Решение ФАС РФ от 30.07.2020 N 223ФЗ-598/20

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика, не разместившего в ЕИС проектную документацию в полном объеме, нарушают п. 3 ч. 9 ст. 4, п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ"
Редакция от 30.07.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 30 июля 2020 г. N 223ФЗ-598/20

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "Т" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

председателя Комиссии - "<...>",

членов комиссии:

"<...>" (далее - Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

Московского Фонда "Р": "<...>",

ООО "Т": "<...>"

рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "Т" от 21.07.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика Московского Фонда "Р" при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение подрядных работ по строительству объекта: жилой дом с инженерными сетями и благоустройством территории по адресу: г. Москва, район Донской, Севастопольский пр-кт, влд. 7, к. 6/1 (Южный административный округ) (извещение N 32009186173) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "Т" (далее - Заявитель) от 21.07.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика Московского Фонда "Р" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение подрядных работ по строительству объекта: жилой дом с инженерными сетями и благоустройством территории по адресу: г. Москва, район Донской, Севастопольский пр-кт, влд. 7, к. 6/1 (Южный административный округ) (извещение N 32009186173) (далее - Конкурс, Жалоба).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 27.05.2020;

2. начальная (максимальная) цена договора - 1 465 992 480 рублей;

3. дата окончания подачи заявок - 17.06.2020;

4. дата рассмотрения заявок - 02.07.2020;

5. на участие в Конкурсе подано - 5 заявок, из которых 3 заявки признаны соответствующими требованиям Документации;

6. дата подведения итогов - 06.07.2020.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что Заказчиком при проведении Конкурса нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 06.07.2020 N 32009186173-02 участнику с порядковым номером "878" (Заявитель) отказано в допуске к участию в Конкурсе по следующим основаниям: "в соответствии с п. 13.4 ст. 13 Положения о закупках. В нарушение п. 14.1.6 ст. 14 Положения о закупках и п. 4.3.1.6.1 конкурсной документации в составе заявки участника Техническое предложение (Приложение N 7) не соответствует Техническому заданию (Приложение N 1 к конкурсной документации), а именно отсутствуют п. 1 - 19 Технического задания.

Приложением N 1 к Документации установлено Техническое задание на выполнение подрядных работ по строительству объекта: жилой дом с инженерными сетями и благоустройством территории по адресу: г. Москва, район Донской, Севастопольский пр-кт, влд. 7, к. 6/1 (Южный административный округ).

В соответствии с пунктом 4.3.1.6.1 Документации установлено, что Техническое предложение представляется участниками в составе заявки по форме Приложения N 7 к конкурсной документации, содержащее информацию о функциональных (потребительских свойствах), качественных и количественных характеристиках товаров, объеме и качестве работ, услуг в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к конкурсной документации).

Кроме того, пунктом 4.3.1.6.1.1 установлены требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил документы, а также приложение N 3, представленное в составе заявки и пояснил, что согласно указанному приложению, Заявителем в составе заявки представлено согласие на выполнение работ по предмету закупки в соответствии с предлагаемым проектом договора (Приложение N 3 к Документации) и Техническим заданием Документации (Приложение N 1 к Документации).

Кроме того, предметом указанной закупки является выполнение строительно-монтажных работ, в связи с чем работы по предмету закупки выполняются в соответствии с проектной-сметной документацией.

Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, опровергающих довод Жалобы Заявителя.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, неправомерно принявшего решение об отказе Заявителю в допуске на участие в Конкурсе по указанным основаниям, нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения Закона о закупках.

2. Пунктом 16.7 Документации установлено квалификационное требование к участнику о том, что участник должен располагать соответствующими финансовыми ресурсами "(наличие денежных средств на счетах, денежных средств, отраженных по данным бухгалтерской отчетности и т.п.)", а также установлен порядок расчета коэффициента соизмеримости выручки от основной деятельности с начальной (максимальной) ценой договора (не менее 0,17).

