ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 28 июля 2020 г. по делу N 20/44/105/1299
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "В" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Д" городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "АА" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции очистных сооружений канализации (ОСК) г. Йошкар-Олы с применением наилучших доступных технологий и проведением сбрасываемых сточных вод к нормативам, установленным действующим законодательством (1 этап) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0308300022920000034) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик в документации об Аукционе неправомерно не установил виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту в соответствии с постановлением Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570).
2. Заказчиком ненадлежащим образом установлены график выполнения строительно-монтажных работ, а также график оплаты выполненных работ;
3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования о предоставлении образцов материалов, сертификатов к ним, а также документы, подтверждающие стоимость материалов и оборудования.
4. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
5. Заказчиком неправомерно не размещен в ЕИС в составе документации об Аукционе проект сметы контракта.
6. Заказчиком ненадлежащим образом произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта.
7. Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 16.07.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 362 999 670 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 24.07.2020;
5) дата проведения Аукциона - 24.07.2020;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок подана одна заявка;
7) победителем Аукциона признано ООО "АБ".
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно не установлены в документации об Аукционе виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту в соответствии с Постановлением Правительства N 570.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеются в виду Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
В соответствии с Постановлением Правительства N 570 к видам работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам относятся, в том числе: подготовительные работы, земляные работы, устройство наружных сетей водоснабжения и другие.
На заседании Комиссии установлено, что документацией об Аукционе предусмотрены возможные виды работ, которые подрядчик обязуется выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту.
При этом, в рамках возможных видов работ в документации установлены: подготовительные работы, устройство внутренних трубопроводных систем, возведение наружных ограждающих конструкций, устройство трубопроводов, устройство внутренних электротехнических систем, пусконаладочные работы, монтаж технологического оборудования, устройство наружных электрических сетей, установка подъемно-транспортного оборудования, благоустройство, строительно-монтажные работы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с ведомостью объемов работ, техническим заданием документации об Аукционе, проектно-сметной документации в рамках исполнения контракта необходимо выполнить, в том числе свайные работы, устройство фундаментов и оснований, устройство кровли, фасадные работы, внутренние отделочные работы, устройство внутренних санитарно-технических систем, устройство наружных электрических сетей и линий связи, устройство наружных сетей канализации, устройство наружных сетей водоснабжения, предусмотренные Постановлением Правительства N 570.
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены виды и объемы работ, в соответствии с Постановлением Правительства N 570 которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, что противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
На основании изложенного, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанными положениями Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающей перечень сведений и документов, размещаемых (направляемых) Заказчиком и победителем Аукциона в ЕИС при заключении контракта.
В соответствии с частью 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, и максимальному значению цены контракта.
Вместе с тем, в соответствии пунктом 5.2.26 проекта государственного контракта Конкурсной документации подрядчик на этапе заключения контракта должен выбрать какие виды и объемы работ подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению контракта не менее 25 (двадцати пяти) процентов цены контракта.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование о предоставлении сведений об объеме работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту при заключении государственного контракта, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены график выполнения строительно-монтажных работ, а также график оплаты выполненных работ.
В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Пунктом 2.9 Приказа Минстроя РФ от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" (далее - Методика) установлено, что в графике выполнения работ дополнительно должны быть отражены даты, не позднее которых должны состоятся следующие события: подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта; передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства; передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации; подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией; подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду пункт 2.9 Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ, утвержденной Приказом Минстроя РФ от 05.06.2018 N 336/пр.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что документация об Аукционе содержит положения, предусмотренные Методикой и позволяющие участникам закупки определить порядок выполнения и оплаты строительно-монтажных работ, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования о предоставлении образцов материалов, сертификатов к ним, а также документы, подтверждающие стоимость материалов и оборудования.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 6 технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Подрядчик должен производить поставку материалов на объект только по согласованию с Заказчиком. Подрядчик обязан в течение двух дней с момента заключения контракта предоставить Заказчику образцы материалов и сертификаты к ним для определения соответствия их требованиям проектной документации и технического задания. Подрядчик обязан получить одобрение от Заказчика на применение и использование выбранных материалов".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что установление вышеуказанного требования в документации об Аукционе неправомерно, поскольку указанные образцы и документы могут передаваться Заказчику при поставке строительных материалов, а не на момент окончания срока, указанного в пункте 6 технического задания документации об Аукционе.
Кроме того, пунктом 11 технического задания документации об Аукционе установлена обязанность подрядчика по требованию Заказчика предоставить документы, подтверждающие стоимость материалов и оборудования, используемых подрядчиком (счета, счет-фактуры, платежные поручения).
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что установление вышеуказанного требования неправомерно, поскольку в случае возникновения у поставщика экономии денежных средств после оплаты Заказчиком поставленного товара, такие денежные средства не возвращаются Заказчику. Кроме того, указанное требование является вмешательством в хозяйственную деятельность подрядчика.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень информации, которую должна содержать документация об аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе следующая информация: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Закона о контрактной системе, в том числе, следующая информация размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Извещением о проведении Аукциона установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта.
