Решение ФАС РФ от 06.05.2020 по делу N 20/44/105/792

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. п. 3, 4, 5, 11 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 06.05.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2020 г. по делу N 20/44/105/792

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия "Ф" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на текущий ремонт зданий и сооружений (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100005020000008) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком в документации об Аукционе не установлены даты окончания подачи заявок, рассмотрения заявок, дата проведения Аукциона, даты начала и окончания подачи разъяснений положений документации;

2. Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к составу первых частей заявок;

3. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к сроку действия банковской гарантии;

4. Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые сведения в отношении возможности привлечения к исполнению контракта субподрядчиков;

5. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлено требование о предоставлении в составе заявки лицензии ФСТЭК России.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 17.04.2020;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 8 230 899,07 рублей;

3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

4) источник финансирования - Федеральный бюджет; КБК - 10604082450190019244;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 28.04.2020;

6) на участие в Аукционе подано 8 заявок, 8 из которых допущены к участию в Аукционе;

7) дата проведения Аукциона - 30.04.2020;

8) в период проведения Аукциона предложения о цене подавали 4 участника закупки.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены даты окончания подачи заявок, рассмотрения заявок, дата проведения Аукциона, даты начала и окончания подачи разъяснений положений документации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

При этом, документацией об Аукционе даты окончания подачи заявок, рассмотрения заявок, дата проведения Аукциона, даты начала и окончания подачи разъяснений положений документации не установлены.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные даты не установлены в документации об Аукционе вследствие технической ошибки. Вместе с тем, извещение об Аукционе содержит вышеуказанные даты.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункты 3, 4, 5, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, за что частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе установлены излишние требования к составу первых частей заявок.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

На заседании комиссии установлено, что согласно пункту 20 информационной карты документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара.

Вместе с тем, учитывая, что техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к используемым товарам при оказании услуг по текущему ремонту, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в Аукционе. При этом, в соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, Заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на оказание услуг в соответствии с техническим заданием, в том числе, в отношении товаров (материалов), используемых при оказании услуг.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, чем нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к сроку действия банковской гарантии.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии установлено, что пунктом 5.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "срок выполнения работ: в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения государственного контракта". При этом, пунктом 12.2 установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный разделом 5 Контракта срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требования к банковское гарантии, установленные в документации об Аукционе, не противоречат Закону о контрактной системе.

При этом, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые сведения в отношении возможности привлечения к исполнению контракта субподрядчиков.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пунктом 3.5 технического задания документации об Аукционе установлено следующее: "подрядчик обязан выполнить своими силами и средствами в полном объеме все работы в полном соответствии с техническим заданием".

Пунктом 3.2.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что подрядчик имеет право привлекать к выполнению работ субподрядчиков, оставаясь, при этом, ответственным перед Заказчиком за весь объем работ, установленный контрактом.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что возможность привлечения субподрядчиков к исполнению контракта предусмотрена документацией об Аукционе и не противоречит Закону о контрактной системе.

При этом, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.

5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке лицензии ФСТЭК России.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

На заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту зданий и сооружений.

Пунктом 3.3 технического задания документации об Аукционе установлено, что в целях выполнения работ, связанных с демонтажем линий связи и оборудования, относящихся к защите информации, исполнитель должен иметь действующую лицензию ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (далее - Лицензия).

При этом, Заказчиком в документации об Аукционе не установлено требования о предоставлении указанной Лицензии в составе заявки на участие в закупке.

На заседании Комиссии установлено, что согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копий таких лицензий не допускается.

Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что для выполнения работ, связанных с демонтажем линий связи и оборудования, относящихся к защите информации, исполнителем возможно привлечение субподрядчиков, обладающих соответствующей Лицензией.

При этом, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.

6. Решением Комиссии ФАС России от 28.04.2020 по делу N 20/44/105/765 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:

- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном размещении документации об Аукционе в формате, не позволяющем участникам закупки в полной мере осуществлять поиск и копирование фрагментов текста;

- части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении неправомерного требования о предоставлении участниками закупки в составе заявок конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг.

На основании Решения Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки выдано предписание о внесении изменений в документацию об Аукционе со сроком исполнения до 15.05.2020.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной в части неустановления в документации об Аукционе дат окончания подачи заявок, рассмотрения заявок, даты проведения Аукциона, дат начала и окончания подачи разъяснений положений документации, а также установления излишних требований к составу первых частей заявок.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 2, 3, 4, 5, 11 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 28.04.2020 по делу N 20/44/105/765, предписание по данному делу не выдавать.

4. Передать материалы по выявленным нарушениям, указанным в пункте 1 мотивировочной части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанным в пункте 6 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения от 28.04.2020 по делу N 20/44/105/765 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.