ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 18 ноября 2020 г. N ЕД-7-8/831@
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ФНС РОССИИ ОТ 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@
В целях оптимизации первичного учета и контроля поступлений налогов, сборов, страховых взносов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, обеспечения ведения в налоговых органах процедуры внесудебного банкротства граждан приказываю:
1. Внести изменения в наименование приказа ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@, изложив в редакции: "Об утверждении единых требований к порядку ведения карточки "Расчетов с бюджетом".
2. Внести в Единые требования к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня, утвержденные приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ (далее - Требования), следующие изменения:
2.1. Наименование Требований изложить в следующей редакции: "Единые требования к порядку ведения карточки "Расчетов с бюджетом".
2.2. Пункты 1, 2, 3 Раздела I "Общие положения" Требований изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
2.3. Пункт 1 Раздела III "Порядок учета в карточках "РСБ" платежей, поступивших на соответствующие счета Федерального казначейства" Требований изложить в следующей редакции:
"1. Поступившие (возвращенные) и зачисленные на соответствующие счета Федерального казначейства суммы налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов в рамках действующих технологических процессов передаются в карточку "РСБ" в валюте Российской Федерации на основании:
- информации из расчетных документов налогоплательщиков, прилагаемых к выписке из лицевого счета АДБ;
- информации, подтверждающей исполнение решений налогового органа на уточнение, зачет (в т.ч. межрегиональный), возврат платежа, передаваемой УФНС в нижестоящие налоговые органы;
- информации из расчетных документов на основании данных ГИС ГМП.
По документам ГИС ГМП, не прошедшим квитирование с УФК, операции сторнируются в карточке "РСБ" через 3 рабочих дня, при условии, что выписки УФК с датой операционного дня равной дате приема к исполнению распоряжения плательщика, а также за 3 операционных дня, следующих за датой приема к исполнению, получены в ПП РСБ.
В случае, если документ ГИС ГМП прошел квитирование, в карточку "РСБ" передается информация о квитировании. Операция на основании данных выписки УФК в карточку "РСБ" в этом случае не передается.
Передача в карточку "РСБ" сведений об уплаченных суммах налогов (сборов, взносов) и иных обязательных платежей осуществляется в соответствии с типом и основанием платежа, указанным в расчетных документах".
2.4. В наименовании Раздела VI "Порядок отражения в карточках "РСБ" местного уровня информации о начисленных к уплате, уменьшению суммах налогов, сборов, страховых взносов" Требований исключить слова "местного уровня".
2.5. В Разделе VI "Порядок отражения в карточках "РСБ" информации о начисленных к уплате, уменьшению суммах налогов, сборов, страховых взносов" Требований слова "Информация о начисленных к уплате, уменьшению сумм налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей отражается в карточках "РСБ" на основании данных информационных ресурсов налогового органа:" до слов "в реквизите по коду 2.7 раздела XXX (приложение N 30) - отклонение показателя (+, -)" заменить текстом согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
2.6. Раздел VII "Порядок учета пеней" Требований дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной:
для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней - одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.".
2.7. Пример расчета пеней с применением ставок рефинансирования Банка России в Разделе VII "Порядок учета пеней" Требований изложить в следующей редакции:
2.8. Раздел X "Порядок учета операций, связанных с принятием решений по урегулированию задолженности" изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
2.9. Дополнить Требования разделом XII "Правила учета данных в системе "РСБ" АИС "Налог-3" и способы обеспечения их соблюдения всеми подсистемами - источниками первичных данных" и изложить в редакции согласно приложению N 4 к настоящему приказу.
2.10. Приложение N 6 "Реестр по учету поступлений и возвратов" к Требованиям исключить.
3. Установить, что указанные в пункте 1 настоящего приказа изменения вводятся начиная с вступления в силу настоящего приказа.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы методологического и организационного обеспечения ведения в системе ФНС России учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации сумм налогов (сборов), страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами.
Руководитель
Федеральной налоговой службы
Д.В. ЕГОРОВ
Приложение N 1
к приказу ФНС России
от ___________ 2020 г. N _____
1. Применительно к настоящим Требованиям используются следующие сокращения и определения:
Кодекс - Налоговый кодекс Российской Федерации;
Карточка "РСБ" - карточка "Расчетов с бюджетом";
Правила указания информации в полях расчетных документов - Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России;
ЭП - электронная подпись руководителя;
ИНН - идентификационный номер налогоплательщика;
КПП - код причины постановки на учет;
ОКТМО - общероссийский классификатор территорий муниципальных образований;
КБК - коды бюджетной классификации доходов;
АДБ - администраторы доходов бюджетов;
УФК - Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации;
УФНС - Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации;
ИФНС - инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня;
МИ по КН - межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;
ЭПД - электронные платежные документы;
Ведомость по форме N 48 - ведомость невыясненных поступлений;
Уведомление по форме N 54 - уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, страховых взносов, пени, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов, страховых взносов;
МФЦ - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
Процедура ВБГ - процедура внесудебного банкротства гражданина;
ЕФРСБ - единый федеральный реестр сведений о банкротстве;
ЖНД - Журнал учета неналоговых доходов и государственной пошлины;
ГИС ГМП - государственная информационная система государственных муниципальных платежей.
2. Налоговые органы обязаны вести карточки "РСБ" по каждому плательщику налога, сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, страховых взносах. Список КБК для ведения карточек "РСБ" определяется в соответствии со спецификами, которые актуализируются в программном обеспечении в случае изменения порядка учета обязательств.