Пунктом 31.1 информационной карты документации об Аукционе установлено, что обеспечение исполнения контракта может предоставляться участниками закупок в виде банковской гарантии, быть безотзывной и содержать, в том числе, указание на то, что все споры по банковской гарантии рассматриваются в Арбитражном суде Московской области.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что при составлении документации об Аукционе Заказчиком допущена техническая ошибка в части определения подсудности споров по банковской гарантии.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 8 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не размещен в ЕИС в составе документации об Аукционе проект сметы контракта.
В соответствии с частью 6.1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Также частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методика составления сметы контракта, график оплаты выполненных по контракту работ, график выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 приложения N 2 "Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства" к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 года N 841/пр (далее - Методика) смета контракта на выполнение подрядных работ по строительству некапитальных строений и сооружений, а также других подрядных работ, указанных в разделе VI порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок), по соглашению сторон контракта может быть составлена в соответствии с Методикой, если в составе документации о закупке размещен проект сметы контракта.
Пунктом 4 Методики установлено, что при осуществлении закупки подрядных работ по строительству и реконструкции путем проведения конкурентных способов определения подрядчиков смета контракта составляется заказчиком на основании размещенного в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, установленном в порядке, проекта сметы контракта посредством указания цены каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ с учетом пропорционального снижения начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 33 Закона о контрактной системе.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеются в виду пункты 1 - 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, обязательной частью которой являются сметы.
Учитывая вышеизложенное, проектом сметы контракта являются размещенные в ЕИС в составе проектной документации сметы на выполнение работ.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в ЕИС в полном объеме размещена документация о закупке, в том числе сметы на строительство, что не противоречит законодательству о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона о контрактной системе;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В связи с тем, что контроль обоснованности проведения закупок осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком ненадлежащим образом произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
7. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Пунктом 15.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе в случаях невыполнения и/или просрочки выполнения более чем на 5 (пять) календарных дней обязанностей, предусмотренных пунктами 5.4 и 5.5 проекта государственного контракта документации об Аукционе.
Пунктом 5.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "Подрядчик обязан не позднее 5 (пять) рабочих дней с даты заключения контракта предоставить технологическую карту с указанием наличия техники, сведений о ее производительности (мощности), трудовых ресурсов, подтверждающих факт возможности исполнения этапов контракта в соответствии с Приложением N 4 "График выполнения работ".
Технологическая карта: Текстовый и графический документ, который определяет технологический процесс выполнения отдельного вида работ (услуг) на конкретном объекте с учетом его особенностей и разработан для конкретного производителя работ (услуг).
Пунктом 5.5 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "Подрядчик обязан предоставить не позднее 5 (пять) рабочих дней с даты заключения контракта сведения о наличии машин, механизмов (техники), трудовых ресурсов, используемых при выполнении работ по Контракту согласно приложению N 13 к контракту".
В случае, если Подрядчиком предоставлены документы, подтверждающие наличие у него машин и механизмов на любом законном основании, отличном от права собственности, Подрядчик обязан предоставить комплект документов, подтверждающих правомерность передачи машин, механизмов по таким договорам, начиная от собственника такого имущества, с обязательным предоставлением, документов, подтверждающих право собственности. Заказчик вправе самостоятельно проверить достоверность предоставленных документов и информации".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что установление вышеуказанных требований обусловлено потребностью Заказчика, и подтверждает квалификацию участника закупки в части наличия у участника закупки производственных мощностей, а также трудовых ресурсов, необходимых при выполнении работ по государственному контракту.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что наличие необходимой квалификации у участника закупки подтверждается членством участника закупки в саморегулируемой организации, а также соответствием участника закупки дополнительным требованиям установленным постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Кроме того, непредставление сведений о наличии техники, о ее производительности (мощности), трудовых ресурсов, подтверждающих факт возможности исполнения этапов контракта, является основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, при этом у подрядчика может отсутствовать потребность иметь в наличии технику, а также трудовые ресурсы через 5 дней после заключения контракта.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "В" обоснованной в части установления ненадлежащим образом видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, установления ненадлежащих требований в документации об Аукционе, ненадлежащего требования к обеспечению исполнения контракта, а также установления положения об одностороннем отказе от заключения контракта не соответствующего требованиям Закона о контрактной системе.
2. На основании части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе не рассматривать довод Заявителя в отношении ненадлежащего обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
3. Передать жалобу Заявителя для рассмотрения довода в отношении ненадлежащего обоснования начальной (максимальной) цены контракта в Федеральное казначейство.
4. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 1 статьи 34, части 8 статьи 42, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы от 28.07.2020 по делу N 20/44/105/1299 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.