АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2020 г. N Ф01-13086/2020, N Ф01-13183/2020
Дело N А82-12497/2019
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
от заявителя: Вишнякова А.А. (приказ от 23.09.2015; выписка из ЕГРЮЛ),
от заинтересованного лица: Зильберт О.А. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Черная Речка" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.11.2019 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 по делу N А82-12497/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Черная речка" (ИНН: 7610057882, ОГРН: 1037601602500) о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области от 25.02.2019 N 53 и 97 и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Санаторий "Черная речка" (далее - ООО "Санаторий "Черная речка", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 25.02.2019 N 53 и 97.
Решением суда от 30.11.2019 заявленное требование удовлетворено частично: решения Инспекции от 25.02.2019 N 53 и 97 признаны недействительными в части доначисления земельного налога за 2015 и 2016 годы вследствие применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:14:040203:14, а также соответствующих сумм пеней и штрафа за неуплату земельного налога. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Санаторий "Черная речка" не согласилось с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленного требования и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Общество считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, в рассматриваемом случае у налогоплательщика имелись основания для применения пониженной налоговой ставки по земельному налогу в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 76:14:040203:13 и 76:14:040203:15, поскольку расположенные на данных участках объекты относятся к объектам жилищного фонда, а объекты коммунальной инфраструктуры направлены на обеспечение жизнедеятельности объектов жилищного фонда.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами в части удовлетворения заявленного налогоплательщиком требования и, в свою очередь, также обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Налоговый орган считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили подпункт 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1.1 части 1 раздела II решения муниципального Совета Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района от 25.11.2011 N 78 "О земельном налоге на территории Покровского сельского поселения"; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, исчисление земельного налога за 2015 - 2016 годы в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:14:040203:14 должно производиться с использованием налоговой ставки 1,5 процента. Факт подключения к объектам инженерной инфраструктуры санатория многоквартирного дома N 46 не является доказательством того, что данные объекты инженерной инфраструктуры организации относятся к объектам жилищно-коммунального хозяйства, являющимся объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, предназначенными для обслуживания жилищного фонда, и используются только для нужд потребителей жилищного комплекса муниципального образования.
Подробно позиции Общества и Инспекции приведены в кассационных жалобах и поддержаны представителями в судебном заседании.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области.
Дополнительные документы, приложенные Обществом к кассационной жалобе, подлежат возврату заявителю, поскольку на основании статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сбор доказательств, их исследование и оценка на стадии кассационного производства не допускаются.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Инспекция провела камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций Общества по земельному налогу за 2015 и 2016 годы, результаты которых отразила в актах от 27.12.2018 N 3753 и 3754.
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу о неправомерном применении Обществом льготной налоговой ставки 0,3 процента при исчислении земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 76:14:040203:13, 76:14:040203:14, 76:14:040203:15.
По результатам рассмотрения материалов проверки вынесены решения:
- от 25.02.2019 N 53 о привлечении ООО "Санаторий "Черная речка" к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 15 812 рублей (с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств размер штрафа снижен в 8 раз). Согласно указанному решению Обществу доначислены 632 481 рубль земельного налога и 72 688 рублей 20 копеек пеней;
- от 25.02.2019 N 97 об отказе в привлечении ООО "Санаторий "Черная речка" к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно указанному решению Обществу доначислены 105 434 рубля земельного налога и 1841 рубль 58 копеек пеней.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 25.04.2019 N 74 и 75 решения нижестоящего налогового органа оставлены без изменения.
ООО "Санаторий "Черная речка" не согласилось с решениями Инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь статьями 3, 11, 388, 389, 390, 394 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", решением муниципального Совета Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района от 25.11.2011 N 78 "О земельном налоге на территории Покровского сельского поселения", Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводам, что в рассматриваемом случае условия для применения льготной налоговой ставки относятся только к земельному участку с кадастровым номером 76:14:040203:14; основания для применения льготной налоговой ставки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 76:14:040203:13 и 76:14:040203:15 отсутствуют.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационные жалобы Общества и Инспекции, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для их удовлетворения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 390 НК РФ).
Согласно абзацу 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Как установлено в подпункте "б" пункта 1.1 части 1 раздела II решения муниципального Совета Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района от 25.11.2011 N 78 "О земельном налоге на территории Покровского сельского поселения", в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, установлена налоговая ставка 0,3 процента.
В отношении прочих земельных участков, не поименованных в пункте 1.1 части 1 раздела II решения от 25.11.2011 N 78 предусмотрена налоговая ставка 1,5 процента.
