Решение ФАС РФ от 13.07.2020 по делу N 20/44/105/1208

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 6.1 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 13.07.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 13 июля 2020 г. по делу N 20/44/105/1208

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО <...> (далее - Заявитель) на действия ГКУ <...> (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, "К" (далее - Уполномоченный орган), АО <...> (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству нового здания <...> (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) <...>) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, принявшего неправомерное решение об отказе заключения контракта с Заявителем по результатам проведения Аукциона.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 09.07.2020 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 13.07.2020.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 03.06.2020;

2) начальная (максимальная) цена контракта - <...> рублей;

3) источник финансирования - бюджет <...>;

4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

5) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.06.2020;

6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, которые допущены до участия в Аукционе;

7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона, 2 из которых признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;

8) победителем Аукциона признано АО <...> (Заявитель) с минимальным предложением о цене контракта в размере <...> рублей.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, принявшего неправомерное решение об отказе заключения контракта с Заявителем по результатам проведения Аукциона.

В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1752 "О порядке регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656" для регистрации юридического лица, иностранного юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица уполномоченное лицо формирует решение (копию решения) о согласии на совершение крупных сделок или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки - юридического лица или иностранного юридического лица (либо аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица) с указанием максимальных параметров условий одной сделки.

Указанное решение в соответствии с частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе направляется Оператором электронной площадки заказчику в сроки и случаях, установленных Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 4 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в закупке должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;

3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 19.06.2020 N <...>-3 заявка Заявителя признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.

Согласно части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

В соответствии с протоколом отказа от заключения контракта от 02.07.2020 N <...>1 (далее - Протокол) Заказчиком принято решение об отказе от заключения контракта с Победителем по следующему основанию: "победителем электронного аукциона - АО <...> в составе второй части заявки была предоставлена копия единственного акционера АО <...> об одобрении крупной сделки от 21.11.2019 без нотариального заверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии. Следовательно, оформление указанного решения не соответствует п. 2 ч. 3 ст. 67.1 Гражданского кодекса РФ, в силу чего победителем электронного аукциона - АО <...> в составе второй части заявки не представлено решение об одобрении крупной сделки, при этом указанная сделка является для АО <...> крупной. Отсутствие решения об одобрении крупной сделки противоречит требованиям подпункта 18.6.3 раздела 18 "Требования к содержанию, составу заявки" документации об электронном аукционе и ч. 5 ст. 66 Закона".

Пунктом 2 раздела 18 "Требования к содержанию, составу заявки" установлено следующее требование к содержанию второй части заявки на участие в Аукционе: "Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой".

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заявителем при аккредитации в едином реестре участников закупки представлено решение единственного акционера АО <...> о согласии на совершение крупных сделок от 21.11.2019 на сумму до 3 млрд. рублей, которое в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не требует нотариального заверения.

При этом указанное решение о согласии на совершение крупных сделок направлено Оператором электронной площадки в адрес Заказчика в составе аккредитационных документов.

Таким образом, Заявителем представлено решение о согласии на совершение крупных сделок в составе аккредитационных документов, в связи с чем требование, установленное пунктом 4 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе исполнено Заявителем в полном объеме.

Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в составе второй части заявки Заявителем дополнительно представлено нотариально заверенное решение единственного акционера АО <...> об одобрении крупной сделки от 10.06.2020 непосредственно на данную закупку.

Вместе с тем, представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что решение о согласии на совершение крупных сделок, представленное в составе заявки Заявителя не соответствует требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.

Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают часть 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу АО <...> обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 13.07.2020 N 20/44/105/1208 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.