Решение ФАС РФ от 22.07.2020 N 223ФЗ-569/20

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 22.07.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 22 июля 2020 г. N 223ФЗ-569/20

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "Г" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: ведущего Комиссии - начальника отдела методологии и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Кокарева Е.В., членов комиссии: заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Тукай Д.Г., заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Кузнецова И.М., главного государственного инспектора правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Эминовой В.Г., (далее - Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО "Р": Г. (доверенность от 27.12.2018 N 969-ДП),

представители ООО "Г" на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Г" от 06.07.2020 б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 20.07.2020 N ПО/40525/20, на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 2687/ОАЭ-ДКСС/20 на право заключения договора выполнения строительно-монтажных работ по объекту "Строительство тяговой подстанции Шмаковка" (извещение N 32009199480), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "Г" (далее - Заявитель) от 06.07.2020 б/н, направленная письмом Московского УФАС России от 20.07.2020 N ПО/40525/20, на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 2687/ОАЭ-ДКСС/20 на право заключения договора выполнения строительно-монтажных работ по объекту "Строительство тяговой подстанции Шмаковка" (извещение N 32009199480) (далее - Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Р", утвержденным решением Совета директоров ОАО "Р" (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 29.05.2020;

2. Начальная (максимальная) цена договора - 211 964 772 рубля;

3. Дата окончания подачи заявок - 16.06.2020;

4. На участие в Аукционе подано - 3 заявки;

5. Дата рассмотрения заявок - 02.07.2020;

6. К участию в Аукционе допущено - 2 заявки;

7. Дата проведения Аукциона - 03.07.2020;

8. Во время проведения Аукциона было подано 1 ценовое предложение;

9. Дата подведения итогов Аукциона - 03.07.2020.

10. Победителем Аукциона признан участник с порядковым номером "2" с предложением о цене договора - 210 904 949 рублей.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные пунктом 1 частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.

Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно пункту 3.6.6.2 Документации участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случаях, установленных аукционной документацией из-за несоответствия участника аукциона предусмотренным аукционной документацией требованиям.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 02.07.2020 N 2687/ОАЭ-ДКСС/20/1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе "на основании пункта 3.6.6.2 Документации, в связи с несоответствием заявки требованию пункта 1.9.3 Документации, а именно представленные в составе заявки документы не подтверждают наличие у участника опыта по фактически выполненным строительно-монтажным работам на тяговых подстанциях инфраструктуры железнодорожного транспорта, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в приложении N 1.1 Документации".

Согласно пункту 1.9.3 Документации участник должен иметь опыт по фактически выполненным строительно-монтажным работам на тяговых подстанциях инфраструктуры железнодорожного транспорта, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в приложении N 1.1 Документации.

При этом учитывается стоимость всех выполненных участником закупки (с учетом правопреемственности) строительно-монтажных работ на тяговых подстанциях инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.

В подтверждение опыта выполнения строительно-монтажных работ на тяговых подстанциях инфраструктуры железнодорожного транспорта участник в составе заявки представляет:

- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении N 1.3 Документации о наличии требуемого опыта;

- акты о выполнении работ;

- договоры на выполнение работ (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);

- документы, подтверждающие правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

Если договор и документы, подтверждающие его исполнение, размещены в Единой информационной системе и являются доступными участникам рынка для ознакомления, участник вправе в Форме сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении N 1.3 Документации, указать реестровый номер договора, присвоенный Единой информационной системой. При этом, в случае если участником указан реестровый номер договора в Единой информационной системе и такой договор и документы, подтверждающие его исполнение, доступны для ознакомления, участник вправе не предоставлять в составе заявки копии договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг, а также копии документов, подтверждающих исполнение таких договоров (накладные о поставке товаров, акты о выполнении работ, оказании услуг).

Вместе с тем, вышеуказанное требование Документации неправомерно ограничивает участников Аукциона не обладающих опытом выполнения строительно-монтажных работ на тяговых подстанциях инфраструктуры железнодорожного транспорта, при этом обладающих положительным опытом выполнения таких работ на иных особо опасных объектах строительства, например: в аэропортах.

Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком в пунктах 1.9.1, 1.9.2, 1.9.4 Документации неправомерно установлены квалификационные требования к участникам Аукциона, а именно требование к подтверждению совокупного размера компенсационного взноса в СРО, о наличии производственных мощностей и квалифицированного персонала, о наличии разрешительных документов на право оказания услуг, по техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной автоматики, которые потенциально могут повлечь ограничение количества участников закупки.

Таким образом, действия Заказчика противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя на основании неправомерного требования Документации о наличии требуемого опыта, заявка Заявителя была отклонена, в связи с несоответствием указанному требованию Документации, нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершения которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "Г" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 06.07.2020 б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 20.07.2020 N ПО/40525/20, на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 2687/ОАЭ-ДКСС/20 на право заключения договора выполнения строительно-монтажных работ по объекту "Строительство тяговой подстанции Шмаковка" (извещение N 32009199480) обоснованной.

2. Признать ОАО "Р" нарушившим часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать ОАО "Р", ООО "РТ" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 22.07.2020 N 223ФЗ-569/20.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 22.07.2020 N 223ФЗ-569/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Ведущий заседание Комиссии
ФАС России
Е.В. КОКАРЕВ

Члены Комиссии
ФАС России
Д.Г. ТУКАЙ
И.М. КУЗНЕЦОВ
В.Г. ЭМИНОВА