ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2019 г. по делу N 19/44/105/499
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Т" (далее - Заявитель) на действия Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - Заказчик), Комитета Ставропольского края по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) при проведении аукционной комиссией Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по объекту "Строительство нового корпуса государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Краевая детская клиническая больница в городе Ставрополе" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края (номер извещения 0121200004719000018) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено приложение к техническому заданию документации об Аукционе, содержащее требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (материалов) используемых при выполнении работ, в формате, не обеспечивающем возможность копирования текста, что препятствует надлежащему заполнению заявки на участие в Аукционе;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно не установлен объем работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с постановлением Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570).
Представители Уполномоченного органа в письменных возражениях не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 05.02.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 838 263 260 рублей;
3) источник финансирования - за счет средств бюджета Ставропольского края; за счет субсидии, предоставляемой из федерального бюджета в 2019 году бюджету Ставропольского края на финансовое обеспечение мероприятий федеральных проектов национального проекта "Здравоохранение" на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов. КБК - 3130901011N 451110414;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе -07.03.2019;
6) на участие в Аукциона подано 4 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
7) во время проведения Аукциона предложения о цене контракта подавало 2 участника закупки, снижение составило - 1%.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в ЕИС размещено приложение к техническому заданию документации об Аукционе, содержащее требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (материалов) используемых при выполнении работ, в формате, не обеспечивающем возможность копирования текста, что препятствует надлежащему заполнению заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Кроме того, из жалобы Заявителя также следует, что по товару "Битум" в документации об Аукционе содержатся разночтения в отношении требуемых конкретных показателей вышеуказанного товара.
На заседании Комиссии установлено, что во исполнение предписания от 08.02.2019 по делу N 19/44/105/339, выданного на основании решения комиссии ФАС России от 08.02.2019 по делу N 19/44/105/339, в соответствии с которым, в том числе, выявлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний, химического и компонентного состава товаров, в том числе, по товару "Битум", Заказчиком, Уполномоченным органом внесены изменения в документацию об Аукционе, а также 19.02.2019 в ЕИС размещен файл "Изменения 25-ЭА", в том числе, файл в формате "word", содержащий требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (материалов) используемых при выполнении работ. При этом указанный формат позволяет осуществлять ознакомление с содержанием вышеуказанного файла в полном объеме.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не явился, а также в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно не установлен объем работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с Постановление Правительства N 570.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства N 570 установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта.
Согласно извещению о проведении Аукционе, документации об Аукционе объектом закупки является выполнение подрядных работ по объекту "Строительство нового корпуса государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Краевая детская клиническая больница в городе Ставрополе".
Представители Уполномоченного органа в письменных возражениях пояснили, что в пункте 4.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлен объем работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с Постановление Правительства N 570, а именно: "Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц работы в объеме не менее 25 процентов цены контракта и представить Государственному заказчику предложения по одному или нескольким видам и объемам работ, указанным в приложении 2 к государственному контракту".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
3. Решением комиссии ФАС России от 06.03.2019 по делу N 19/44/105/443 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об Аукционе ненадлежащих требований к товарам, используемых при выполнении работ, сведения о которых необходимо предоставить в составе первой части заявки на участие в Аукционе, ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в закупке.
В связи с чем, Аукционной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание от 06.03.2019 по делу N 19/44/105/44 при рассмотрении заявок не учитывать ненадлежащие требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний, химического и компонентного состава товаров, а также не учитывать ненадлежащие положения инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе, не позволяющие однозначно установить порядок заполнения конкретных показателей товаров, установленных на графических изображениях информации и положение не позволяющее определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Т" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 06.03.2019 по делу N 19/44/105/443, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 06.03.2019 по делу N 19/44/105/443 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.