Одно и то же юридическое (физическое) лицо в зависимости от возлагаемых на него законодательством о налогах и сборах, страховых взносах обязанностей может одновременно являться как налогоплательщиком, так и налоговым агентом. При этом плательщику открываются несколько карточек "РСБ" с указанием соответствующего значения статуса плательщика и КБК, относящегося к конкретному налогу, сбору.
Карточка "РСБ" (приложение 1 к настоящим Требованиям) состоит из призначной части (раздел I) и раздела II, характеризующего состояние расчетов плательщика с бюджетом.
В призначной части указываются: ИНН, КПП (для организации), код вида налога (сбора), КБК, ОКТМО, ОКВЭД, статус плательщика, а также другие признаки, идентифицирующие плательщика.
Раздел II карточки "РСБ" содержит информацию о состоянии расчетов с бюджетом, который включает следующие блоки:
3. Отражение информация в карточках "РСБ" АИС "Налог" осуществляется автоматизировано в соответствии с данными технологического процесса 103.06.15.01.0010 "Проводка операций в КРСБ".
Для достоверного состояния расчетов с бюджетом плательщика подсистема РСБ получает от соответствующих подсистем (технологические процессы, которые являются источником операций, формируемых проводку) информацию, сформированную на основании данных выписки УФК, ГИС ГМП, первичных/уточненных деклараций (расчетов), представленных налогоплательщиком; расчета по авансовым платежам; решений налоговых органов по результатам камеральной налоговой проверки; решений по результатам выездной налоговой проверки; решений судебных органов; решений вышестоящих налоговых органов, сведений об изменении страховых взносах, поступающих из Фондов и т.д.
Отражение операций напрямую в карточке "РСБ", минуя соответствующий технологический процесс, не допускается.
В карточке "РСБ" не допускается нарушение хронологии ввода информации, операции отражаются по дате их получения (дате записи).
Проводка, передаваемая в карточку "РСБ", должна содержать обязательные реквизиты:
- дата начала исчисления пени;
- ОКТМО;
- УИН начисления (для операций начисления);
- ID первичной операции, по которой проводится корректировка, сторнирование, приостановка операций взыскания или мероприятия урегулирования задолженности;
- ID целевой карточки "РСБ" для проводки операции (при наличии).
За достоверность, полноту и состав передаваемой информации для формирования и отражения проводки в карточку "РСБ" ответственность несет структурное подразделение, которое является владельцем технологического процесса, в рамках работы которого сформирована и передана информация.
Аналогичная ответственность возлагается на владельца технологического процесса в случае не передачи (несвоевременной или некорректной передачи) сведений.
В случае, если нет основания для открытия карточки "РСБ" (например, плательщик снят с учета по разным основаниям, в том числе в связи со смертью физического лица) или операция, переданная в проводку, сформирована смежной подсистемой с ошибками в реквизитах, установленными Справочником специфик и настоящими правилами учета, то операция не проводится в карточку "РСБ" и возвращается в соответствующую подсистему.
Решения по результатам контрольных мероприятий, сведения из которых подлежат отражению в карточку "РСБ", передаются в подсистему РСБ в день вступления в силу решения.
В случае поступления в карточку "РСБ" из начисляющей подсистемы проводки (на основании декларации, расчетов и т.д.) с ненаступившим сроком уплаты запуск проводки выполняется ПП РСБ в автоматическом режиме на следующий день за установленным в проводке сроком уплаты налога (сбора).
До наступления срока уплаты операции, переданные смежными технологическими процессами, в карточку "РСБ" не проводятся.
Например, в рамках проведения кампании по исполнению налогоплательщиками физическими лицами налоговой обязанности по уплате имущественных налогов и НДФЛ за налоговый период 2019 года по сроку уплаты 01.12.2020, дата запуска проводки должна приходиться на 02.12.2020.
Исправление ошибок переданной информации производится путем передачи операции "сторно".
Ошибочная запись сторнируется, и вводится запись "Сторно операции от ________ (указывается дата ввода неверной записи)". После этого вводятся правильные данные. Сторнирование ошибочной записи и ввод правильных данных производятся по дате обнаружения ошибки и ввода соответствующих исправлений.
При этом, для одной карточки "РСБ" обязательна увязка ошибочной записи - операции сторно и новой операции.
При корректировке в карточку "РСБ" передаются операции, которые содержат специфику корректировки (сторнирование начислений по неверному реквизиту и их отражение по верному реквизиту).
В случае, если по операции, требующей исправления, применены меры принудительного взыскания, корректировка допускается только в части неверно введенного реквизита.
Изменение реквизита в операции корректировки может привести к перерасчету пени.
Не допускается нарушение хронологии ввода информации.
Сторнирование начисленных к уплате сумм, ошибочно введенных в предшествующие периоды, и ввод правильных данных влияет на сальдо расчетов текущего периода.
По решениям судов информация отражается в карточках "РСБ" после вступления соответствующих актов в законную силу.
Все операции, связанные с отражением в карточке "РСБ" решений судебных органов, проводятся после предварительного согласования с юридическим отделом соответствующего налогового органа.
Приложение N 2
к приказу ФНС России
от ___________ 2020 г. N _____
VI. Порядок отражения в карточках "РСБ" информации о начисленных к уплате, уменьшению суммах налогов, сборов, страховых взносов
Информация о начисленных к уплате, уменьшению сумм налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей отражается в карточках "РСБ" на основании данных информационных ресурсов налогового органа, технологические процессы которых взаимодействуют в части передачи операций начислений с технологическим процессом 103.06.15.01.0010 "Проводка операций в КРСБ".
