ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 8 мая 2020 г. по делу N 20/44/105/821
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Т" (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБУ "У" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "А" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Варфоломеевский групповой водопровод. Саратовская область (строительство)" Магистральные водоводы в Алгайском районе (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0360100011820000011) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом составе документации об Аукционе не размещена проектно-сметная документация в полном объеме;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не размещено Приложение N 3 к документации об Аукционе;
3. В документации об Аукционе и извещении о проведении Аукциона установлены противоречивые сведения в отношении дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99);
4. В проекте контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом;
5. В составе документации об Аукционе неправомерно не размещен проект сметы контракта;
6. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта;
7. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки;
8. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование о наличии членства участников закупки в реестре членов саморегулируемой организации.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 10.04.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 63 620 575,62 рублей;
3) источник финансирования - бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства; КБК - 082040525ФВ194009414;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 30.04.2020;
6) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 8 участников закупки;
8) дата рассмотрения вторых частей заявок участников закупки - 08.05.2020.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом составе документации об Аукционе не размещена проектно-сметная документация в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление Правительства N 87) установлены требования к составу разделов проектной документации и к содержанию этих разделов.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства N 87 пункты 9 - 42 "Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Положения), вступают в силу с 1 июля 2008 г.
Пунктом "б" пункта 7 Постановления Правительства N 87 внесены изменения в подпункт "ж" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Постановление Правительства N 145):
ж) проектная документация, разработка которой начата до вступления в силу утверждаемого Правительством Российской Федерации Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, при проведении государственной экспертизы проверяется на соответствие составу и требованиям к содержанию разделов этой документации, установленным нормативными техническими требованиями на ее разработку.
Кроме того, согласно подпункту "ж" пункта 2 Постановления Правительства N 145 "сводное заключение государственной экспертизы проектной документации, выданное до вступления в силу Положения, утвержденного Постановлением Правительства N 145, и содержащее выводы о рекомендации проектной документации к утверждению, приравнивается к положительному заключению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
Согласно пояснениям представителей Уполномоченного органа, Заказчиком получено экспертное заключение Управления эксперты проектов Минводхоза СССР N 737 от 27.11.1985 г. по проекту "Варфоломеевский групповой водопровод сельскохозяйственного назначения в Саратовской области", при этом вся документация, предусмотренная вышеуказанным заключением государственной экспертизы размещена в ЕИС.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно не размещено Приложение N 3 к документации об Аукционе.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии отозвал указанный довод, в связи с чем Комиссией указанный довод не рассматривается.
3. Согласно доводу Заявителя в документации об Аукционе и извещении о проведении Аукциона установлены противоречивые сведения в отношении дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии отозвал указанный довод, в связи с чем Комиссией указанный довод не рассматривается.
4. Согласно доводу Заявителя в проекте контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии отозвал указанный довод, в связи с чем Комиссией указанный довод не рассматривается.
5. Согласно доводу Заявителя в составе документации об Аукционе неправомерно не размещен проект сметы контракта.
В соответствии с частью 6.1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Также частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что проект сметы контракта размещен в составе документации об Аукционе, а именно в Приложении N 3 к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона о контрактной системе;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В связи с тем, что контроль обоснованности проведения закупок осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
7. Согласно доводу Заявителя в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии отозвал указанный довод, в связи с чем Комиссией указанный довод не рассматривается.
8. Согласно доводу Заявителя в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование о наличии членства участников закупки в реестре членов саморегулируемой организации.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии отозвал указанный довод, в связи с чем Комиссией указанный довод не рассматривается.
9. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 22.04.2019 по делу N 20/44/105/712 (далее - Решение) в результате рассмотрения жалобы ООО "Т" в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено следующее нарушение Закона о контрактной системе:
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в документации об Аукционе условия о возможности использования эквивалентного товара.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному выдано предписание от 22.04.2020 по делу N 20/44/105/712 (далее - Предписание) об устранении выявленного нарушения, согласно которому при заключении контракта необходимо установить в документации об Аукционе условие о возможности использования эквивалентного товара.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе довод ООО "Т" в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта оставить без рассмотрения.
2. Доводы Заявителя, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8 мотивировочной части настоящего решения, оставить без рассмотрения.
3. Признать жалобу ООО "Т" необоснованной.
4. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 22.04.2020 по делу N 20/44/105/712, предписание по данному делу не выдавать.
6. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 22.04.2020 по делу N 20/44/105/712 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.