ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2019 г. по делу N 19/44/105/766
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Л" (далее - Заявитель) на действия Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), Санкт-Петербургского ГКУ "Ф" (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией Санкт-Петербургского ГКУ "Ф" (далее - Аукционная комиссия), АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству здания государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе" по адресу: Будапештская ул., д. 3/5 для размещения отделения экстренной медицинской помощи (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0172200002519000030) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказником, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. Инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция) не установлен порядок предоставления сведений о характеристиках товаров, сопровождающихся словом "более", что не позволяет заполнить заявку надлежащим образом и ограничивает количество участников закупки;
2. Размещенное в ЕИС разъяснение положений документации об Аукционе о порядке предоставления сведений о характеристиках товаров, сопровождающихся словом "более", изменяют суть документации об Аукционе;
3. В техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлены требования к товарам, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ;
4. Документация об Аукционе содержит противоречивые сведения о размере резерва на непредвиденные работы и затраты.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 27.03.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 28.03.2019.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.02.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 634 987 873,30 рубля;
3) источник финансирования - бюджет Санкт-Петербурга; код целевой статьи 0150010720 "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге" в соответствии с Адресной инвестиционной программой";
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 22.03.2019;
6) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
7) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Инструкцией не установлен порядок предоставления сведений о характеристиках товаров, сопровождающихся словом "более", что не позволяет заполнить заявку надлежащим образом и ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Подпунктом подпункт 3.1.3 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе (Приложение N 5 к Техническому заданию), и указание на товарный знак (при наличии)".
Приложением N 5 к техническому заданию документации об Аукционе (далее - техническое задание документации об Аукционе) установлены, в том числе, следующие требования к товару N 38 "Кабель силовой тип 6": "Номинальное напряжение кабеля: Более 0,66 кВ".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к товарам установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе, при этом, участникам закупки необходимо руководствоваться общепринятым порядком указания конкретных значений показателей товаров, т.е. указать значение, превышающее 0,66 кВ.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, однозначно подтверждающих отсутствие возможности заполнить заявку на участие в Аукционе в части указания вышеуказанной характеристики товаров.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, размещенное в ЕИС разъяснение положений документации об Аукционе о порядке предоставления сведений о характеристиках товаров, сопровождающихся словом "более", изменяют суть документации об Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В ЕИС 11.03.2019 размещено разъяснение положений документации об Аукционе N РД1, согласно которому на запрос участника: "1. Для товара N 18 "Бетон тип 1 (ЛС N 04-05-01)" установлено требование "Марка по водонепроницаемости выше W6", для товара N 38 "Кабель силовой тип 6 (ЛСР N 02-01-30)" установлено требование "Номинальное напряжение кабеля Более 0,66 кВ". Просим разъяснить порядок представления сведений о конкретных показателях товаров, требования к которым установлены со словами, не использующимися при описании минимальных значений показателей и правил указания которых в инструкции не содержится" Заказчиком размещен следующий ответ: "В данном случае в документации установлены минимальные значения показателей. В соответствии с разделом 5 Технического задания (Часть III документации об электронном аукционе), при указании сведений об указанных показателях участнику закупки требуется указать значения превышающие, установленные настоящей документацией, при этом участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков".
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу, что указанные разъяснения изменяют суть документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлены требования к товарам, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Техническим заданием документации об Аукционе также установлены следующие требования к товарам:
- N 35 "Кабель силовой тип 3: Номинальное напряжение кабеля: не более 1 кВ. Нормативный документ: ГОСТ 31996-2012; ГОСТ 22483-2012";
- N 36 "Кабель силовой тип 4: Номинальное напряжение кабеля: не более 0,66 кВ. Нормативный документ: ГОСТ 31996-2012; ГОСТ 22483-2012".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция) "Установление к верхней границе диапазона слов "не более", "до" означает, что требованиям Заказчика удовлетворяют значения, меньше установленного значения, включая крайнее максимальное значение".
Согласно ГОСТ 31996-2012 "Межгосударственный стандарт. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 31996-2012) стандарт распространяется на силовые кабели с пластмассовой изоляцией, предназначенные для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках на номинальное переменное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ номинальной частотой 50 Гц.
Вместе с тем, согласно Инструкции участниками закупки может быть указано значение номинального напряжения кабели, в том числе, 0,99 кВ, 0,75 кВ, 0,65 кВ, 0,24 кВ, что соответствует положения документации об Аукционе, но противоречит требованиям ГОСТ 31996-2012.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Уполномоченным органом, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к товарам, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Уполномоченного органа, Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, документация об Аукционе содержит противоречивые сведения о размере резерва на непредвиденные работы и затраты.
Из жалобы Заявителя следует, что сводный сметный расчет на строительство объекта включает резерв на непредвиденные работы и затраты в размере 2% от стоимости строительства объекта.
Вместе с тем, в соответствии с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта (приложение N 1 к техническому заданию документации об Аукционе) непредвиденные работы, в том числе, затраты, с связанные с недостатками проектной документации и работы на уточнение в проектной документации, но необходимые для сдачи объекта в эксплуатацию составляют 1% от стоимости строительства объекта.
Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона о контрактной системе;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В связи с тем, что контроль обоснованности проведения закупок осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
5. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 28.03.2019 по делу N 19/44/105/767 в действиях Уполномоченного органа, Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в надлежащим установлении требования о членстве участников закупки в саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном объединении в один объект закупки выполнение строительно-монтажных работ и поставки медицинского оборудования, технологически и функционально не связанных между собой, в неправомерном установлении в техническом задании документации об Аукционе требований к товарам, противоречащих положениям локальных сметных расчетов, а также не позволяющих указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ, в части установления противоречивых сведений о необходимости подрядчику заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, отведенного под строительство объекта;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведений о результатах испытаний товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе;
- части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном размещении в ЕИС разъяснений положений документации об Аукционе о необходимости подрядчиком заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, отведенного под строительство объекта, изменяющих суть документации об Аукционе.
В связи с чем, Уполномоченному органу, Заказчику выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
Срок исполнения предписания от 28.03.2019 по делу N 19/44/105/767 установлен до 11.04.2019.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Л" обоснованной в части неправомерного установления в документации об Аукционе требований, не позволяющих указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ.
2. В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе довод Заявителя в отношении противоречивых сведений о размере резерва на непредвиденные работы и затраты оставить без рассмотрения.
3. Признать в действиях Уполномоченного органа Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 28.03.2019 по делу N 19/44/105/767, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 28.03.2019 по делу N 19/44/105/767 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.