Исчисленные к уплате (доплате), уменьшению суммы налогов, сборов, страховых взносов отражаются в карточках "РСБ" в хронологическом порядке в валюте Российской Федерации.
Графы 1 - 4 заполняются в порядке, изложенном в пункте 4 раздела IV настоящих Требований.
В графе 5 отражается документ, являющийся основанием для проведения соответствующих операций, указанных в графе 2 карточки "РСБ".
В графе 6 указывается дата получения (регистрации в налоговом органе) декларации (уточненной декларации), расчета авансовых платежей, дата решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по результатам налоговой проверки или другого документа, отраженного в графе 4 и определяющего (изменяющего) сумму начислений.
В графе 7 указывается срок уплаты исчисленной суммы налога (сбора), установленный законодательством о налогах и сборах, страховых взносах, независимо от даты представления декларации и указания сумм "к уплате" или "к уменьшению". Если представлены уточненные декларации за предыдущие отчетные (налоговые) периоды, в графе 6 указывается установленный срок уплаты за тот отчетный (налоговый) период, по которому вносится исправление.
При отражении в карточках "РСБ" налоговых санкций на основании решений налоговых, судебных органов, решений вышестоящих налоговых органов, отменяющих (изменяющих) решение нижестоящих налоговых органов, в графе 7 указывается дата соответствующего решения.
Начисленные по результатам контрольных мероприятий суммы проводятся в карточку "РСБ" из соответствующих решений, зафиксированных в информационных ресурсах налоговых органов. При этом в целях соблюдения непрерывности расчета пеней на недоимку, выявленную в результате проведения контрольных мероприятий, в графе 7 указывается дата, по которую начислены пени.
В графах 8 и 9 указываются суммы, начисленные соответственно к уплате или уменьшению.
При отражении в информационных ресурсах данных уточненных деклараций в проводке для карточки "РСБ" передается разница между суммой налога, исчисленной к уплате (уменьшению/возмещению), по данным налогоплательщика в первичной (уточненной) и последующей уточненной декларации.
При этом, сальдо расчетов с бюджетом по состоянию на 1 января текущего года и на даты, предшествующие дате проведения в карточке "РСБ", изменению не подлежат.
Приложение N 3
к приказу ФНС России
от ___________ 2020 г. N _____
X. Порядок учета операций, связанных с принятием решений по урегулированию задолженности
1. В случае принятия решений о реструктуризации задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам, отраженной в Журнале результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки, в карточке "РСБ" проводятся следующие операции:
- задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, возникшая в предшествующие текущему году периоды и числящаяся как входящее отрицательное сальдо, уменьшается на суммы, по которым принято решение о реструктуризации, путем проведения операции "сторно", т.е. без уменьшения начислений текущего года;
- задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам, возникшая в текущем году, уменьшается на суммы, по которым принято решение о реструктуризации, путем уменьшения начисленных сумм текущего года.
Уменьшенные и сторнированные по данному основанию суммы должны соответствовать графам 12, 13 и 14 раздела VI "Учет работы по предоставлению уполномоченными органами отсрочек и рассрочек платежей, инвестиционных налоговых кредитов, реструктуризации задолженности по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам" Журнала результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки.
В аналогичном порядке проводятся операции после принятия решений об отсрочке (рассрочке) платежей по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам, инвестиционном налоговом кредите, отраженных в Журнале результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки (раздел VI "Учет работы по предоставлению уполномоченными органами отсрочек и рассрочек платежей, инвестиционных налоговых кредитов, реструктуризации задолженности по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам").
При этом в карточке "РСБ" указывают:
- в графе 3 - наименование операции "Сторно сумм задолженности в связи с предоставлением отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, реструктуризации на основании решения уполномоченного органа" или "Уменьшено начислений в связи с предоставлением отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, реструктуризации задолженности на основании решения уполномоченного органа";
- в графе 4 - код операции, указанной в графе 3;
- в графах 5 и 6 - решение уполномоченного органа о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, его N и дату, отраженные соответственно в графах 10 и 11 раздела VI журнала "Результаты работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки";
- в графе 9, графах 17, 22 (со знаком "-") - сумму, отраженную в графах соответственно 12, 13 и 14 раздела VI вышеназванного журнала.
В аналогичном порядке проводятся операции в случае приостановления взыскания сумм задолженности на основании:
- решений (определений) судов, отраженных в графах 6 и 7 раздела IX Журнала результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки;
- решений вышестоящего налогового органа о приостановлении акта или действия налогового органа по жалобе налогоплательщика, отраженных в графах 13 и 14 раздела IX вышеназванного Журнала;
- решений налогового органа в соответствии с пунктом 15.1 статьи 101 НК РФ, отраженных в графах 18.1 и 18.2 раздела IX вышеназванного Журнала;
- решений налогового органа в соответствии с пунктом 6 статьи 64 НК РФ, отраженных в графах 18.6 и 18.7 раздела IX вышеназванного Журнала;
- решений (определений) арбитражного суда, отраженных в графах 7 и 8 раздела II "Сумма задолженности, утвержденная Арбитражным судом" Журнала результатов работы по обеспечению процедур банкротства;
- судебных актов о введении в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве, либо признании его несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него конкурсного производства, отраженных в графах 7 и 8 раздела II "Сумма задолженности, утвержденная Арбитражным судом (конкурсным управляющим кредитной организации)" Журнала результатов работы по обеспечению процедур банкротства;
- включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина (далее - ВБГ) в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ)
Сумма проводки приостановления задолженности по ВБГ должна быть не больше суммы непогашенного остатка операций в карточке "РСБ" по состоянию на дату приостановления.
