ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 2 апреля 2019 г. по делу N 19/44/99/138
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 07.02.2019 N 147/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "СК" "Атмосфера" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Московского областного суда (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Московского областного суда (далее - Аукционная комиссия), ООО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования помещений и здания Московского областного суда (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0148100001919000009) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 07.02.2019 N 147/19,
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе установлены противоречивые требования к составу заявки на участие в Аукционе;
2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке страны происхождения товаров;
3. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам ряда товаров, используемых при оказании услуг в рамках исполнения государственного контракта;
4. Заказчиком в документации об Аукционе не установлены надлежащим образом требования к объему услуг, подлежащих оказанию в рамках исполнения государственного контракта.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя, и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 01.04.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 02.04.2019.В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 05.03.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 40 853 750 рублей;
3) источник финансирования - федеральный бюджет. КБК: 43801059090090019244;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 21.03.2019;
6) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки, 1 из которых признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
7) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к составу заявки на участие в Аукционе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о проведении закупки, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 19 информационной карты документации об Аукционе.
Пункт 19 информационной карты документации об Аукционе содержит указание на пункт 1.16 документации об Аукцион, согласно которому в составе первой части заявки участникам необходимо представить согласие участника Аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Кроме того, согласно пояснениям представителя Заказчика, пунктом 20 информационной карты документации об Аукционе "инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе" (далее - Инструкция) конкретные показатели, указываемые в первой части заявки на участие в Аукционе, должны соответствовать значениям, установленным в Приложении N 4 к техническому заданию части 4 документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке страны происхождения товаров.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, представляемых в составе второй части заявки на участие в Аукционе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что в приложении N 4 к техническому заданию документации об Аукционе установлено следующее требование:
"Участник закупки представляет по рекомендованной форме информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, соответствующих значениям, а также сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), наименовании страны происхождения товара".
При этом в документации об Аукционе, извещении о проведении закупки не установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, неправомерно установившего требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке сведений о стране происхождения товаров, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку по указанному основанию заявки не отклонялись.
3. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам ряда товаров, используемых при оказании услуг в рамках исполнения государственного контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в техническом задании документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к характеристикам товара, используемому в рамках исполнения государственного контракта: "пункт 52 "Провод ПВС" - "номинальная толщина изоляции и оболочки" - ">=0,7" соответствие ГОСТ 7399-2007; пункт 70 "Провод ПВС": "номинальная толщина изоляции и оболочки" - ">=0,6" соответствие ГОСТ 7399-2007".
При этом, согласно ГОСТ 7399-97 параметры "Номинальная толщина изоляции" и "Номинальная толщина оболочки" имеют различные значения.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товара, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значения, предусмотренные ГОСТ.
Кроме того, в техническом задании документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к характеристикам товара, используемому в рамках исполнения государственного контракта: пункт 80 "Кабель экранированный" - "Количество и сечение жил 2х0.75, 3х0.75 шт. х мм2", "Максимальный наружный диаметр: Не более 8,5 мм"; пункт 55 "Винты самонарезающие ГОСТ 11650-80" установлены требования: "Номинальный диаметр резьбы 3, 5 мм" "Шаг резьбы Не менее 1,25 мм" "Диаметр головки Не более 8,5 мм" "Высота головки Не менее 2,1 мм" "Ширина шлица Не более 1,51 мм" "Глубина шлица Не менее 1,0 мм".
При этом в Заказчиком в ЕИС 18.03.2019 размещены ответы на запросы разъяснений документации об Аукционе, согласно которым в отношении пункта 55 участнику закупки необходимо по показателю "Максимальный наружный диаметр" представить одно конкретное значение, а в отношении пункта 55 по показателю "Номинальный диаметр резьбы" - по два конкретных значения для винтов с диаметром резьбы 3 и 5 мм".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе по аналогичным показателям товаров установлены противоречивые требования в отношении конкретных значений, подлежащих указанию в составе первой части заявки на участие в Аукционе, что вводит потенциальных участников в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в закупке.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в техническом задании документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к характеристикам товара, используемого в рамках исполнения государственного контракта: "пункт 74 товар "Кабель силовой соответствие ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 22483-2012" - "По показателю пожарной опасности не распространяющие горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением", "Материал наружной оболочки" "Из поливинилхлоридного пластиката, в том числе пониженной горючести или пониженной пожарной опасности".
