Приказ Минобразования РФ от 10.02.2003 N 449

"Об утверждении состава президиума Федерального экспертного совета Министерства образования Российской Федерации и Положения о Федеральном экспертном совете Министерства образования Российской Федерации"
Редакция от 10.02.2003 — Не действует Перейти в действующую
Показать изменения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 10 февраля 2003 г. N 449

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СОСТАВА ПРЕЗИДИУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях совершенствования работы Федерального экспертного совета Министерства образования Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить состав президиума Федерального экспертного совета Министерства образования Российской Федерации (Приложение N 1).

2. Утвердить Положение о Федеральном экспертном совете Министерства образования Российской Федерации (Приложение N 2).

3. Считать утратившими силу Приказы Минобразования России от 20.04.1999 N 1065 "Об утверждении состава и Положения о президиуме Федерального экспертного совета Минобразования России"; от 03.04.2000 N 937 "Об утверждении Положения о предметных секциях по общему образованию Федерального экспертного совета Минобразования России"; от 13.08.2001 N 2942 "Об упорядочении структуры Федерального экспертного совета Минобразования России".

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Министр
В.М.ФИЛИППОВ

Приложение N 1
к Приказу
Минобразования России
от 10 февраля 2003 г. N 449

СОСТАВ
ПРЕЗИДИУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N п/п Фамилия, имя, отчество Должность, место работы, ученая степень, ученое звание, академическое звание
1. Филиппов Владимир Михайлович (сопредседатель) Министр образования Российской Федерации, доктор физико-математических наук, академик Российской академии образования
     
2. Никандров Николай Дмитриевич (сопредседатель) президент Российской академии образования, доктор педагогических наук, действительный член Российской академии образования
     
3. Болотов Виктор Александрович первый заместитель Министра образования Российской Федерации, доктор педагогических наук
     
4. Гребнев Леонид Сергеевич заместитель Министра образования Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор
     
5. Чепурных Елена Евгеньевна заместитель Министра образования Российской Федерации, доктор педагогических наук
     
6. Баранников Анатолий Витальевич (ответственный секретарь) руководитель Департамента общего образования Министерства образования Российской Федерации, доктор педагогических наук
     
7. Бунимович Евгений Абрамович председатель Комиссии по образованию Московской городской Думы, учитель математики гимназии N 711 г. Москвы, заслуженный учитель Российской Федерации
     
8. Королев Валентин Анатольевич директор Республиканского центра экспертизы, мультимедиа и телекоммуникаций в образовании Министерства образования Российской Федерации, кандидат физико-математических наук
     
9. Кривошеев Владимир Филиппович директор Института общего образования Министерства образования Российской Федерации, доктор исторических наук
     
10. Кудрявцев Владимир Тоевич директор Научно-исследовательского института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования, доктор психологических наук
     
11. Кузнецов Александр Андреевич академик-секретарь РАО, доктор педагогических наук, профессор
     
12. Кузнецов Борис Александрович исполнительный директор Ассоциации издателей учебной литературы "Российский учебник" (по представлению Ассоциации издателей учебной литературы "Российский учебник")
     
13. Кузьмин Михаил Николаевич директор Института национальных проблем образования Министерства образования Российской Федерации, кандидат исторических наук, член-корреспондент Российской академии образования
     
14. Лаптев Владимир Валентинович проректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), доктор педагогических наук, академик Российской академии образования
     
15. Лейбович Александр Наумович первый заместитель директора Института развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, доктор педагогических наук
     
16. Логинова Ольга Борисовна проректор Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук
     
17. Лунин Валерий Васильевич декан химического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор химических наук, член-корреспондент Российской академии наук
     
18. Малофеев Николай Николаевич директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования, доктор педагогических наук
     
19. Матросов Виктор Леонидович председатель Координационного совета учебно-методических объединений в области педагогического образования, ректор Московского педагогического государственного университета, доктор физико-математических наук, академик РАО
     
20. Меркулова Галина Ивановна заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации
     
21. Поляков Валерий Алексеевич вице-президент Российской академии образования, доктор педагогических наук, действительный член Российской академии образования
     
22. Рубцов Виталий Владимирович ректор Московского городского психолого-педагогического института, доктор психологических наук, академик РАО
     
