Решение ФАС РФ от 12.03.2019 N 19/44/105/503

"О признании жалобы обоснованной: действия уполномоченного органа, заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 12.03.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2019 г. N 19/44/105/503

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Л" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Г" (далее - Уполномоченный орган), МБУ "А" (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией МКУ "Г" (далее - Аукционная комиссия), ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Общеобразовательная школа на 1200 мест в ЗАТО г. Североморск Мурманской области" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0849300000519000006) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:

1. В техническом задании документации об Аукционе по ряду товаров, используемых при выполнении работ, установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе сведений о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, а также сведений химического и компонентного состава товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

2. Уполномоченным органом, Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание товара N 109 "Тройник фланцевый стальной" в части отсутствия в техническом задании документации об Аукционе содержания характеристик "Типоразмер тройника", "Толщина стенки (Т), "Толщина стенки Т1";

3. Уполномоченным органом, Заказчиком в нарушение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р "Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах" (далее - Распоряжение N 117-р) установлено требование об указании в составе первой части заявки на участие в Аукционе конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 19.02.2019;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 093 089 720 рублей;

4) финансирование осуществляется в рамках реализации Постановления Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 586-ПП "Об утверждении государственной программы Мурманской области "Развитие образования";

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 07.03.2019;

6) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 11.03.2019.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в техническом задании документации об Аукционе по ряду товаров, используемых при выполнении работ, установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе сведений о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, а также сведений химического и компонентного состава товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Пунктом 45 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Техническое задание документации об Аукционе устанавливает следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ:

- N 1 "Кабель (тип 1), ГОСТ 23286-78, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 22483-2012": масса 1 км кабеля кг: от 300 кг;

- N 2 "Асфальтобетонная смесь ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 22245-90": "Наибольший размер минеральных зерен: <= 40 мм";

- N 98 "Труба ГОСТ 8732-78": "кривизна любого участка трубы на 1 м длины: не превышает 1.5 мм"

- N 113 "Теплоизоляция": "теплопроводность лямбда10: До 0.035 Вт/мК; теплопроводность лямбдаА: До 0.040 Вт/мК; теплопроводность лямбдаБ: До 0.043 Вт/мК; теплопроводность лямбда125: До 0.064 Вт/мК";

- N 115 "Мастика": "Расход мастики при однослойном нанесении: 120-160 г/м2";

- N 121 "Арматурный прокат ГОСТ 52544-2006": номинальная масса 1 м длины проката: не менее 1.578 кг; кривизна прутков: не превышает 0.6% измеряемой длины.

В соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция) участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в "Форме требований заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам) и иным характеристикам товара (далее - Форма). При этом конкретные показатели, не должны сопровождаться словами и символами: "<", ">", "до", "от", "не менее", "не более", ">=", "<=", "Не выше", "Не ниже".

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание товара N 109 "Тройник фланцевый стальной" в части отсутствия в техническом задании документации об Аукционе содержания характеристик "Типоразмер тройника", "Толщина стенки (Т), "Толщина стенки Т1".

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Техническим заданием документации об Аукционе в отношении товара N 109 "Тройник фланцевый стальной ГОСТ 17376-2001" установлены следующие требования:

- Тип тройника: равнопроходной; переходной;

- Типоразмер тройника: 300х200; 200х200; 200х100; 100х100 мм;

- Толщина стенки (Т): Не менее 3.6 мм;

- Толщина стенки (Т1): Не менее 3.6 мм.

ГОСТ 17376-2001 (ИСО 3419-81) "Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Тройники. Конструкция" (далее - ГОСТ 17376-2011) содержит чертеж конструкций тройника с указанием обозначений "Т", "Т1", а также требования к размерам тройника исполнения N 1, в том числе, к характеристикам "Т", "Т1", что позволяет определить содержание требуемых Заказчиком характеристик указанного товара.

Вместе с тем, в соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция) в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ.

Также согласно ГОСТ 17376-2011 установлены следующие обозначения тройников:

- переходного тройника исполнения 1, D = 60,3 мм, Т = 2,9 мм, = 48,3 мм, = 2,6 мм из стали марки TS9:

Тройник 1-60,3 х 2,9-48,3 х 2,6 - TS9 ГОСТ 17376-2001

- равнопроходного тройника исполнения 2, D = 76 мм, Т = 7,0 мм из стали марки 20:

Тройник 76 х 7 ГОСТ 17376-2001 Таким образом, учитывая установленные условные обозначения тройников в соответствии с ГОСТ 17376-2001, а также отсутствие в указанном ГОСТ характеристики "Типоразмер тройника", Комиссия приходит к выводу, что Уполномоченным органом, Заказчиком установлены требования к типоразмеру равнопроходного тройника, что противоречит положению Инструкции о возможности указания переходного тройника.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены требования к товарам, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Уполномоченного органа, Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком в нарушение Распоряжения N 117-р установлено требование об указании в составе первой части заявки на участие в Аукционе конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ.

Часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень сведений, подлежащих указанию в составе первой части заявки на участие в Аукционе.

Согласно подпункту "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Пунктом 1 Распоряжения N 117-р утверждена Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах (далее - Концепция).

Разделом VII Концепции установлено, что оптимизация процедур закупок предусматривает, в том числе, установление положений об указании в заявке на участие в закупке работ по строительству только согласия на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с проектной документацией.

При этом, пунктом 3 Распоряжения N 117-р определено рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, при формировании документов, определяющих направления повышения эффективности бюджетных расходов.

Пунктом 45 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к составу первой части заявки установлены в соответствии с Законом о контрактной системе, при этом в настоящее время законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не содержит запрета на установление требования об указании в составе первых частей заявок на участие в Аукционе конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ по строительству объектов капитального строительства.

Вместе с тем, Заявитель явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил сведений, подтверждающих неправомерность установления вышеуказанных требований к составу заявки, Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

5. Решениями Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 12.03.2019 по делу N 19/44/105/477, от 12.03.2019 по делу N 19/44/105/502, от 12.03.2019 по делу N 19/44/105/504, от 12.03.2019 по делу N 19/44/105/505 в действиях Уполномоченного органа, Заказчика выявлены нарушения:

- части 1 статьи 20 Закона о контрактной системе, выразившееся в неразмещении протокола проведения перового этапа общественного обсуждения, а также в непроведении второго этапа общественного обсуждения;

- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об Аукционе требований о соответствии товаров недействующему ГОСТ, в размещении в ЕИС документации об Аукционе в статусе недействующей редакции, в установлении противоречивых сведений о дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе; в установлении требований к товарам, не позволяющих указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ;

- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведений о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, а также сведений химического и компонентного состава товаров, в установлении ненадлежащей Инструкции

- части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в размещении разъяснений положений документации об Аукционе, изменяющие ее суть;

- части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

В связи с чем, Уполномоченному органу, Заказчику выдано предписание от 12.03.2019 по делу N 19/44/105/477 об устранении выявленных нарушений путем несения изменений в документацию об Аукционе.

Срок исполнения предписания по делу от 12.03.2019 по делу N 19/44/105/477 установлен до 26.03.2019.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Л" обоснованной в части установления требований к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе сведений о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также в части неправомерного установления требований к товарам, не позволяющих указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ.

2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения части 1 статьи 20, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 12.03.2019 по делу N 19/44/105/477, по данному делу предписание не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 12.03.2019 по делу N 19/44/105/477 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.