ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 8 апреля 2019 г. N 19/44/99/157
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 07.02.2019 N 147/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "С" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГКУ "Д" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией ГКУ "Д" (далее - Аукционная комиссия), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Многопрофильный лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера, г. Севастополь" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0874200000119000002) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 07.02.2019 N 147/19,
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком не размещена в ЕИС проектная документация в полном объеме, а именно отсутствует том 11 "02-17/ПИР-44-СМ: Смета на строительство объектов капитального строительства";
2. Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено условие о казначейском сопровождении;
3. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен график исполнения контракта;
4. Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к антидемпинговым мерам не в соответствии с действующей редакцией Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 19.03.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 521 720 150 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года"; КБК 41.20.20180;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 04.04.2019;
6) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
7) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком не размещена в ЕИС проектная документация в полном объеме, а именно отсутствует том 11 "02-17/ПИР-44-СМ: Смета на строительство объектов капитального строительства".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно части 6 статьи 72 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в том числе, в соответствии проектной документацией.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.
При этом, частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что проектная документация, разработанная в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", размещена в ЕИС в полном объеме, что позволяет определить объект закупки и сформировать заявку на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в составе проектной документации по объекту "Многопрофильный лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера, г. Севастополь" содержится, в том числе, том 11 "02-17/ПИР-44-СМ: Смета на строительство объектов капитального строительства", включающий ряд локальных смет и общие сметные расчеты по объектам.
Вместе с тем, в ЕИС 19.03.2019 размещен сводный сметный расчет (приложение N 1 к техническому заданию документации об Аукционе), при этом, локальные сметы и общие сметные расчеты по объектам отсутствуют.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Заказчиком самостоятельно устранено нарушение путем размещения в ЕИС 25.03.2019 локальных смет и общих сметных расчетов по объектам, при этом на момент рассмотрения жалобы у Комиссии отсутствуют сведения о том, что указанное нарушение повлекло нарушение прав или законных интересов третьих лиц.
2. Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено условие о казначейском сопровождении контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон N 459) утверждены правила казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации.
Пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона N 459 установлено, что казначейскому сопровождению подлежат целевые средства, в том числе, авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более.
Пунктом 7.1.2. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, Заказчик производит перечисление целевого авансового платежа в размере 20% цены Контракта.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что согласно пункту 8.4.3. документации об Аукционе информация о казначейском сопровождении контракта содержится в проекте контракта, а именно в пункте 7.1.2.1.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлен незаполненный график исполнения контракта.
В соответствии с частью 12 статьи 34 Закона о контрактной системе если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
Согласно пункту 1.2. проекта государственного контракта документации об Аукционе "Подрядчик обязуется в установленные Контрактом сроки выполнить строительные и монтажные работы, обеспечивающие ввод и нормальную эксплуатацию Объекта в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области проектирования и строительства, градостроительного плана земельного участка, технической (проектной, рабочей, сметной) документацией, в соответствии с Расчетом цены контракта (Приложение N 1 к настоящему Контракту), Графиком выполнения работ (Приложение N 2 к настоящему Контракту) и Графиком оплаты выполненных работ (Приложение N 3 к настоящему Контракту), а также иными условиями настоящего Контракта, включая возможные работы, определенно в нем не упомянутые, но необходимые для полного сооружения Объекта и нормальной его эксплуатации".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно пунктами 5.2.2., 5.2.2.1. проекта государственного контракта документации об аукционе "В течение 10 (десяти) рабочих дней с даты предоставления Подрядчиком на согласование Графика выполнения работ (Приложение N 2 к настоящему Контракту), Графика оплаты выполненных работ (Приложение N 3 к настоящему Контракту), Перечня видов и объемов работ, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по строительству объекта (Приложение N 4 к настоящему Контракту) согласовать вышеуказанные документы, либо направить Подрядчику замечания к их содержанию и (или) оформлению с указанием срока устранения замечаний. В течение 10 (десяти) рабочих дней утвердить Дополнительным соглашением к настоящему Контракту согласованные График выполнения работ (Приложение N 2 к настоящему Контракту) и График оплаты выполненных работ (Приложение N 3 к настоящему Контракту), Перечень видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по строительству объекта (Приложение N 4 к настоящему Контракту)".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих, что в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен график исполнения контракта.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к антидемпинговым мерам не в соответствии с действующей редакцией Закона о контрактной системе.
Согласно частям 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в пункте 8.2. "Антидемпинговые меры при проведении электронного аукциона" документации об Аукционе установлены требования в отношении антидемпинговых мер в соответствии с действующей редакцией Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих, обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Решениями Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 27.03.2019 по делу N 19/44/105/725, от 04.04.2019 по делу N 19/44/105/860 в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в не размещении в ЕИС одновременно с публикацией извещения и документации о проведении Аукциона локальных смет, общих сметных расчетов по объектам, в не установлении в техническом задании документации об Аукционе по ряду товаров неправомерно или ненадлежащем установлении единиц измерения характеристик товаров, а также в установлении требований к товарам, не позволяющих указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующих требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе сведений о результатах испытаний товаров, используемых при выполнении работ, показателях технологических процессов изготовления товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, сведений в отношении упаковки и маркировки товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также в размещении в ЕИС технического задания документации об Аукционе в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования показателей ряда товаров, и не позволяющем определить обозначения размеры товаров, указанные в чертежах;
- части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в проекте государственного контракта конкретного значения объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
- части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в проекте государственного контракта документации об Аукционе требования к исполнителю по государственному контракту о необходимости согласовывать с Заказчиком соисполнителей (субподрядчиков), привлекаемых для выполнения работ по государственному контракту.
В связи с чем, Заказчику, Аукционной комиссии выдано предписание от 04.04.2019 по делу N 19/44/105/860 при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе не учитывать ненадлежащие требования к товарам в соответствии с Законом о контрактной системе и с учетом решения от 04.04.2019 по делу N 19/44/105/860.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 07.02.2019 N 147/19, Комиссия
решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 30, части 6 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решений от 27.03.2019 по делу N 19/44/105/725, от 04.04.2019 по делу N 19/44/105/860, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решений от 27.03.2019 по делу N 19/44/105/725, от 04.04.2019 по делу N 19/44/105/860 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.