Сумма задолженности по ВБГ, образующаяся в карточке "РСБ" после опубликования в ЕФРСБ сообщения о возбуждении процедуры ВБГ и до завершения процедуры ВБГ, подлежит доприостановлению в пределах суммы непогашенного остатка, при условии, что итоговая сумма приостановленной задолженности не превышает указанную гражданином в заявлении о возбуждении ВБГ. В карточке "РСБ" доопределение отражается операциями "Уменьшено начислений в связи с внесудебным банкротством", "Сторно задолженности в связи с внесудебным банкротством".
В случае, если непогашенный остаток в карточке "РСБ" превышает кредиторскую задолженность по налоговым платежам и страховым взносам, заявленную плательщиком в рамках ВБГ, то проводка (проводки) приостановления формируется на сумму, не больше указанной в заявлении.
Формирование проводок приостановления задолженности по ВБГ производится последовательно, начиная с кода ОКТМО своего налогового органа, наиболее ранних периодов образования в зависимости от суммы по основному долгу. В случае отсутствия недоимки по основному долгу, приостановление осуществляется последовательно, начиная с задолженности по пеням с меньшей суммой, а в случае отсутствия задолженности по пеням - начиная с задолженности по штрафам и процентам, подлежащим уплате. Во вторую очередь передается проводка по приостановлению задолженности по ОКТМО, не соответствующему коду налогового органа по месту жительства гражданина.
При этом в карточке "РСБ" указывают:
- в графе 3 - наименование операции "Сторно в связи с приостановлением взыскания задолженности на основании решения (определения) арбитражного суда (вышестоящего налогового органа)"/"Сторно задолженности в связи с внесудебным банкротством" или "Уменьшено в связи с приостановлением взыскания задолженности на основании решения (определения) арбитражного суда (вышестоящего налогового органа)"/"Уменьшено начислений в связи с внесудебным банкротством";
- в графе 4 - код операции, указанной в графе 3;
- в графах 5 и 6 - N решения (заявления), его дату, отраженные соответственно в графах 6 и 7, 13 и 14, 18.1 и 18.2 или 18.6 и 18.7 раздела IX Журнала результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки, а также в графах 7 и 8 раздела II Журнала результатов работы по обеспечению процедур банкротства;
- в графе 9, графах 17, 22 (со знаком "-") и 26 (со знаком "-") - приостановленные к взысканию суммы налогов, пеней, штрафов, процентов, отраженные соответственно в графах 9, 10, 11 или 19, 20, 21 раздела IX Журнала результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки; в графах 10.3, 10.4, 10.5 и 10.6 раздела II Журнала результатов работы по обеспечению процедур банкротства.
2. В случае отмены уполномоченным органом ранее принятого решения о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, реструктуризации остаток непогашенной суммы задолженности, указанной соответственно в графах 53, 54, 55 раздела VI Журнала результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки, восстанавливается в недоимку и неурегулированную задолженность по пеням и штрафам и переносится в карточку "РСБ" соответственно в графы 8, 17 (со знаком "+"), 22 (со знаком "+"). При этом в карточке "РСБ" в графе 4 код операции в обязательном порядке соответствует записи "доначислено в связи с отменой решения о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, реструктуризации, на основании соответствующего решения (указывают N, дату документа)".
В графу 26 карточки "РСБ" переносится из раздела VI вышеназванного Журнала остаток неуплаченных сумм процентов, рассчитанный как разница граф 23 и 30 22 и 29 или 22 и 36. Значение графы 51 в этом случае должно быть меньше отчетной даты.
Погашение указанных сумм процентов отражается в графе 27 карточки "РСБ".
В случае приостановления действия соглашения о реструктуризации долгов, предоставленной в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", остаток непогашенной суммы задолженности, указанный в графе 48 раздела VI Журнала результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки, в карточку "РСБ" не переносится.
В период приостановления действия соглашения пени начисляются на сумму, указанную в графе 48.1 Раздела VI Журнала результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки, и отражаются в указанном Журнале.
На дату расторжения соглашения о реструктуризации в карточку "РСБ" для последующего взыскания переносится непогашенная сумма реструктурированной задолженности (налог, пени), включая суммы пени, начисленные в период приостановления действия соглашения.
3. В связи с окончанием приостановления взыскания сумм задолженности на основании данных, отраженных в разделе IX Журнала результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки, приостановленные ранее к взысканию суммы задолженности, восстанавливаются в карточка "РСБ" в связи с возобновлением права на их взыскание. При этом в графах 8, 17 (со знаком "+") и 22 (со знаком "+") производится начисление соответственно сумм налога, взносов, пеней и штрафов. В том же порядке проводятся операции в случае неприменения в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств в соответствии с пунктами 4 - 6 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В аналогичном порядке проводятся операции в случае прекращения производства по делу о банкротстве на основании определения арбитражного суда в следующих случаях:
- восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;
- восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;
- восстановления платежеспособности гражданина в ходе реструктуризации долгов гражданина;
- признания в ходе наблюдения (рассмотрения заявления о признании гражданина банкротом) требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения дела о банкротстве, необоснованными;
- отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;
- удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства;
- прекращения производства по делу о банкротстве по иным основаниям;
- включения сведений о прекращении процедуры ВБГ в ЕФРСБ.
