2) установившего описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 31.03.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 379 600 000 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе- 17.04.2020;
4) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончанию срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка от участника закупки;
5) заявка участника ООО "АА" признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
1. Частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта - 379 600 000 руб.
31.03.2020 Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона в ЕИС. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 17.04.2020.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС Заказчиком более чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в разделе 25.1 "Общие показатели (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики) и их значения" документации об Аукционе (далее - Раздел 25.1) установил характеристики персональной электронно-вычислительная машины (далее - Товар), которым соответствует продукция только одного производителя ООО "Н". При этом из жалобы также следует, что в Разделе 25.1 установлены требования к форматам офисных программ, которые обозначают файлы, созданные Microsoft PowerPoint, Microsoft Word и Microsoft Excel, тогда как указанное программное обеспечение не включено в реестр российского или евразийского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных.
Разделом 10 "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" документации об Аукционе установлен запрет, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.112015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Согласно пункту 2(2) Постановления N 1236 подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных; подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и база данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных.
В разделе 25.1 установлены функциональные, технические и качественные характеристики Товара, в том числе требования к редакторам текста, таблиц и презентаций. Так, например для текстового редактора установлено требование о поддержке редактором текста следующих форматов: txt, doc, docx, rtf, odt.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в документации об Аукционе установлены требования о поддержке редакторами текста, таблиц и презентаций наиболее распространенных форматов файлов. При этом форматы файлов, созданных в редакторах Microsoft PowerPoint, Microsoft Word и Microsoft Excel, поддерживаются и иными редакторами текста, таблиц и Презентаций. Так, в реестре российского программного обеспечения находится не менее 3 офисных программных продуктов соответствующих требованиям, установленным к указанным форматам файлов (N 283 "МойОфис Стандартный" https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/67740/, 5256 "Р7-Офис. Профессиональный (десктопная версия)" https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/144820/, 1497 "Программный комплекс "Циркон-офис" https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/87576/).
При этом Заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта направлен запрос, содержащий технические и функциональные требования к Товару, о предоставлении коммерческих предложений пяти компаниям, осуществляющим поставку Товара исх. от 12.03.2020 N исх-42/16-1482.
Комиссия, изучив полученные Заказчиком коммерческие предложения от трех потенциальных поставщиков Товара (ООО "АБ" исх. от 19.03.2020 N 19-03/010, ООО "П" исх. от 19.03.2020 N 443, ООО "Д" исх. от 20.03.2020 N 115) установила, что согласно указанным коммерческим предложениям требованиям, установленным в Разделе 25.1, соответствует Товар iRU "Опал", ПЭВМ Aquarius PRO P30 K40 R42, DEPO Пересвет 110D61.
Таким образом, согласно представленным Заказчиком документам и сведениям совокупности требования к Товару соответствуют товары, изготавливаемые несколькими производителями.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
3. Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем аукционов, дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 6 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) установлено, что для осуществления закупки по государственному оборонному заказу в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники устанавливается дополнительное требование к участникам закупки об отсутствии у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 201.1, 238, 285, 285.4 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), что подтверждается Справкой об отсутствии судимости.
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе объектом закупки является "Персональная электронно-вычислительная машина" (далее - Товар).
Пунктом 7.3 раздела 7 документации об Аукционе установлено дополнительное требование к участникам закупки об отсутствии у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 201.1, 238, 285, 285.4 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята) в соответствии с пунктом 6 Приложения N 1 к Постановлению N 99 (далее - Требование).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Требование установлено в связи с тем, что Товар является военной техникой, поскольку в соответствии с ГОСТ РВ 51540-2005 к военной технике общего назначения относится, в том числе, персональная электронно-вычислительная машина, кроме того информация о Товаре указана в соответствующем разделе постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2019 N 1709-72 "О государственном оборонном заказе на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Постановление N 1709-72).
Вместе с тем факт нахождения информации о Товаре в указанном разделе Постановления N 1709-72 не свидетельствует об отнесении Товара к вооружению, военной или специальной технике.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники является лицензируемым видом деятельности.
При этом документацией об Аукционе не предусмотрено требование к участникам Аукциона о наличии лицензии на производство и/или реализацию вооружения и военной техники.
Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии не представили документы и сведения, согласно которым, Товар относится к вооружению, военной или специальной технике. Также техническое задание документации об Аукционе не содержит указание на использование Товара в соответствии с целями использования военной или специальной техники.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик, установивший Требование, нарушил часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Г" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 22.04.2020 N КГОЗ-097/20, по данному решению предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 22.04.2020 N КГОЗ-097/20 должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России сведения по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.