23. Рыбаков Сергей Юрьевич иерей, кандидат физико-математических наук, член Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви
     
24. Рыжаков Михаил Викторович заместитель директора по научной работе Института общего среднего образования Российской академии образования, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования
     
25. Садовничий Виктор Антонович ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров, член-корреспондент Российской академии наук
     
26. Тер-Минасова Светлана Григорьевна декан факультета иностранных языков Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор филологических наук, профессор
     
27. Фроянов Игорь Яковлевич заведующий кафедрой российской истории исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук, профессор
     
28. Чубарьян Александр Оганович директор Института всеобщей истории Российской академии наук, ректор Республиканского центра гуманитарного образования, доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии наук
     
29. Шанский Николай Максимович главный научный сотрудник Института общего среднего образования Российской академии образования, главный редактор журнала "Русский язык в школе", доктор филологических наук, действительный член Российской академии образования
     
30. Шишлов Александр Владимирович председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, кандидат физико-математических наук
     
31. Шудегов Виктор Евграфович председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, доктор физико-математических наук, профессор
     
32. Ягодин Геннадий Алексеевич декан Высшей школы наук об окружающей среде, доктор химических наук, действительный член Российской академии образования

Приложение N 2
к Приказу
Минобразования России
от 10 февраля 2003 г. N 449

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Федеральный экспертный совет Министерства образования Российской Федерации (далее - ФЭС) является государственно-общественным органом при Министерстве образования Российской Федерации (далее - Министерство).

ФЭС создан в целях проведения экспертизы учебной книгоиздательской, электронной, аудио- и видеопродукции (далее - учебных изданий) для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, специального (коррекционного), дополнительного образования детей и молодежи.

2. В своей деятельности ФЭС руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минобразования России, настоящим Положением.

3. Основными задачами ФЭС являются:

проведение экспертизы учебных изданий;

обобщение опыта проведения экспертизы учебных изданий, другой учебной и методической продукции и подготовка предложений по вопросам экспертизы для министерства;

сбор, анализ и обобщение информации, относящейся к компетенции ФЭС;

информирование педагогической общественности, других заинтересованных лиц и организаций о рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации учебных изданиях.

4. ФЭС для осуществления возложенных на него задач:

привлекает в установленном порядке специалистов, не входящих в состав ФЭС (группу общественных экспертов), для проведения экспертизы учебных изданий;

вносит в установленном порядке в министерство предложения по вопросам проведения экспертизы учебных изданий;

запрашивает и получает от структурных подразделений Минобразования России информационные и иные материалы, необходимые для осуществления возложенных на ФЭС задач;

создает в установленном порядке рабочие группы для подготовки рекомендаций по проблемам организации и проведения экспертизы учебных изданий.

5. ФЭС состоит из президиума и предметных секций (далее - секции).

6. Персональный состав президиума утверждается приказом Минобразования России и обновляется каждые три года не менее чем на одну треть.

7. Президиум возглавляют два сопредседателя: Министр образования Российской Федерации и президент Российской академии образования.

В состав президиума входят представители Минобразования России; РАН; РАО; институтов Минобразования России, работающих в области общего образования; Комитета Государственной Думы по образованию и науке; Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; Ассоциации учебного книгоиздания; Ассоциации педагогических вузов; Профсоюза работников народного образования и науки Российский Федерации.

8. Заседания президиума проводятся по мере необходимости.

Заседание президиума является правомочным, если на нем присутствует более половины членов президиума.

9. Руководство работой секций осуществляет президиум.

Президиум утверждает состав экспертов секций и рассматривает:

персональный состав секций и кандидатуры их председателей для последующего утверждения приказом Министерства образования Российской Федерации;

аналитические доклады секций;

апелляции на решения секций;

вопросы о присвоении грифа "Допущено" и "Рекомендовано" учебным изданиям, готовит соответствующие заключения и рекомендации для последующего утверждения приказом Минобразования России.

Решения президиума считаются принятыми, если за них проголосовало не менее трех четвертей членов президиума, участвовавших в заседании.

Заседания президиума и принимаемые им решения оформляются протоколом.

Протокол заседания президиума подписывается председательствующим на заседании президиума и ответственным секретарем президиума.

Протоколы и иная информация о деятельности президиума доводятся до сведения членов президиума в течение одной недели со дня проведения заседания.

