Решение ФАС РФ от 06.08.2020 N 223ФЗ-614/20

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ"
Редакция от 06.08.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2020 г. N 223ФЗ-614/20

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "Л" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего Комиссии - заместителя начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Корневой Е.Д.,

членов комиссии:

заместителя начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Цакоева Х.В.,

советника Управления контроля размещения государственного заказа Кореповой В.В.,

главного государственного инспектора правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Эминовой В.Г. (далее - Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

"М": Д. (доверенность от 25.12.2019 N ФР-31-777/19), Б.Д. (доверенность от 25.12.2019 N ФР-31-779/19), Т. (доверенность от 25.12.2019 N ФР-31-776/19),

ООО "Л": Б.М. (приказ о назначении на должность от 09.11.2010),

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Л" от 28.07.2020 N 30 на действия (бездействие) заказчика "М" при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика на период выполнения проектно-изыскательских работ и на период строительства, на выполнение проектно-изыскательских и подрядных работ по строительству объекта: "Жилой дом с инженерными сетями и благоустройством территории (со сносом здания по адресу: г. Москва, район Текстильщики, кв-л Грайвороново 90А, корп. 12)" по адресу: г. Москва, Грайвороново, кв. 90А, корп. 12, район Текстильщики, (Юго-Восточный административный округ) (извещение N 32009326671) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "Л" (далее - Заявитель) от 28.07.2020 N 30 на действия (бездействие) заказчика "М" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика на период выполнения проектно-изыскательских работ и на период строительства, на выполнение проектно-изыскательских и подрядных работ по строительству объекта: "Жилой дом с инженерными сетями и благоустройством территории (со сносом здания по адресу: г. Москва, район Текстильщики, кв-л Грайвороново 90А, корп. 12)" по адресу: г. Москва, Грайвороново, кв. 90А, корп. 12, район Текстильщики, (Юго-Восточный административный округ) (извещение N 32009326671) (далее - Конкурс, Жалоба).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации" и Постановлением Правительства г. Москвы от 08.08.2017 "Об учреждении "М" при осуществлении закупок товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Законом о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 16.07.2020;

2. начальная (максимальная) цена договора - 2 619 892 044 рубля;

3. дата окончания подачи заявок - 03.08.2020;

4. дата рассмотрения заявок - 05.08.2020;

5. дата подведения итогов - 05.08.2020.

6. на участие в Конкурсе подано 3 заявки.

В целях изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 05.08.2020 до 06.08.2020.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что Заказчиком при проведении Конкурса нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

1. Заказчиком принято неправомерно решение об объединении в один лот строительно-монтажных, инженерно-изыскательных работ, а также работ по исполнению функций технического заказчика;

2. Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к составу заявки участника закупки в части заверения документов заявки печатью участника закупки, а также в части требования указания конкретных характеристик товара, используемого при выполнении работ по предмету закупки;

3. Заказчиком принято неправомерное решение о проведении закупки не в электронной форме;

4. Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников Конкурса по не стоимостным критериям оценки;

5. Заказчиком в проекте договора неправомерно не установлены обязательные условия исполнения договора в части перехода исключительных прав на результат выполнения работ по предмету закупки.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерно решение об объединении в один лот строительно-монтажных, инженерно-изыскательных работ, а также оказание услуг по исполнению функций технического заказчика.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В соответствии с Документацией предметом закупки является выполнение проектно-изыскательских и подрядных работ по строительству объекта, а также оказание услуг по исполнению функций технического заказчика.

Согласно пункту 16.4 Документации к участникам закупки установлено требование о том, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования с правом выполнения видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства (кроме особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, объектов использования атомной энергетики) и отвечать требованиям, предусмотренным градостроительным кодексом Российской Федерации и действующего законодательства Российской Федерации.

При этом в подтверждение указанному требованию участник закупки в составе заявки должен представить, в том числе, действующую выписку из реестра членов саморегулируемой организации о соответствии члена СРО 3 (и выше) уровню ответственности, предусмотренному частями 13 статьи 55.16 градостроительного кодекса Российской Федерации, о соответствии члена СРО 3 (или выше) уровню ответственности в области архитектурно-строительного проектирования, а также о соответствии члена СРО 1 (или выше) уровню ответственности в области инженерных изысканий, предусмотренному частью 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Частями 1, 3 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять заключенные с использованием конкурентных способов заключения договоры подряда на выполнение инженерные изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответствующей саморегулируемой организации, а также при соблюдении в совокупности следующих условий:

1. наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;

2. если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом части 3 статьи 55.8 ГрК РФ договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

В соответствии с частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что согласно требованиям Документации участник закупки должен быть членом СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, а также в области капитального строительства с предоставлением соответствующих выписок из реестра СРО.

