ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 18 августа 2020 г. N 223ФЗ-650/20
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "М" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего Комиссии - начальника отдела методологии и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Кокарева Е.В.,
членов комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Тукай Д.Г.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Кореповой В.В.,
главного государственного инспектора правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Измаиловой Н.О. (далее - Комиссия ФАС России),
АО "А": Р. (доверенность от 20.03.2020 N 304/40/2020-ДОВ), С. (доверенность от 10.07.2020 N 304/182/2020-ДОВ),
ООО "М": Ю. (доверенность от 13.08.2020 N 13), (доверенность от 19.09.2019 б/н), Г. (доверенность от 13.08.2020 N 12)
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "М" от 10.08.2020 N 155 на действия (бездействие) заказчика АО "РА" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку угля каменного для нужд филиала АО "РА" в г. Северске (извещение N 32009248214), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "М" (далее - Заявитель) от 10.08.2020 N 155 на действия (бездействие) заказчика АО "РА" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку угля каменного для нужд филиала АО "РА" в г. Северске (извещение N 32009248214) (далее - Запрос предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Положение о закупке) (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение о проведении Запроса предложений, документация (далее - Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.06.2020;
2. Начальная (максимальная) цена договора - 1 600 560 000 рубль;
3. Дата окончания подачи заявок - 09.07.2020;
4. Дата рассмотрения заявок - 20.07.2020;
4. Дата подведения итогов - 07.08.2020;
5 На участие в Запросе предложений подано - 4 заявки, из них 3 заявки соответствуют требованиям Документации.
В целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы Заявителя Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 17.08.2020 до 18.08.2020.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, поскольку Заказчиком ненадлежащим образом проведена процедура переторжки, в связи с чем Заказчиком неправомерно выбран победитель закупки.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 10 части 2 Документации установлен порядок проведения процедуры переторжки.
Согласно пункту 10.2 части 2 Документации переторжка проводится в заочной форме (когда допущенные участники закупки могут повысить предпочтительность своих заявок по параметрам, определенным комиссией, при условии сохранения остальных положений заявки без изменений: снизить первоначальную (указанную в заявке) цену либо уменьшить сроки поставки продукции, либо снизить размер аванса).
Пунктом 13 Извещения установлено, что до проведения оценочной стадии определяется минимальная цена единицы продукции (за 1 тонну) без учета НДС. В этих целях рассматриваются предложенные цены единицы продукции допущенных участников закупки.
Организатор закупки направляет всем допущенным участникам предложение подтвердить возможность поставки продукции по минимальной цене единицы продукции (за 1 тонну) без учета НДС.
Предложение участника о цене единицы продукции (за 1 тонну), являющееся минимальным из всех предложенных цен единицы продукции (без учета НДС), считается подтверждением поставки продукции по минимальной цене единицы продукции. При этом такое предложение считается поступившим ранее остальных предложений допущенных участников закупки, подтвердивших минимальную цену единицы продукции в ответ на предложение организатора закупки.
В соответствии с пунктом 3.3 протокола оценки заявок и подведения итогов от 06.08.2020 N 4/2006171065164 установлено, что "заказчиком принято решение провести процедуру переторжки в заочной форме на ЭТП "Е" с допущенными участниками запроса предложений:
- ООО "М";
- АО "У";
Согласно Протоколу 2 участниками при проведении процедуры переторжки предложены следующие цены единицы продукции (за 1 тонну):
- ООО "М" - 1 866 рублей, включая НДС;
- АО "У" - 1 902 рублей, включая НДС;
- АО "СА" - участие в переторжке не принимал.
Вместе с тем, согласно пункту 6 Протокола 2 Заказчиком приняты следующие решения:
"- направить допущенному участнику запроса предложений ОАО "У" предложение подтвердить возможность поставки продукции по минимальной цене единицы продукции (за 1 тонну) из всех предложенных допущенными участниками запроса предложений, которая составляет 1 866,00 руб., включая НДС;
- направить допущенному участнику запроса предложений АО "СА" предложение подтвердить возможность поставки продукции по минимальной цене единицы продукции (за 1 тонну) из всех предложенных допущенными участниками запроса предложений, которая составляет 1 866,00 руб., включая НДС;
- допущенному участнику запроса предложений ООО "М" предложение подтвердить возможность поставки продукции по минимальной цене единицы продукции не направляется, как предложившему минимальную цену единицы продукции (за 1 тонну).
В ответ на направленные допущенным участникам закупки предложения подтвердить возможность поставки продукции по минимальной цене единицы продукции (за 1 тонну) из всех предложенных допущенными участниками запроса предложений, которая составляет 1 866,00 руб. с учетом НДС (20%), получено подтверждение возможности поставки продукции по минимальной цене единицы продукции от АО "СА" и ОАО "У".