10. Ответственный секретарь президиума - руководитель Департамента общего образования (по должности) организует заседания президиума, обеспечивает деятельность рабочих групп и подготовку материалов президиума.

11. Персональный состав секций формируется сотрудниками Республиканского центра экспертизы, мультимедиа и телекоммуникаций в образовании Министерства образования Российской Федерации (далее - Центр экспертизы) по согласованию с Департаментом общего образования, рассматривается президиумом и утверждается приказом Министерства образования Российской Федерации.

Секцию ФЭС возглавляет председатель.

Персональный состав секции обновляется каждые три года не менее чем на одну треть, допускается текущая ротация отдельных членов секций.

Секция ФЭС привлекает к работе общественных экспертов (далее - эксперты), состав которых формируется Центром экспертизы по согласованию с Департаментом общего образования. Эксперты в своей работе руководствуются нормативными правовыми актами Минобразования России, Положением об экспертизе учебных изданий и порядке присвоения учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации, настоящим Положением.

В состав секции входят представители РАН, РАО, Минобразования России, профессорско-преподавательского состава учреждений высшего и среднего профессионального образования, учреждений общего образования по представлению вышеназванных организаций и учреждений.

12. Основной деятельностью секции ФЭС является проведение экспертизы учебных изданий по профилю секции. Секция имеет право вносить предложения Министру образования через президиум ФЭС о дополнительных требованиях к учебным изданиям по профилю секции, обусловленных особенностями образовательной области или предмета.

13. Заседания секций проводятся по мере необходимости.

Заседание проводит председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя секции.

Заседание секции считается правомочным, если на нем присутствуют две трети членов секции.

Решения секции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее трех четвертей членов секции, участвовавших в заседании.

Экспертные заключения и учебное издание (рукопись, оригинал-макет, электронный, аудио- или видеоматериал) обсуждаются на заседании предметной секции ФЭС. По результатам обсуждения принимается одно из решений:

рекомендовать рукопись учебного издания для подготовки оригинал-макета;

рекомендовать президиуму ФЭС присвоить гриф Минобразования России оригинал-макету, электронному, аудио- или видеоматериалу;

предложить авторам доработать рукопись (оригинал-макет, электронный, аудио- или видеоматериал) с учетом замечаний и предложений, изложенных в экспертном заключении, и представить на повторное рассмотрение;

направить учебное издание (рукопись, оригинал-макет, электронный, аудио- или видеоматериал) на дополнительную экспертизу (если члены секции не смогли прийти к единому мнению относительно соответствия учебного издания одному или нескольким критериям оценки учебного издания, дополнительную экспертизу по спорному вопросу проводит эксперт, единогласно признанный членами секции авторитетным специалистом по данному вопросу);

не рекомендовать рукопись учебного издания для подготовки оригинал-макета;

не рекомендовать президиуму ФЭС присвоить гриф Минобразования России оригинал-макету, электронному, аудио- или видеоматериалу.

Заседание секции оформляется протоколом, а принимаемые решения по конкретному рассмотрению учебного издания оформляются заключением.

Протокол заседания секции подписывается председательствующим и секретарем секции.

Председатель секции анализирует представленные материалы и экспертные заключения; составляет письменные заключения секции в соответствии с итогами обсуждения учебных материалов; предлагает экспертов для рецензирования учебных изданий, вносит предложения от секции в президиум ФЭС об исключении эксперта из состава группы общественных экспертов в случае проведенной им некачественной экспертизы.

14. Экспертиза электронной продукции проводится двумя секциями: секцией электронных учебных изданий и секцией соответствующего предметного профиля.

15. Экспертизу по решению секции могут проводить кафедры учреждений высшего профессионального образования, институтов повышения квалификации работников образования, лаборатории научно-исследовательских институтов РАН и РАО, аккредитованные общеобразовательные учреждения.

16. Секретарь секции - специалист Центра экспертизы, организует заседания секции, обеспечивает деятельность секции и подготовку материалов секции, ведет деловую документацию, готовит необходимые справки и аналитические материалы.

17. Организационное обеспечение деятельности президиума ФЭС возлагается на Департамент общего образования.

18. Организационное обеспечение деятельности предметных секций ФЭС осуществляет Центр экспертизы.