Вместе с тем, изучив техническое задание Документации, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанные положения Документации в части установления требования о наличии у участника закупки одновременно членства в СРО в области архитектурно строительного проектирования, членства в СРО в области инженерных изысканий и членства в СРО в области капитального строительства не соответствуют требованиям Закона о закупках, поскольку выполнение каждого вида работ подразумевает наличие специальной правоспособности (членства в СРО), в связи с чем установление указанных требований Документации влечет за собой невозможность участия в такой закупке участника, не обладающего правом выполнения части работ, предусмотренных техническим заданием (например: осуществить разработку проектной документации).

Таким образом, требование Документации о том, что участник закупки должен быть одновременном членом вышеуказанных СРО, а также объединение в одном предмете закупки выполнения проектно-изыскательских работ, подрядных работ по строительству объекта и оказания услуг по исполнению функций технического заказчика ограничивает количество участников закупки, что не соответствует требованиям Закона о закупках.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пунктов 1, 9 части 10 статьи 4, пункт 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к составу заявки участника закупки в части заверения документов заявки печатью участника закупки, а также в части требования указания конкретных характеристик товара, используемого при выполнении работ по предмету закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть установлены, в том числе, требования к составу заявок участников закупок.

2.1. Положениями пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", а также пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.

Согласно инструкции Документации по заполнению заявки участника закупки все листы заявки (тома заявки) участника закупки должны быть прошиты и пронумерованы, при этом такая заявка должна быть скреплена печатью участника Конкурса.

При этом указанной инструкцией предусмотрено, что в случае ненадлежащего исполнения участником закупки указанных требований Документации является основанием для отказа в допуске к участию в Конкурсе такому участнику.

Вместе с тем, учитывая действующее законодательство об обществах, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что указанное положение Документации является излишним и ограничивает количество участников закупки, поскольку участник закупки, не имеющий печати для заверения своей заявки, подлежит отклонению Заказчиком по вышеуказанным основаниям Документации.

2.2. Согласно пункту 4.3.1.6 Документации участник закупки в составе заявки должен представить техническое предложение, оформленное по форме приложения N 7 Документации.

При этом указанным пунктом также предусмотрено, что в случае, если предметом закупки являются выполнение работ, оказание услуг для выполнения или оказания которых используется товар, то наряду с указанными требованиями техническое предложение участника закупки должно включать в себя, в том числе, конкретные показатели выполняемых работ, оказываемых услуг.

Также согласно указанному пункту Документации все сведения об используемых при оказании услуг и выполнении работ (товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, модели, промышленные образцы при их наличии, наименование страны происхождения товара) обязательны к указанию в техническом предложении.

Вместе с тем, учитывая предмет закупки, которым является, в том числе разработка проектно-сметной документации, а также тот факт, что Документация не содержит требований к функционально-техническим характеристикам товара, используемого при оказании услуг и выполнении работ по предмету закупки, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что указанные положения Документации вводят участником закупки в заблуждение и не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке, что будет являться основанием для отклонения заявки такого участника закупки.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение о проведении закупки не в электронной форме с предоставлением заявки, а также запросов на разъяснения положений Документации на бумажном носителе.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим деятельность заказчика, является положение о закупке.

При этом согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений), а также иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно пункту 15 Документации заявки на участие в закупке подаются участниками на бумажном носителе.

При этом в соответствии с пунктом 18 Документации запросы о разъяснении положений конкурсной документации, подаваемые в письменном виде по форме Приложения N 12 должен предоставляться по адресу: <...>. Запрос о разъяснении положений конкурсной документации, поданный в ином порядке, рассмотрению не подлежит.

В соответствии с разделом 9(1) Положения о закупке предусмотрено проведение закупочной процедуры путем конкурса не в электронной форме.

Согласно пункту 9(1).10 Положения о закупке при проведении процедуры закупки в письменной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, осуществляется в письменной форме по адресу и в порядке, установленным в документации о закупке. Размещение в ЕИС таких разъяснений обеспечивается Заказчиком.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что Конкурс проводится в соответствии с требованиями Закона о закупках, а также Положения о закупке, предусматривающего проведение закупочной процедуры в виде конкурса не в электронной форме.