В случае установления фактов сокрытия имущества и денежных средств от уплаты налогов (совершенные гражданином сделки, незадолго до возбуждения процедуры ВБГ) в отношении требований по налоговым платежам и страховым взносам не применяются правила об освобождении от исполнения обязательств, в связи с этим при прекращении процедуры ВБГ сумма задолженности восстанавливается в карточке "РСБ" датой, следующей за днем приостановления задолженности.
4. В случае вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства и ликвидации организации либо определения о завершении конкурсного производства (реализации имущества гражданина) в отношении физического лица, а также в случае публикации в ЕФРСБ сведений о завершении процедуры ВБГ суммы задолженности, приостановленные к взысканию в связи с введением конкурсного производства (реализации имущества гражданина) или возбуждением процедуры ВБГ, не восстанавливаются в карточке "РСБ" в начисления и не влияют на сальдо текущего периода (за исключением суммы задолженности, в отношении которой не применяется правило об освобождении от исполнения обязательств).
Суммы задолженности по текущим платежам, возникшие после вынесения определения арбитражного суда о введении конкурсного производства, отраженные в карточке "РСБ", подлежат переносу в графы 37 - 39 раздела III "Погашение задолженности" Журнала результатов работы по обеспечению процедур банкротства.
Указанный перенос сумм задолженности в карточках "РСБ" осуществляется следующими операциями:
- уменьшением сумм задолженности, возникшей в текущем году, путем уменьшения начисленных сумм текущего года;
- уменьшением сумм задолженности, возникшей в предшествующие текущему году периоды и числящейся как входящее отрицательное сальдо, путем проведения операции "сторно", т.е. без уменьшения начислений текущего года.
При этом в карточке "РСБ" указывается:
- в графе 3 в первом случае - наименование операции "Уменьшено в связи с решением суда о ликвидации";, во втором случае - наименование операции "Сторно задолженности в связи с решением суда о ликвидации;
- в графе 4 - код операции, указанной в графе 3;
- в графах 5 и 6 - N решения (заявления), его дату, отраженные соответственно в графах 43 и 44 раздела III Журнала результатов работы по обеспечению процедур банкротства;
- в графе 9, графах 17 (со знаком "-") и 22 (со знаком "-") - суммы налогов, пеней, штрафов.
Операции "сторно", в результате которых осуществляется уменьшение задолженности в карточке "РСБ", отражаются в тех же графах, в которых проводятся начисленные к уменьшению суммы налогов, пеней, налоговых санкций (графы 9, 17 и 22 соответственно). При этом в целях анализа и отражения в статистической отчетности они не принимаются в расчет при определении начисленных к уплате в текущем году сумм платежей.
5. При отражении сумм задолженности в разделе XII "Учет задолженности умерших налогоплательщиков" Журнала результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки в карточке "РСБ" проводятся операции по уменьшению сумм задолженности в порядке, изложенном в пункте 1 настоящего раздела. После завершения указанной операции карточки "РСБ" умерших налогоплательщиков, по которым имелась задолженность, подлежат закрытию.
В случае отмены ранее вынесенного решения суда о признании должника умершим в соответствующих графах карточки "РСБ" восстанавливаются суммы, отраженные в графах 11, 12, 13, 13.1 раздела XII Журнала результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки, уменьшенные на суммы, отраженные в графах 19, 19.1, 19.2, 19.3 раздела XII Журнала результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки.
6. Суммы положительного сальдо, возникшие после вынесения определения арбитражного суда о введении процедуры банкротства (за периоды до даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом), также после опубликования в ЕФРСБ сообщения о ведении процедуры ВБГ в отношении гражданина, отраженные в карточке "РСБ" операциями уменьшения и "сторно" начисления, ранее приостановленного к взысканию на основании решения (определения) арбитражного суда о введении процедуры банкротства, а также сообщения о ведении процедуры ВБГ, подлежат переносу в графы 10.3 - 10.6 раздела II "Сумма задолженности должников в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" Журнала результатов работы по обеспечению процедур банкротства.
Суммы положительного сальдо, возникшие в случае отражения в карточках "РСБ" операций уменьшений на основании расчетов (уточненных расчетов), подлежат переносу после их подтверждения камеральной проверкой.
Указанный перенос сумм в карточках "РСБ" осуществляется следующими операциями:
- уменьшением сумм положительного сальдо, возникшего в текущем году, путем начисления уменьшенных сумм текущего года;
- уменьшением сумм положительного сальдо, возникшего в предшествующие текущему году периоды и числящейся как входящее положительное сальдо, путем проведения операции "сторно положительного сальдо, т.е. без начисления уменьшений текущего года.
При этом в карточке "РСБ" указывается:
- в графе 3 в первом случае - наименование операции "Уменьшено переплаты текущего года в связи с учетом в процедуре банкротства", "Уменьшено переплаты текущего года в связи с учетом в процедуре внесудебного банкротства"; во втором случае - наименование операции "Сторно переплаты в составе сальдо в связи с учетом в процедуре банкротства", "Сторно переплаты в составе сальдо в связи с учетом в процедуре внесудебного банкротства";
- в графе 4 - код операции, указанной в графе 3;
- в графах 5 и 6 - N судебного акта (сообщения о возбуждении ВБГ), его дату, отраженные соответственно в графах 7 - 8 раздела II Журнала результатов работы по обеспечению процедур банкротства;
- в графе 8, графах 17 (со знаком "+"), 22 (со знаком "+") и 27 (со знаком "+") - суммы налогов (сборов), пеней, штрафов, процентов, отраженные соответственно в графах 10.3 - 10.6 раздела II вышеназванного Журнала.
