Решение ФАС РФ от 17.07.2020 по делу N 20/44/105/1233

"О признании жалобы частично обоснованной: действия заказчика, уполномоченного органа нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 17.07.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2020 г. по делу N 20/44/105/1233

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Л" (далее - Заявитель) на действия ГОБУЗ "М" (далее - Заказчик), "К" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией ГОБУЗ "М" (далее - Аукционная комиссия), ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходного материала для рентгенхирургических вмешательств (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0149200002320004404) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не установлены в техническом задании документации об Аукционе требования к функциональным, техническим характеристикам товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта, которые предусмотрены позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).

2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые сведения в отношении способа оформления документов необходимых при приемке, поставке товара.

3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования в отношении товаров "Проводник доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования", а также "Проводник для периферических вмешательств".

4. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товара "Стент", которым в совокупности соответствует продукция единственного производителя ООО "А".

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 22.06.2020;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 16 231 500 рублей;

4) источник финансирования - средства областного бюджета (субсидии на выполнение государственного задания), КБК - 805.01202R4020.244;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.07.2020;

6) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;

7) к участию в Аукционе не допущено ни одной заявки от участников закупки;

8) Аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе.

1. Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно не установивших в техническом задании документации об Аукционе требования к функциональным, техническим характеристикам товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта, которые предусмотрены позициями КТРУ.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.

Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является поставка расходного материала для рентгенхирургических вмешательств.

При этом в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена поставка, в том числе товаров "Стент", "Проводник диагностический", "Устройство для закрытия сосудов", "Катетер балонный для ангиопластики периферических артерий", которые предусмотрены позициями КТРУ 32.50.13.190 "Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство", 32.50.13.190 "Проводник диагностический", 32.50.13.190 "Устройство для закрытия сосудов", 32.50.13.110 "Катетер балонный для ангиопластики периферических артерий" соответственно.

Применение КТРУ для вышеуказанных позиций обязательно с 01.03.2018 года.

Согласно КТРУ 32.50.13.190 обязательными характеристиками товара "Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство" являются "Длина стента", "Номинальный диаметр стента". Вместе с тем, для товара "Стент" Заказчиком не установлена обязательная характеристика "номинальный диаметр стента".

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что по ряду товаров не установлены характеристики в соответствии с КТРУ, поскольку в рамках одной позиции технического задания на товары установлены общие характеристики.

Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика не представил сведений, подтверждающих необходимость неприменения позиций КТРУ, а также обоснования установления дополнительных характеристик товара, не предусмотренных КТРУ.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые сведения в отношении способа оформления документов необходимых при поставке расходного материала для рентгенхирургических вмешательств, а именно в пунктах 6.5.2, 14.2.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе.

Согласно пункту 6.5.2 проекта государственного контракта "документ заверяется собственноручной подписью должностного лица и печатью", пункту 14.2.1 проекта государственного контракта "оформлять первичные учетные документы и иные сопутствующие документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью".

При этом, пунктом 14.2.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе предусмотрена возможность оформления документов в случае невозможности обмена электронными документами при исполнении контракта в связи с технической недоступностью МИК и/или ЭДО "Fintender EDS" стороны обязаны информировать друг друга о невозможности обмена документами в электронном виде. В этом случае в период технической недоступности внутренних систем МИК и/или ЭДО "Fintender EDS" стороны производят обмен документами на бумажном носителе с подписанием собственноручной подписью, при этом такая форма оригинала документа должна быть зафиксирована приказом руководителя направляющей стороны.

Кроме того, на заседании Комиссии Заявитель не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования в отношении товаров "Проводник доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования", а также "Проводник для периферических вмешательств".

Согласно техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товарам "Проводник доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования": "Степень жесткости кончика проводника 0,5 - 20 грамм; длина рентгенконтрастного кончика 3 см - 20 см; длина оплетки 4 - 30 см", а также "проводник для периферических вмешательств": "длина рентгенконтрастной части 9 - 17 см; жесткость кончика 1 - 30 г".

Из пояснений представителя Заявителя следует, что у данных позиций содержатся требования, которые невозможно достоверно предложить к поставке.

Представитель Заказчика пояснил, что согласно пункту 8 инструкции для участников закупки Аукционной документации участник закупки указывает заданный заказчиком диапазон или диапазон, который находится внутри заданного заказчиком диапазона, в том числе любое конкретное значение из заданного диапазона. Вместе с тем, требования к товару установлены в соответствии с потребностью Заказчика исходя из предмета закупки, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

При этом, участникам закупки представляется возможность заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что на заседании Комиссии Заявитель не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товара "Стент", которым в совокупности соответствует продукция единственного производителя ООО "А".

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.

Техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе требования к товару "Коронарный стент с лекарственным покрытием": в том числе "Материал - кобальт, хром; Конструкция - матричная; Структура, дизайн - 7-зубцовая "корона" для стентов диаметром 2 - 2.5 мм, 9-зубцовая корона для стентов диаметром 2.75 - 3.5 мм, 10-зубцовая корона для стентов диаметром 4 - 5 мм".

На заседании Комиссии Заявитель пояснил, а также представил сведения, согласно которым вышеперечисленные характеристики товара "Коронарный стент с лекарственным покрытием" соответствуют единственному производителю ООО "А".

Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика не представил документов и сведений, подтверждающих обратное. Кроме того, из письменных пояснений Заказчика следует, что совокупности характеристик соответствует только один производитель ООО "А".

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Л" обоснованной в части неправомерного неустановления в техническом задании документации об Аукционе требований к функциональным, техническим характеристикам товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта, предусмотренных позициями КТРУ, а также неправомерного установления требований к характеристикам товара "Стент", которым в совокупности соответствует продукция единственного производителя ООО "А".

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 17.07.2020 N 20/44/105/1233 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.