Таким образом, возможность предоставления пониженной ставки земельного налога зависит от следующих условий: расположенные на земельном участке объекты должны относиться к объектам жилищного фонда, а объекты коммунальной инфраструктуры должны быть направлены на обеспечение жизнедеятельности объектов жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" система коммунальной инфраструктуры представляет собой совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
На основании статьи 275.1 НК РФ к объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
В пунктах 1 и 2 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, санатории, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
На основании статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и видом разрешенного использования, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В подпункте 3 пункта 2 статьи 98 ЗК РФ указано, что земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: в пункте 2 статьи 98 Земельного кодекса РФ подпункт 3 отсутствует.
В силу пункта 5 статьи 98 ЗК РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что в проверяемых периодах Общество являлось собственником следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 76:14:040203:13, расположенного по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, район деревни Дегтярицы, дом 101, категория земель - "Земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования - "Для эксплуатации санатория "Черная речка".
- с кадастровым номером 76:14:040203:14, расположенного по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, район деревни Дегтярицы, дом 126, категория земель - "Земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования - "Для эксплуатации объектов санатория "Черная речка";
- с кадастровым номером 76:14:040203:15, расположенного по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, район деревни Гладышево, дом 101, категория земель - "Земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования - "Для эксплуатации очистных сооружений санатория "Черная речка".
Суды установили, что на земельном участке с кадастровым номером 76:14:040203:13 находятся электростанции, артезианские скважины, насосная станция, сети фекальной канализации, сети ливневой канализации, угольная котельная, склад угля, эстакада подачи угля, теплотрасса для обеспечения теплом и горячей водой, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (водопроводных, канализационных, теплофикационных, электрических сетей и устройств внутридомового оборудования и др).
На земельном участке с кадастровым номером 76:14:040203:15 расположены очистные сооружения и отсутствуют иные объекты, кроме объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.
По земельному участку с кадастровым номером 76:14:040203:14 проходят сети водопровода, ливневой и фекальной канализации, тепловые сети, электрические сети, которые связаны в единый производственный цикл с принадлежащими санаторию объектами, расположенными на земельных участках с кадастровыми номерами 76:14:040203:13 и 76:14:040203:15, для обеспечения коммунальными услугами многоквартирного жилого дома N 46, расположенного по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, деревня Дегтярицы.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание установленные фактические обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам, что объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 76:14:040203:14, предназначены и фактически использовались в проверяемом периоде для обеспечения коммунальным ресурсом исключительно многоквартирного жилого дома N 46, иные объекты, кроме объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, на данном земельном участке отсутствуют; расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 76:14:040203:13 и 76:14:040203:15 объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса изначально предназначались и фактически использовались для функционирования санатория, земельные участки использовались по целевому назначению, не связанному с использованием для нужд потребителей жилищно-коммунального хозяйства; выделить из сооружений, находящихся на территории спорных земельных участков с кадастровыми номерами 76:14:040203:13 и 76:14:040203:15, объекты, относящиеся к инженерной инфраструктуре жилищно-коммунального хозяйства, не представляется возможным.
При этом суды приняли во внимание, что ООО "Санаторий "Черная речка" является единым недвижимым комплексом, в связи с чем принадлежащие ему отдельные объекты коммунальной инфраструктуры, вынужденно используемые для оказания услуг многоквартирному дому N 46, а также территории спорных земельных участков, на которых они расположены, не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов вне связи с единым недвижимым комплексом.
Доказательства того, что объекты коммунального хозяйства Общества, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 76:14:040203:13 и 76:14:040203:15, использовались в проверяемых периодах исключительно для оказания услуг в области жилищно-коммунального хозяйства, налогоплательщиком не представлены.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что условия для применения пониженной налоговой ставки в размере 0,3 процента при исчислении земельного налога соблюдены Обществом в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:14:040203:14; основания для применения льготной налоговой ставки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 76:14:040203:13 и 76:14:040203:15 отсутствуют.
Доводы Общества и Инспекции, приведенные в кассационных жалобах, рассмотрены судом округа и отклонены, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права и по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы Общества, подлежат отнесению на ее заявителя.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы Инспекции не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.11.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 по делу N А82-12497/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Черная Речка" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Черная Речка", отнести на ее заявителя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Е. БЕРДНИКОВ
Судьи
О.А. ШЕМЯКИНА
Т.В. ШУТИКОВА