Операции "сторно", в результате которых осуществляется уменьшение положительного сальдо в карточке "РСБ", отражаются в тех же графах, в которых проводятся начисленные к уменьшению суммы налогов, пеней, налоговых санкций (графы 9, 17, 22 и 27 соответственно). При этом в целях анализа и отражения в статистической отчетности они не принимаются в расчет при определении начисленных к уплате в текущем году сумм платежей.
7. Суммы положительного сальдо, возникшие после вынесения определения арбитражного суда о введении процедуры банкротства в отношении организации или гражданина, а также после опубликования в ЕФРСБ сообщения о ведении процедуры ВБГ в отношении гражданина, и отраженные в карточке "РСБ" в соответствии с операциями поступления, подлежат переносу в графы 22.6 - 22.10 раздела III "Погашение задолженности" Журнала результатов работы по обеспечению процедур банкротства.
Указанный перенос сумм положительного сальдо в карточках "РСБ" осуществляется следующими операциями:
- уменьшением сумм положительного сальдо, путем проведения операции "сторно" уплачено.
При этом в карточке "РСБ" указывается:
- в графе 3 в первом случае - наименование операции "Сторно уплачено в связи с учетом в процедуре банкротства";
- в графе 4 - код операции, указанной в графе 3;
- в графах 5 и 6 - N и дату судебного акта (сообщения о возбуждении ВБГ), отраженные соответственно в графах 7 и 8 раздела II Журнала результатов работы по обеспечению процедур банкротства;
- в графах 13, графах 13.1 и 13.2 - суммы налогов (сборов), в графах 19, графах 19.1 и 19.2 - пеней, в графах 23, графах 23.1 и 23.2 - штрафов (со знаком "-").
Операции "сторно", в результате которых осуществляется уменьшение положительного сальдо в карточке "РСБ", отражаются в тех же графах, в которых проводятся поступившие суммы налогов, пеней, налоговых санкций (графы 13, 13.1, 13.2, 19, 19.1, 19.2, 23, 23.1, 23.2 соответственно).
При этом в целях анализа и отражения в статистической отчетности операции уплаты, перенесенные в графы 22.6 - 22.10 раздела III "Погашение задолженности" Журнала результатов работы по обеспечению процедур банкротства не принимаются в расчет при определении уплаченных сумм.
Приложение N 4
к приказу ФНС России
от ___________ 2020 г. N _____
XII. Правила учета данных в системе "РСБ" АИС "Налог-3" и способы обеспечения их соблюдения всеми подсистемами - источниками первичных данных
Настоящие Правила устанавливают порядок учета данных в системе "РСБ" АИС "Налог-3", организацию работ по формированию проводок для передачи данных в карточку "РСБ" и ЖНД.
Правила разработаны с учетом использования централизованных программных средств, применяемых в налоговых органах.
Указанными Правилами должны пользоваться при формировании и передаче проводки в карточку "РСБ" и ЖНД смежные технологические процессы и подсистемы АИС "Налог-3".
Налоговые органы обязаны вести карточки "РСБ" по каждому плательщику налога, сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, страховых взносах.
Список КБК для определения ведения учета в информационных ресурсах (карточки "РСБ" или ЖНД) определяется в соответствии со спецификами, которые актуализируются в программном обеспечении в случае изменения учета обязательств.
Карточки "РСБ" открываются после завершения процедуры постановки на учет в налоговом органе:
- с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, сбора, а также с момента возникновения установленных пенсионным законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату страховых взносов, т.е. с момента представления плательщиком деклараций (расчетов), а также поступления из органов лицензирования и регистрирующих органов документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами. Запрещено открытие карточек "РСБ" на основании операций уменьшения, за исключением операций по решениям о возмещении НДС и акцизов, а также страховых взносов в отношении уменьшения по ФСС и приема данных от фондов в рамках регулярного обмена сведениями;
- с момента уплаты налогов (сборов, взносов), а также иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами (при условии наличия непроведенных операций начисления или принятия решения об уточнении вида и принадлежности платежа сотрудниками налоговых органов).
Карточки "РСБ" открываются по каждому из агрегированных КБК (агрегированный реквизит устанавливается Справочником специфик и справочником налогов - СНАЛОГ), относящихся к соответствующему налогу, сбору и соответствующему восьмизначному коду ОКТМО муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора.
Для актуальности значений КБК и ОКТМО в АИС "Налог-3" необходимо своевременное обновление справочников.
Перечень КБК, закрепленных за налоговыми органами, ежегодно устанавливается соответствующим приказом ФНС России - главным администратором доходов, в порядке, определенном бюджетным законодательством. Информация актуализируется АО "ГНИВЦ" на основании приказа ФНС России.
Справочник VKTMO актуализируется налоговыми органами при изменении территориального деления муниципальных образований, на основании порядка, доведенного Управлением информационных технологий.
Изменение КБК или ОКТМО в карточке "РСБ" инициируется территориальным налоговым органом запуском ТП "Изменение КРСБ при изменении бюджетной классификации".
Отражение операций в карточке "РСБ"
В целях обеспечения полноты и достоверности состояния расчетов с бюджетом в карточке "РСБ" учитывается информация о начисленных/уменьшенных/уплаченных/возвращенных суммах налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей.