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Вместе с тем, отсутствие у участника закупки до заключения договора соответствующих финансовых ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку такие финансовые ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подписания договора. Вышеуказанное квалификационное требование Документации налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе, что не соответствует требования Закона о закупках.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего указанные требование в Документации в части наличия у участника Конкурса соответствующих финансовых ресурсов, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с пунктом 16.7.2 установлено квалификационное требование к участнику о том, что участник закупки должен обладать трудовыми ресурсами (наличие в штате (или на основе договоров гражданско-правового характера) предлагаемых для выполнения работ с высшим профессиональным образованием по квалификации "Инженер", прошедших повышение квалификации, в количестве не менее: 2-х человек.

При этом указанное требование подтверждается участником закупки путем представления в составе заявки:

- выпиской из штатного расписания с замещением с указанием фамилий, имени отчеств сотрудников с приложением копий дипломов о высшем образовании специалистов и документов о повышении квалификации;

- и/или копией договора оказания услуг по предоставлению персонала с приложением копий дипломов о высшем образовании специалистов и документов о повышении квалификации;

- и/или договором оказания услуг с физическим лицом с приложением копий дипломов о высшем образовании специалистов и документов о повышении квалификации.

Вместе с тем, отсутствие у участника закупки до заключения договора соответствующих трудовых ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку такие трудовые ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подписания договора. Вышеуказанное квалификационное требование Документации налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе, что не соответствует требования Закона о закупках.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации в части наличия у участника Конкурса соответствующих трудовых ресурсов, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. В соответствии с пунктом 16.7.3 Документации установлено квалификационное требование о наличии у участника закупки производственных (в том числе складских) помещений и технологического оборудования (могут устанавливаться требования к наличию сервисных центров, наличию оборудования необходимого для выполнения специальных работ).

При этом указанное требование подтверждается участником закупки путем представления в составе заявки копии карточки учета организации имеющегося оборудования с копией паспорта транспортного средства/паспорта самоходной машины/свидетельства о регистрации опасного производственного объекта и/или копией договора лизинга и/или аренды оборудования.

Вместе с тем, отсутствие у участника закупки до заключения договора соответствующих материально-технических ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку такие материально-технические ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подписания договора. Вышеуказанное квалификационное требование Документации налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе, что не соответствует требования Закона о закупках.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации в части наличия у участника Конкурса соответствующих материально-технических ресурсов, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Согласно техническому заданию Документации при выполнении строительно-монтажных работ необходимо руководствоваться требованиями действующего законодательства Российской Федерации, требованиями действующих норм, правил, других нормативных актов, и документов, а также проектно-сметной документацией.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что Заказчиком в ЕИС в составе Документации не размещены разделы проектной документации, включающие в себя, в том числе, пояснительную записку, схему планировочной организации земельного участка, архитектурные решения, сведения об инженерном оборудовании, сведения о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений, проект организации строительства (список не исчерпывающий), что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке.

Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.

При этом, согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Вместе с тем, согласно пункту 11 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается, в том числе, смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что отсутствие в полном объеме проектной документации в составе Документации на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает участника закупки возможности надлежащим образом сформировать свое предложение.

Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в ЕИС проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением от 24.07.2020 по делу N 223ФЗ-574/20 Комиссией ФАС России в действиях Заказчика выявлены нарушения части 6 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в установлении Заказчиком ненадлежащего порядка оценки заявок участников Конкурса по Критерию N 2, а также оценившего ненадлежащим образом заявку участника ООО "Б". На основании чего, Комиссией ФАС России выдано предписание от 24.07.2020 по делу N 223ФЗ-574/20 о необходимости внесении изменений в Документацию.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "Т" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 21.07.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика Московского Фонда "Р" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение подрядных работ по строительству объекта: жилой дом с инженерными сетями и благоустройством территории по адресу: г. Москва, район Донской, Севастопольский пр-кт, влд. 7, к. 6/1 (Южный административный округ) (извещение N 32009186173) обоснованной.

2. Признать Московский Фонд "Р" нарушившим часть 6 статьи 3, пункты 1, 9 части 10 статьи 4, пункт 3 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 30.07.2020 N 223ФЗ-598/20 не выдавать, поскольку предписание выдано ранее по делу от 24.07.2020 N 223ФЗ-574/20.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 30.07.2020 N 223ФЗ-598/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.