Вместе с тем, изучив имеющиеся материалы, Комиссией ФАС России установлено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, местом нахождения Заказчика, а также местом предоставления Документации, предоставления разъяснений Документации и подачи заявки на бумажном носителе является г. Москва, в связи с чем, по мнению Комиссии ФАС России, проведение закупки не в электронной форме во время введения в соответствующем субъекте Российской Федерации ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, признанной обстоятельством непреодолимой силы, может привести к ограничению конкуренции, а также к ограничению количества потенциальных участников закупки, не имеющих возможности представить заявку на бумажном носителе по указанному в Документации адресу, а также направить соответствующий запрос о разъяснении положений Документации.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, осуществляющего проведение Конкурса не в электронной форме, а также установившего возможность подачи запросов на разъяснение Документации исключительно в письменной форме, нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников Конкурса по не стоимостным критериям оценки.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Приложением N 4 Документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание, значимость и порядок оценки.

4.1. В соответствии с пунктом 3 Приложения N 4 установлен следующий критерий оценки: "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".

Содержание: Показателем, раскрывающим содержание критерия оценки, установлен показатель "Качество работ, качество услуг".

Порядок оценки: при оценке заявок по данному критерию лучшим условием исполнения договора признается предложение участника, набравшего наибольшее количество баллов по данному критерию (максимальное количество баллов - 100).

Показатели критерия:

Качество работ, качество услуг Максимальная оценка по показателю - 100 баллов. Содержание: Оцениваются предложения, направленные на повышение качества оказания услуг/выполнения работ, дополняющие Техническое задание, входящее в состав Конкурсной документации, по следующим направлениям:

Предложение 1: представлен пример заполнения детального понедельного графика (приложения N 1а к проекту договора), предлагаемого участником к использованию при исполнении договора, заключенного по результатам настоящего конкурса (30 баллов).

Предложение 2: представлен пример методики выполнения строительных работ, предлагаемой участником к использованию при исполнении договора, заключенного по результатам настоящего конкурса. Предложение участника оценивается в зависимости от количества описанных видов работ. Каждый описанный вид работы должен содержать следующие компоненты:

- последовательность описания;

- применяемые способы (технологии, оборудование).

Каждый описанный вид работы, соответствующий указанным требованиям, оценивается в 4 балла; 10 и более таких пунктов перечня оценивается в 40 баллов. (40 баллов максимально).

Предложение 3: Представлен пример информации по технике безопасности и охране труда при выполнении работ, предлагаемой участником к использованию при исполнении договора, заключенного по результатам настоящего конкурса. Информация должна содержать следующие компоненты:

- последовательность описания;

- применяемые способы (технологии, материалы, оборудование) (30 баллов).

Порядок начисления баллов: комиссия оценивает предложения участников, повышающие качественные характеристики оказываемых услуг/выполнения работ в соответствии с установленной в показателе шкалой оценки. Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению), определяется как сумма баллов, присвоенных по каждому предложению участника, соответствующему указанным выше условиям оценки по данному показателю, с учетом коэффициента значимости показателя (КЗ). Лучшие условия исполнения договора соответствуют большему значению суммы баллов. Оценка в 0 баллов по показателю будет присвоена Заявке, в которой:

- предложение по критерию (показателю) не представлены;

- отсутствуют указанные выше предложения по данному критерию (показателю), либо ни одно предоставленное предложение не представлено полностью (отсутствует одно или несколько составляющих, в случае, если предложение по условию должно состоять из нескольких, связанных между собой составляющих компонентов);

- в качестве предложения представлено полное или частичное изложение, либо дословное копирование всего Технического задания, либо его отдельных частей, условий или технических требований, без указанных выше дополнительных предложений;

- в качестве предложения по критерию предложено исполнить договор в соответствии с Техническим заданием, но ни одно из вышеуказанных дополнительных предложений не представлено".

Вместе с тем, Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, а также указанный порядок оценки установила, что порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен Заказчиком ненадлежащим образом и не позволяет выявить наилучшие условия исполнения договора, заключаемого по результатам проведения Конкурса, поскольку не представляется возможным определить, в соответствии с какой формой и какими требованиями участникам закупки необходимо подготовить и представить вышеуказанные сведения с приложением подтверждающих документов в целях присвоения баллов по по указанному критерию.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что порядок оценки по вышеуказанному критерию установлен ненадлежащим образом и может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, а также не позволяет участникам Конкурса надлежащим образом сформировать заявку и, как следствие, получить максимальное количество баллов по указанному критерию.