Для достоверного состояния расчетов с бюджетом плательщика подсистема "РСБ" получает из соответствующих подсистем (технологические процессы, которые являются источником операций, передаваемых для проводки в подсистему "РСБ") информацию, сформированную на основании данных выписки УФК, первичных/уточненных деклараций (расчетов), представленных налогоплательщиком; расчета по авансовым платежам; решений налоговых органов по результатам камеральной налоговой проверки; решений по результатам выездной налоговой проверки; решений судебных органов; решений вышестоящих налоговых органов, сведений об изменении страховых взносах, поступающих из Фондов и т.д.
Отражение операций напрямую в карточке "РСБ", минуя соответствующий технологический процесс, не допускается.
В карточке "РСБ" не допускается нарушение хронологии ввода информации, операции отражаются по дате их получения (дате записи).
Проводка, передаваемая в карточку "РСБ", должна содержать обязательные реквизиты:
- дата начала исчисления пени;
- ОКТМО;
- УИН начисления (для операций начисления);
- ID первичной операции, по которой проводится корректировка, сторнирование, приостановка операций взыскания или мероприятия урегулирования задолженности;
- ID целевой карточки "РСБ" для проводки операции (при наличии).
За достоверность, полноту и состав, передаваемой информации для формирования и отражения проводки в карточке "РСБ", ответственность несет структурное подразделение, которое является владельцем технологического процесса, в рамках работы которого сформирована и передана информация.
Аналогичная ответственность возлагается на владельца технологического процесса в случае не передачи (несвоевременной или некорректной передачи) сведений.
В случае, если нет основания для открытия карточки "РСБ" (например, плательщик снят с учета по разным основаниям, в связи со смертью физического лица) или переданная в проводку операция сформирована смежной подсистемой с ошибками в реквизитах, установленными Справочником специфик и настоящими Правилами, то операция не проводится в карточке "РСБ" и возвращается в соответствующую подсистему.
Решения по результатам контрольных мероприятий, сведения из которых подлежат отражению в карточке "РСБ", передаются в подсистему "РСБ" в день вступления в силу решения.
В случае поступления в карточку "РСБ" из начисляющей подсистемы проводки (на основании декларации, расчетов и т.д.) с ненаступившим сроком уплаты запуск проводки выполняется в подсистеме "РСБ" в автоматическом режиме на следующий день за установленным в проводке сроком уплаты налога (сбора).
До наступления срока уплаты операции, переданные смежными технологическими процессами в карточку "РСБ" не проводятся.
При отражении в информационных ресурсах данных уточненных деклараций в проводке для карточек "РСБ" передается разница между суммой налога, исчисленной к уплате (уменьшению/возмещению), по данным налогоплательщика в первичной (уточненной) и последующей уточненной декларации.
Передача сведений об уплате в карточке "РСБ" происходит как на основании данных ГИС ГМП, так и выписки УФК. По документам ГИС ГМП, не прошедшим квитирование с УФК, операции сторнируются в карточке "РСБ" через 3 рабочих дня.
В случае, если документ ГИС ГМП прошел квитирование, в карточку "РСБ" передается информация о квитировании. Операция на основании данных выписки УФК в карточку "РСБ" в этом случае не передается.
Передача в карточку "РСБ" об уплаченных суммах налогов (сборов, взносов) и иных обязательных платежей осуществляется в соответствии с типом и основанием платежа, указанным в расчетных документах.
Расчетные документы, в которых не заполнено поле 71 "Списано со счета плательщика", подлежат вводу в карточку "РСБ" на общих основаниях. При этом дата списания с расчетного счета устанавливается на основании даты документа (даты исполнения из выписки УФК).
После утверждения решения о зачете излишне уплаченных сумм или решения об уточнении реквизитов в расчетных документах, операции решения передается в карточку "РСБ". Исполнение указанных решений передается из выписки УФК. В случае если решение не принято к исполнению операция решения о зачете излишне уплаченных сумм или решения об уточнении реквизитов в расчетных документах в карточке "РСБ" сторнируется.
При этом, сальдо расчетов с бюджетом по состоянию на 1 января текущего года и на даты, предшествующие дате проведения в карточку "РСБ", изменению не подлежат.
Порядок формирования операций по возмещению налога на добавленную стоимость и акциза имеет особенности.
Если по результатам камеральной налоговой проверки выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), то проводка по данному решению в карточку "РСБ" передается в общеустановленном порядке.
В случае представления налогоплательщиком налоговой декларации к возмещению информация в карточку "РСБ" передается на основании решения о возмещении, принятого по результатам камеральной налоговой проверки. При этом срок уплаты в проводке соответствует дате представления декларации. Таким образом, в период между датой подачи декларации и датой возмещения сумм акциза и не превышающей суммы, подлежащей возмещению, обеспечено не начисление пени на сумму недоимки, погашенной на основании решения о зачете.
В случае отражения сведений по урегулированной задолженности в Журналах ПВН и ОПБ в карточку "РСБ" передаются следующие операции:
- задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, возникшая в предшествующие текущему году периоды и числящаяся как входящее отрицательное сальдо, уменьшается на суммы, по которым принято решение о реструктуризации, путем проведения операции "сторно", т.е. без уменьшения начислений текущего года;
- задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам, возникшая в текущем году, уменьшается на суммы, по которым принято решение о реструктуризации, путем уменьшения начисленных сумм текущего года.
Для указанных операций в проводке обязательно должен быть предусмотрен ID операции, УН записи в карточке "РСБ", на основании реквизитов которого должен происходить внутренний зачет операций, и УН карточки "РСБ".
