Решение ФАС РФ от 01.04.2019 N 19/44/105/800

"О признании жалобы обоснованной: установленные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений о показателях технологических процессов изготовления товаров"
Редакция от 01.04.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 1 апреля 2019 г. N 19/44/105/800

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "В" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ "Г" (далее - Уполномоченный орган), Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией ФГКУ "Г" (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта по выполнению строительно-монтажных и пусконаладочных работ, работ по благоустройству и озеленению территории в рамках строительства объекта "Проект здания музея "Битва за оружие Великой Победы" в пос. Прохоровка Белгородской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0326100006819000001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика, неправомерно установивших в техническом задании документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе в отношении марки бетона по прочности и морозостойкости товаров NN 1, 2 "Бетон тяжелый", класса щебня по удельной эффективной активности естественных радионуклидов, показателя "Замораживание оттаивание: число циклов - не менее 50" товара "Щебень из природного камня для строительных работ" сведений о результатах испытаний товаров, показателях технологических процессов изготовления таких товаров, а также сведений химического и компонентного состава товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Представители Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 12.03.2019;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 450 658 300 рублей;

4) источник финансирования - средства федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации; КБК - 054 0801 11 1 03 94009414;

5) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;

6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе в отношении марки бетона по прочности и морозостойкости товаров NN 1, 2 "Бетон тяжелый", класса щебня по удельной эффективной активности естественных радионуклидов, показателя "Замораживание оттаивание: число циклов - не менее 50" товара "Щебень из природного камня для строительных работ" сведений о результатах испытаний товаров, показателях технологических процессов изготовления таких товаров, а также сведений химического и компонентного состава товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Пунктом 16 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ:

- N 1 "Бетон тяжелый. В соответствии с ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые: класс бетона по прочности не ниже В 7,5 (М100) марка бетона по морозостойкости не менее F 75";

- N 2 "Бетон тяжелый. В соответствии с ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые: класс бетона по прочности не ниже В 20 (М250); марка бетона по морозостойкости не менее F 75".

Представители уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что указанные требования к товарам установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

При этом, представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что требование к показателю "класс щебня по удельной эффективной активности естественных радионуклидов" в техническом задании документации об Аукционе не установлен.

Вместе с тем, техническим заданием документации об Аукционе установлены в отношении товара "Щебень из природного камня для строительных работ. В соответствии с ГОСТ 8267-97" установлено требование: "Замораживание оттаивание: число циклов - не менее 50".

В соответствии с ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1-4)" показатели морозостойкости щебня и гравия при испытании замораживанием и оттаиванием или насыщением в растворе сернокислого натрия и высушиванием должны соответствовать указанным в таблице 8.

При этом, приемку и поставку щебня и гравия производят партиями. Партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), установленное в договоре на поставку и одновременно отгружаемое одному потребителю в одном железнодорожном составе или одном судне.

Кроме того, согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе "При описании характеристик товаров, работ, услуг не допускается использование словосочетаний типа "должен быть", "должен представлять", а также формулировок "не более", "не менее", "+/-" и так далее при описании показателей характеристик, за исключением случаев, когда показатель не имеет конкретного значения в соответствии с нормативно-технической документацией".

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений о показателях технологических процессов изготовления товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 01.04.2019 по делу N 19/44/105/801 в действиях Уполномоченного органа, Заказчика выявлены следующие нарушения:

- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся не размещении в ЕИС проектной документации в полном объеме, а именно ведомостей объемов работ и смет в формате XML, в установлении противоречивых сведений о сроке окончания выполнения работ;

- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведений о результатах испытаний товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе;

- части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении требования о регистрации участников закупки в ЕИС.

В связи с чем, Уполномоченному органу, Заказчику выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об Аукционе.

Срок исполнения предписания от 01.04.2019 по делу N 19/44/105/801 установлен до 11.04.2019.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "В" обоснованной в части неправомерного установления требования о предоставлении в составе первой части заявки на участие в Аукционе сведений о показателях технологических процессов изготовления товара "Щебень из природного камня для строительных работ".

2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пунктов 1, 2 части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеются в виду пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 01.04.2019 по делу N 19/44/105/801, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 01.04.2019 по делу N 19/44/105/801 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.