4.2. В соответствии с пунктом 2 Приложения N 4 установлен следующий критерий оценки: "Наличие опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров".

При этом предметом закупки является выполнение проектно-изыскательских и подрядных работ по строительству объекта, а также оказание услуг по исполнению функций технического заказчика.

При этом согласно условиям начисления баллов по указанному критерию "Оценивается заявка участника закупки по наличию опыта оказания услуг по исполнению функций технического заказчика на период выполнения проектно-изыскательских работ и на период строительства, на выполнение проектно-изыскательских и подрядных работ по строительству жилого дома с инженерными сетями и благоустройством территории. Договор (контракт) должен быть заключен в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ".

Кроме того, согласно указанному порядку оценки в случае предоставления в составе заявки предложения по указанному критерию не в полном объеме (отсутствует опыт, например, по части работ по предмету закупки) такому участнику присваивается 0 баллов.

Вместе с тем, изучив указанный порядок оценки заявок участников Конкурса, Комиссия ФАС России приходит к выводу об отсутствии объективности указанного порядка оценки заявок, поскольку заявка участника закупки подлежит оценке только в случае наличия у участника закупки опыта одновременно по всем видам работ и услуг, предусмотренных предметом закупки, что не позволяет выявить лучшие условия исполнения договора, а также не позволяет получить максимальное количество баллов участникам, имеющих опыт только по части работ (например, работ по капитальному строительству).

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, установившего в Документации ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по критериям "Опыт участника", "Качество работ, качество услуг", нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в проекте договора неправомерно не установлены обязательные условия исполнения договора в части перехода исключительных прав на результат выполнения части работ по предмету закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в ЕИС размещаются информация о закупке, в том числе проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что проект договора составлен в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке, исходя из предмета закупки.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, позволяющих Комиссии ФАС России прийти к выводу об обоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения Закона о закупках.

6. В соответствии с пунктом 16.7 Документации установлено требование к участнику о том, что участник должен располагать соответствующими финансовыми ресурсами "(наличие денежных средств на счетах, денежных средств, отраженных по данным бухгалтерской отчетности и т.п.)", а также установлен порядок расчета коэффициента соизмеримости выручки от основной деятельности с начальной (максимальной) ценой договора (не менее 0,17).

При этом указанные сведения подтверждаются бухгалтерской отчетностью за два последних завершенных календарных (финансовых) года.

Вместе с тем, отсутствие у участника закупки до заключения договора соответствующих финансовых ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку такие финансовые ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подписания договора. Вышеуказанное квалификационное требование Документации налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе, что не соответствует требования Закона о закупках.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего указанные требования Документации в части наличия у участника Конкурса соответствующих финансовых ресурсов, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "Л" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 28.07.2020 N 30 на действия (бездействие) заказчика "М" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика на период выполнения проектно-изыскательских работ и на период строительства, на выполнение проектно-изыскательских и подрядных работ по строительству объекта: "Жилой дом с инженерными сетями и благоустройством территории (со сносом здания по адресу: г. Москва, район Текстильщики, кв-л Грайвороново 90А, корп. 12)" по адресу: г. Москва, Грайвороново, кв. 90А, корп. 12, район Текстильщики, (Юго-Восточный административный округ) (извещение N 32009326671) обоснованной в части доводов о том, что:

- Заказчиком принято неправомерно решение об объединении в один лот строительно-монтажных работ, инженерно-изыскательных работ, а также работ по исполнению функций технического заказчика;

- Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к составу заявки участника закупки в части заверения документов заявки печатью участника закупки, а также в части требования указания конкретных характеристик товара, используемого при выполнении работ по предмету закупки;

- Заказчиком принято неправомерное решение о проведении закупки не в электронной форме;

- Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников Конкурса по не стоимостным критериям оценки.

2. Признать "М" нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 1, 2, 9, 13, 14 части 10 статьи 4, пункт 3 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 06.08.2020 N 223ФЗ-614/20.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 06.08.2020 N 223ФЗ-614/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Ведущий Комиссии ФАС России
Е.Д. КОРНЕВА

Члены Комиссии ФАС России
Х.В. ЦАКОЕВ
В.В. КОРЕПОВА
В.Г. ЭМИНОВА