Решение ФАС РФ от 20.05.2020 по делу N 20/44/99/135

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 20.05.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2020 г. по делу N 20/44/99/135

О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение

ООО "Н" (далее - Заявитель) на действия СПб ГУП "П" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) газовых автобусов большого класса (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0572500000220000002) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1) Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 г. N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 656), в связи с чем в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении акта экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в составе второй части заявки на участие в Аукционе;

2) Заказчиком ненадлежащим образом установлена дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 23.03.2020;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 102 795 755 рублей;

3) источник финансирования - субсидия, выделяемая из бюджета Санкт-Петербурга на увеличение уставного фонда СПб ГУП "П" на 2020-2024 годы;

4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

6) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;

7) дата проведения Аукциона 28.04.2020;

8) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;

9) победителем Аукциона признано АО "В" с предложением о цене контракта в размере 1 080 739 839,90 рублей.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства N 656, в связи с чем в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении акта экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в составе второй части заявки на участие в Аукционе.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства N 656 в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе при заключении договора лизинга, положениями которого предусмотрено, что по окончании срока действия договора лизинга заказчик приобретает предмет лизинга в собственность, установить запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению.

В соответствии с приложением "Перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к Постановлению Правительства N 656 в перечень товаров машиностроения, в отношении которых устанавливается запрет на допуск включен, в том числе товар "Автобусы" (код ОКПД2-29.10.30.110).

На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является оказание услуг финансовой аренды (лизинга) газовых автобусов большого класса.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с пунктом 7.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе после выплаты суммы, указанной в пункте 7.6. проекта контракта, контракт лизинга считается завершенным, а предмет лизинга передается в собственность лизингополучателя.

Таким образом, к данной закупке применимы положения Постановления Правительства N 656.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На заседании Комиссии установлено, что пунктом 17 информационной карты документации об Аукционе установлены требования о предоставлении в составе второй части заявки на участие в закупке документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе или копии таких документов, а именно в составе второй части заявки необходимо представить один из следующих документов:

- копия специального инвестиционного контракта;

- акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требования к составу второй части заявки установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе обращения не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность своего довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлена дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.

В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, не менее чем семь дней.

Согласно сведениям ЕИС 23.03.2020 Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона, при этом 09.04.2020 Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе, содержащие в том числе информацию о том, что датой окончания подачи заявок на участие в Аукционе является 27.04.2020.

Согласно подпункту "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 443 "Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление Правительства N 443) в течение срока, указанного в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239, при осуществлении закупки сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исчисляемые в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях.

Таким образом, в период до 30.04.2020, заказчики (уполномоченные органы) вправе осуществлять закупки, а электронные площадки должны обеспечить их проведение в указанном режиме с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

На основании изложенного, а также учитывая, что на участие в закупке подано 2 заявки от участников закупки, Комиссия считает, что вышеуказанные положения документации об Аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.

Кроме того, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, в составе обращения не представлено документов и сведений, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

3. Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

На заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит вышеуказанное положение.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.

Пунктом 20 информационной карты документации об Аукционе установлено, что размер обеспечения исполнения контракта - 30% начальной (максимальной) цены контракта.

При этом на заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит условие об обязательстве поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения контракта, предусмотренное частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе вышеуказанное требование, нарушают часть 30 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия

решила:

1. Признать доводы обращения ООО "Н" не нашедшими своего подтверждения.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 13 статьи 34, части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 20.05.2020 по делу N 20/44/99/135 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.