МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 июля 2020 г. N 03-01-11/67244
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и в рамках компетенции сообщает.
По вопросу усиления ответственности за недостоверность налоговой отчетности
В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на налогоплательщика возложена обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок исчисления налоговой базы как один из элементов налогообложения подлежит применению во взаимосвязи со статьей 54 Кодекса, согласно которой налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу на основе документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При этом не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (пункт 1 статьи 54.1 Кодекса). Таким образом, положения Кодекса определяют размер налоговой обязанности исходя из фактических (неискаженных) показателей хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Нарушая указанное предписание, налогоплательщик несет риски быть привлеченным к налоговой ответственности с доначислением сумм не уплаченных в результате обозначенного искажения сумм налогов, соответствующих пеней и штрафов.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса установлены случаи взыскания в судебном порядке сумм налоговой задолженности, числящейся более трех месяцев, с иного лица (зависимого и (или) основного по отношению к налогоплательщику), в пользу которого отчуждено принадлежащее налогоплательщику (основному и (или) зависимому по отношению к иному лицу) имущество, за счет которого должна быть исполнена обязанность по уплате налога.
Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, в том числе в подпункт 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса, согласно которому с 30.11.2016 взыскание налоговой задолженности осуществляется с лиц, признанных судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка. В качестве таких лиц могут выступать лица, указанные в статье 11 Кодекса: организации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета и грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения образуют составы налоговых правонарушений, предусмотренных соответственно статьями 119 и 120 Кодекса.
Вместе с этим, как указано в пункте 4 статьи 108 Кодекса, привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
По вопросу введения прогрессивной шкалы
В настоящее время статьей 224 Кодекса для обложения большинства видов доходов физических лиц установлена единая налоговая ставка в размере 13 процентов. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), данной статьей установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
Вместе с тем сообщаем, что 23.06.2020 Президентом Российской Федерации объявлено о повышении налога на доходы физических лиц с 01.01.2021 на 2 процента (с 13 до 15 процентов) для доходов свыше 5 000 000 рублей в год.
По вопросу уплаты налога на недвижимость
Отмечаем, что на основании статьи 41 Кодекса доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для организаций в соответствии с главой 25 Кодекса.
В силу нормы статьи 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль, которая для российских организаций определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных налогоплательщиком расходов, которые определяются положениями главы 25 Кодекса.
К доходам согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса в целях главы 25 Кодекса относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 Кодекса) и внереализационные доходы (статья 250 Кодекса).
При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (пункт 1 статьи 252 Кодекса).
Необходимо отметить, что по общему правилу, установленному статьями 271 и 272 Кодекса, в целях налогообложения прибыли организаций доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся), независимо от фактического поступления (от времени фактической выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Таким образом, налог на прибыль организаций возникает только при превышении полученных доходов над произведенными расходами.
По вопросу сокращения численности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) и размеров оплаты труда чиновников, депутатов и руководителей государственных компаний
Отмечаем, что состав Государственной Думы определен в количестве 450 депутатов статьей 95 Конституции Российской Федерации. Соответственно, изменение количества депутатов Государственной Думы возможно только путем внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.
Понятие "чиновник" законодательством Российской Федерации не предусмотрено. При этом Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов устанавливаются государственные должности Российской Федерации.
Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации".
В указанный Перечень включены в том числе должности Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, Председателя Государственной Думы, федерального министра и др.
Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, исполняют свои обязанности на профессиональной постоянной основе и несут персональную ответственность за выполнение возложенных на них задач.
В отношении депутатов Государственной Думы отмечаем, что статус, основные правовые и социальные гарантии депутатов Государственной Думы при осуществлении ими своих полномочий, а также их права, обязанности и ответственность определены Федеральным законом от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ).
На основании статьи 27 Федерального закона N 3-ФЗ по оплате труда члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы приравнены к федеральному министру - государственной должности Российской Федерации.
Утверждение размеров оплаты труда указанных лиц, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, производится Президентом Российской Федерации с учетом их правового статуса исходя из объема должностных обязанностей и полномочий в части выработки и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, а также уровня ответственности за их выполнение (Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2013 N 742 "О денежном вознаграждении лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации").
Дополнительно отмечаем, что Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с учетом экономической ситуации принимаются решения, направленные на оптимизацию расходов федерального бюджета, включая мероприятия по сокращению расходов на содержание федеральных государственных органов и оплату труда отдельных категорий граждан, в том числе замещающих государственные должности Российской Федерации.
В частности, в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (в том числе депутатов), Президентом Российской Федерации на протяжении 4 лет (в период 2015 - 2018 гг.) принимались решения о сокращении размеров оплаты их труда на 10 процентов. Кроме того, осуществление индексации размеров их денежного вознаграждения неоднократно приостанавливалось (в периоды 2008 - 2012 гг., 2014 - 2017 гг.).
Что касается руководителей государственных компаний, то их должности к указанной категории лиц не отнесены.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственные компании являются не имеющими членства некоммерческими организациями, учрежденными (созданными) Российской Федерацией на основе имущественного взноса для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций и для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления соответственно.
На основании положений статьи 145 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных компаний определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами, учредительными документами юридического лица (организации).
Утверждение системы оплаты труда работников, предусматривающей ее зависимость от достижения основных показателей эффективности деятельности, относится к компетенции высшего органа управления государственной компании. При этом порядок определения размеров и условий оплаты труда работников указанных организаций не является унифицированным, что обуславливает значительное варьирование размеров оплаты труда работников таких организаций.
По вопросу предлагаемого применения показателя минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) в качестве базового показателя для установления уровня оплаты труда для отдельных категорий граждан, следует отметить, что согласно статье 3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.
При этом применение данного показателя в предлагаемых целях без учета характера и направлений деятельности отдельных категорий работников не может быть признано обоснованным.
Дополнительно отмечаем, что граждане Российской Федерации могут направлять предложения по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2013 N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива", определяющим Правила рассмотрения общественных инициатив граждан Российской Федерации.
Кроме того, учитывая, что в обращении присутствует ненормативная лексика и оскорбления представителей законодательной власти, отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" данное обращение может быть оставлено без ответа.
Заместитель директора
Департамента
налоговой политики
В.А. ПРОКАЕВ