Пунктом 10 Протокола N 2 установлено, что по результатам оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений закупочной комиссией принято решение признать победителем запроса предложений ОАО "У" с ценой предложения 1 455 480 000,00 руб., включая НДС, с объемом поставки 780 000 тонн.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил документы, а также Техническое предложение участника и пояснил, что Заявителем предложена минимальная цена за 1 тонну угля - 1 866 рублей на объем 510 000 тонн.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил документы и пояснил, что Заказчиком направлен запрос в адрес АО "СА" и ОАО "У" в целях подтверждения возможности поставки продукции по минимальной цене, при этом указанный запрос не направлен в адрес Заявителя, поскольку Заявителем предложена минимальная цена за единицу товара (1 тонна угля).
Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России установила, что Заказчиком неправомерно направлены указанные запросы в адрес участников с целью уточнения заявок участников, а также с целью подтверждения возможности поставки продукции по минимальной цене, поскольку применение Заказчиком права запрашивать подтверждения минимальной цены после процедуры переторжки может применяться не в равной степени к участникам закупки.
Кроме того, согласно части 28 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что по итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки в порядке и в случаях, которые установлены заказчиком в положении о закупке.
Согласно пункту 8 Извещения установлено, что допускается предложение частичной поставки товара, в том числе допускается поставка товара в отношении не каждого месяца.
Кроме того, пунктом 13 Извещения установлено, что "по результатам проведения закупки заказчик может заключить не более 3 договоров.
Закупочная комиссия присваивает место каждой заявке на участие в закупке, начиная с первого, относительно других по мере уменьшения степени предпочтительности содержащихся в них условий заявки, исходя из подсчитанных баллов, в следующем порядке:
- в первую очередь ранжируются заявки допущенных участников закупки, которыми подтверждена возможность поставки продукции по минимальной цене единицы продукции (за 1 тонну) без учета НДС;
- далее ранжируются заявки остальных допущенных участников закупки.
Победителю закупки, занявшему первое место по результатам ранжировки, в каждый из месяцев, на которые им подано предложение, присуждается количество товара согласно его предложению с учетом требований к объему предлагаемого товара, изложенному в Извещении.
Оставшееся количество товара по каждому из месяцев рассматривается отдельно, с учетом требований к объему предлагаемого товара, изложенных в Извещении, и распределяется среди двух допущенных участников, занявших второе и третье место в ранжировке, подтвердивших возможность поставки продукции по минимальной цене единицы продукции".
При этом на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что в случае признания победителями трех участников, с каждым из них будет заключен один договор на поставку продукции с учетом объемов продукции, подлежащих к поставке каждым из победителей в соответствии с техническим предложением.
Вместе с тем, Комиссия ФАС России, изучив требования Документации, пришла к выводу, что вышеуказанный порядок распределения количества товара по предмету закупки между тремя победителями закупки не установлен в Документации надлежащим образом, в связи с чем потенциальным участникам не представляется возможным определить какое количество поставят участники в случае присвоения им второго и третьего места.
Кроме того, согласно пункту 2.2 протокола по рассмотрению заявок от 15.07.2020 N 1/2006171065164 (далее - Протокол 1) установлено, что в соответствии с пунктом 7.6 раздела 1 Приложения 12 ЕОСЗ и пунктом 7.6 Части 2 Тома 1 закупочной документации направить запросы по уточнению заявок на участие в закупке, а именно участникам АО "СБ" и АО "СА" запрос о предоставлении отсутствующих сведений, необходимых для определения соответствия заявки требованиям документации, а также о разъяснении положений заявки в связи наличием разночтений.
Вместе с тем, Комиссия ФАС Россия, изучив сведения размещенные в ЕИС установила, что соответствующий запрос размещен только в отношении участника АО "СБ", при этом запрос в адрес участника АО "СА" в ЕИС не размещен.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика осуществившего указанные запросы в адрес участников закупки, а также не установившего в Документации надлежащий порядок распределения объема поставок по предмету закупки между тремя победителями закупки, нарушают часть 1 статьи 2 и часть 28 статьи 3.2 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "М" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 10.08.2020 N 155 на действия (бездействие) заказчика АО "РА" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку угля каменного для нужд филиала АО "РА" в г. Северске (извещение N 32009248214) обоснованной.
2. Признать АО "РА" нарушившим часть 1 статьи 2, часть 28 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать Заказчику, АО "Е" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 18.08.2020 N 223ФЗ-650/20.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий Комиссии ФАС России
Е.В. КОКАРЕВ
Члены Комиссии ФАС России
Д.Г. ТУКАЙ
В.В. КОРЕПОВА
Н.О. ИЗМАИЛОВА