В случае окончания приостановления взыскания сумм задолженности на основании данных ПП УЗ и ОПБ остаток непогашенной суммы задолженности передается в карточку "РСБ".
Указанный перенос сумм задолженности в карточку "РСБ" осуществляется передачей следующих операций:
- уменьшением сумм задолженности, возникшей в текущем году, путем уменьшения начисленных сумм текущего года;
- уменьшением сумм задолженности, возникшей в предшествующие текущему году периоды и числящейся как входящее отрицательное сальдо, путем проведения операции "сторно", т.е. без уменьшения начислений текущего года.
В случае, если сумма начислений с учетом входящего сальдо превышает сумму уплаты за минусом возмещения, результат является "отрицательным сальдо".
В случае, если сумма начислений с учетом входящего сальдо меньше суммы поступлений за минусом возмещения, результат является "положительным сальдо".
Сальдо расчетов по пеням и налоговым санкциям определяется автоматически после записи каждой операции по начислению к уплате, уменьшению, доплате или зачислению в бюджет пеней и налоговых санкций.
По состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным, в карточке "РСБ" подводятся итоги за отчетный месяц.
Корректировка сальдовых остатков не допускается.
Исправление ошибок переданной информации производится путем передачи в карточку "РСБ" операции "сторно".
Сторнирование ошибочной записи и ввод правильных данных производятся по дате обнаружения ошибки и ввода соответствующих исправлений, которые должны обязательно определять признак ошибки - прошлый или текущий год, а также содержать реквизиты ID и УН исправляемой операции, УН карточки "РСБ" и объекта учета.
Без указанных реквизитов карточки "РСБ" проводка не принимается.
Необходимость формирования исправительной проводки определяется исходя из ошибки, допущенной в реквизитном составе.
В случае если ошибка повлияла только на сумму операции, для ее исправления формируется разница между суммой первичной и уточненной проводки. Т.е. с использованием операций уменьшения или начисления на разницу между первичной и уточненной суммами.
При ошибках в иных, от суммы, реквизитах в проводке в карточку "РСБ" передаются измененные операции, которые содержат специфику корректировки (сторнирование начислений по неверному реквизиту и их отражение по верному реквизиту).
В случае выявления некорректных данных передачи сведений по результатам контрольной работы в карточку "РСБ" необходимо передавать уточненные сведения. До вступления решения в силу и проведения доначислений в карточке "РСБ" налогоплательщика, у налоговых органов отсутствуют ограничения на корректировку решения по ВНП и передачу в карточку "РСБ" исправительных операций. В случае если по операции, требующей исправления, применены меры принудительного взыскания, корректировка допускается только в части неверно введенного реквизита.
Операции "сторно" в карточке "РСБ" отражаются в тех же графах, в которых проведена сторнируемая операция.
Начисление пеней на сумму налога (сбора), подлежащую доплате, производится на сумму налога не уплаченную плательщиком в установленный законодательством срок.
Определение суммы непогашенного налога производится в карточке "РСБ" с учетом внутренних зачетов операций, проведенных в карточке "РСБ".
На операции результатов контрольной работы пени в карточке "РСБ" начисляются на сумму неоплаченного в установленный срок налога с даты решения или, в случае особенности начисления пени по конкретной операции, с даты начала начисления пени, переданной в составе проводки.
В случае, если на начисленную сумму налога не должны начисляться пени в соответствии с законодательством Российской Федерации, при передаче информации для формирования проводки в карточку "РСБ" реквизит "Дата начала исчисления пени" определяется максимально допустимой датой, например - 01.01.3000.
Корректировка и отражение исправительных проводок может привести к перерасчету пени в большую или меньшую сторону в зависимости от ошибки, которая исправляется в рамках новых проводок.
Для определения суммы пени по истечении отчетного (налогового) периода, технологическим процессом, формирующим начисление в карточке "РСБ", производится соразмерный перерасчет сумм ежемесячных авансовых платежей за последний квартал истекшего отчетного (налогового) периода исходя из фактического начисления за период.
После отражения операции в карточке "РСБ" в соответствии с переданными данными на основании решений о зачете или уточнении реквизитов сумма неуплаченного налога погашается, начисление пени приостанавливается на сумму, указанную в решении.
Закрытие карточки "РСБ" налогоплательщика без открытия новых карточек "РСБ" - приемников производится налоговым органом только после урегулирования сальдовых остатков, а также сальдо по сумме непогашенных операций в рамках внутренних зачетов.
По плательщикам, снятым с налогового учета, в отношении карточек "РСБ", сальдо по которым не урегулировано, сведения переносятся в IV раздел ЖНД.
Закрытие карточки "РСБ" налогоплательщика для передачи в другой налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика осуществляется после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом налоговом органе. Сигнал на проведение автоматических работ по передаче сальдовых остатков поступает из технологических процессов, в рамках которых происходит изменение кода налогового органа и (или) объекта наследника.
Сальдовые остатки передаются в налоговый орган по новому месту учета плательщика с учетом непогашенных операций.
При передаче сохраняется иерархия правопреемственности предшественника и наследника карточки "РСБ".
Закрытие карточки "РСБ" налогоплательщика на основании изменения бюджетной классификации (изменение КБК, ОКТМО) производится на основании выполнения соответствующих технологических процессов с открытием новых карточек "РСБ" - приемников с сохранением иерархии правопреемственности предшественника и наследника карточки "РСБ".