ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 10 августа 2020 г. по делу N 20/44/105/1370
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Д" (далее - Заявитель) на действия "Ф" (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по развитию и эксплуатации, включая методическую поддержку, автоматизированной информационной системы организации межведомственного электронного взаимодействия Федерального дорожного агентства с федеральными органами исполнительной власти в части обеспечения использования отечественного программного обеспечения, перехода на оказание государственных услуг в электронном виде и автоматизации процесса мониторинга государственных услуг (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100005720000020) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки;
2) Заказчиком неправомерно не установлено в Конкурсной документации требование к участникам закупки о наличии специализированной лицензий (далее - Лицензия), а также объединение в единую закупку работ по модернизации и сопровождению работ по аттестации.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 20.07.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 111 466 600 рублей;
4) источник финансирования - финансирование за счет бюджетных средств; КБК - 10804092420890019242, 10804092420890019244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 12.08.2020.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а именно отсутствуют функциональные требования к текущей версии АИС СМЭВ (далее - Система), отсутствуют детальные требования к проведению работ по переаттестации системы, а также не установлен объем выполняемой работы.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, положениями Конкурсной документации, объектом закупки является оказание услуг по развитию и эксплуатации, включая методическую поддержку, автоматизированной информационной системы организации межведомственного электронного взаимодействия Федерального дорожного агентства с федеральными органами исполнительной власти в части обеспечения использования отечественного программного обеспечения, перехода на оказание государственных услуг в электронном виде и автоматизации процесса мониторинга государственных услуг.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что текущее состояние Системы, в том числе действующие требования к аппаратному обеспечению описаны в пункте 7 Технического задания Конкурсной документации.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Система аттестована на соответствие требованиям информационной безопасности (Аттестат соответствия требованиям информационной безопасности от 15 декабря 2019 года N К/КРС/19/12/2). В связи с вносимыми изменениями в Систему после завершения работ, до ввода системы в эксплуатацию требуется проведение повторной аттестации (переаттестации).
Вместе с тем, объем и перечень работ по аттестации информационной системы, утверждены Приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (далее - Приказ ФСТЭК), что также соответствует пункту 7 Технического задания Конкурсной документации.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в предоставлении государственных услуг задействованы следующие системы Федерального дорожного агентства:
- "Система электронного документооборота и делопроизводства" Корпоративной информационной системы управления Федерального дорожного агентства,
- Информационная система оказания государственной услуги "Выдача специальных разрешений на автомобильную перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов" (ИС "КТГ-Услуга");
- Прикладная система "Единый государственный реестр автомобильных дорог" Автоматизированной системы управления Федерального дорожного агентства";
- Информационная система оказания государственной услуги "Выдача специальных разрешений на международную автомобильную перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов в электронном виде" (ИС "РДС-Услуга").
При этом вышеперечисленные системы обладают технической возможностью для осуществления взаимодействия с внешними системами. Таким образом, указанное условие не влияет на объем работ.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что вышеуказанная информация содержится в ответе на запрос разъяснений.
При этом представители Заявителя на заседание Комиссии не явились, а также в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представили, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Заказчиком неправомерно не установлено в Конкурсной документации требование к участникам закупки о наличии Лицензии, а также объединено в единую закупку работы по модернизации и сопровождению работ по аттестации.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требовании к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" ввод системы в эксплуатацию не допускается при невыполнении установленных законодательством Российской Федерации требований о защите информации, включая отсутствие действующего аттестата соответствия требованиям информационной безопасности.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с требованиями Технического задания Конкурсной документации и проекта государственного контракта Конкурсной документации участник закупки вправе привлечь субподрядные организации. Таким образом, требования к наличию у исполнителя лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации не предъявляются.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 12 Приказа ФСТЭК России от 11.12.2013 N 17 защита информации, содержащейся в информационной системе, является составной частью работ по созданию и эксплуатации информационной системы и обеспечивается на всех стадиях (этапах) ее создания, в ходе эксплуатации и вывода из эксплуатации путем принятия организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации в информационной системе, в рамках системы (подсистемы) защиты информации информационной системы.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется ввиду Приказ ФСТЭК РФ от 11.02.2013 N 17.
На основании вышеизложенного, работы по аттестации информационной системы по требованиям защиты информации, являются неотъемлемой частью работ по развитию и эксплуатации информационной системы.
При этом представители Заявителя на заседание Комиссии не явились, а также в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представили, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
Признать жалобу ООО "Д" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.