Согласно подпункту "е" пункта 4.1 ГОСТ 31996-2012: по исполнению в части показателей пожарной опасности товар "кабель" подразделяется, в том числе, на не распространяющие горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением (нг-LS);
При этом, согласно пункту 4.2. указанного ГОСТ материал изготовления наружной оболочки для кабеля с не распространяющего горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением (нг-LS) может быть исключительно из поливинилхлоридного пластиката, пониженной пожарной опасности".
При этом, в техническом задании участнику закупки представлена возможность в составе заявки указать материал "пониженной горючести", что, по мнению Комиссии, вводит потенциальных участников в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в закупке.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены надлежащим образом требования к объему услуг, подлежащих оказанию в рамках исполнения государственного контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с приложением N 2 к техническому заданию "Объем оказываемых услуг по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования помещений и здания Московского областного суда" часть услуг оказывается с периодичностью: "Полная ревизия с устранением всех выявленных недостатков" 1 раз в 3 года, "Гидравлические и пневматические испытания трубопроводов на герметичность и прочность" 1 раз в 3,5 года, "Измерение сопротивления изоляции электрических цепей" 1 раз в 3 года, "Замена аккумуляторных батарей резервных источников питания" 1 раз в 3 года. - Замена поврежденных труб и прочистка - по необходимости - Проверка и замена неисправных блоков в аппаратуре - по мере необходимости; - Замена изношенных частей и оборудования - по мере необходимости; - Замена неисправных элементов в аппаратуре - по мере необходимости; - Замена ламп внутреннего и внешнего освещения - по мере необходимости".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что документация об Аукционе содержит информацию о характеристиках здания, услуги по обслуживанию которого необходимо оказывать в рамках исполнения государственного контракта, о наименовании инженерных систем и оборудования, об ориентировочных объемах трудовых ресурсов, также установлена спецификация на оборудование, подлежащего эксплуатационно-техническому обслуживанию с указанием количественных характеристик, в связи с чем, согласно пояснениям представителей Заказчика, сведений, установленных в техническом задании документации об Аукционе, достаточно для определения участником закупки объема средств и ресурсов, необходимых для исполнения государственного контракта.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержат конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в электронном аукционе от 22.03.2019 N 0148100001919000009-1-1 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером "4" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением несоответствующей информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе содержит, в том числе следующие требования к товарам, подлежащим поставке в рамках исполнения государственного контракта: а именно: пункт 39 "Кран контрольный трехходовой": "Тип управления" - "Ручное, бабочка или рычаг", "Длина рычага" ">50" "мм".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция) "В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
При этом представители Заказчика представили заявку Заявителя, поданную на участие в Аукционе, содержащую следующее предложение в отношении вышеуказанных характеристик товаров: пункт 39 "Кран контрольный трехходовой": "Тип управления" - "Ручное, бабочка", "Длина рычага" не применяется" "мм".
Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе участнику с порядковым номером "4" в допуске участию в Аукционе, поскольку предложение участника соответствует требованиям документации об Аукционе.
Кроме того, согласно Протоколу, участнику закупки с порядковым номером "3" отказано в допуске к участию в Аукционе на основании следующего: "В документации об Аукционе установлены требования к товару N 77 "Короб с крышкой": "Количество отсеков" - "не более 3", "шт", "Размеры" "65х200 мм, с одной либо двумя перегородками, либо без них".
Первая часть заявки содержит показатели товара N 77 "Короб с крышкой": "Количество отсеков" - "2", "шт", "Размеры" "65х200 мм, с двумя перегородками", что является предоставлением недостоверной информации так как короб с двумя перегородками не может иметь 2 отсека, у короба с двумя перегородками может быть только 3 отсека, а 2 отсека имеет короб с одной перегородкой".
Вместе с тем, представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что участником с порядковым номером "3" в составе заявки представлена недостоверная информацию по позиции N 77.
На основании изложенного, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе участникам с порядковыми номерами "3" "4" в допуске участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
6. Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 47 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что с 1 января по 31 декабря 2019 года, включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.
Частью 50 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.
Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 05.03.2019.
Вместе с тем, пунктом 19 информационной карты документации об Аукционе установлено, что "Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в ЕИС и получившими аккредитацию на электронной торговой площадке.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанное требование к участникам закупки, не соответствуют части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 07.02.2019 N 147/19, Комиссия
решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.