ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2019 г. по делу N 19/44/99/84
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 07.02.2019 N 147/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО ТК "Р" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФКУ "У" (далее - Заказчик) при проведении аукционной комиссией ФКУ "У" (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги А-240 Б.- граница с Республикой Белоруссия км 123+000- км 138+000 в Брянской области Капитальный ремонт автомобильной дороги А-240 Брянск - Н. - граница с Республикой Белоруссия км 138+000 - км 150+000 в Брянской области (номер извещения 0337100016519000013) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 07.02.2019 N 147/19,
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации;
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе;
3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены показатели технических характеристик товаров, которые не соответствуют положениям ГОСТ.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 11.03.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 12.03.2019.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.02.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 566 444 894 рубля;
3) источник финансирования - федеральный бюджет Российской Федерации. Код бюджетной классификации: 108 0409 242 0192058 243;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -06.03.2019;
6) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки, которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Пунктом 8.2.2. документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к составу второй части заявки на участие в Аукционе: "действующая на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 февраля 2017 г. N 58 (в соответствии с ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ)".
Учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть действующей на момент окончания срока подачи заявок, вышеуказанное требование не соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем действия Заказчика установившего в документации об Аукционе вышеуказанное требование к составу заявки, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В приложении N 5 к документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам: "пункт 24. Восстановление основания дорожной одежды методом холодной регенерации из АГБ смеси ОДМ 218.2.022-2012, "Методические рекомендации по восстановлению асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог способами холодной регенерации" (утв. распоряжением Росавтодора от 27.06.2002 N ОС-568-р). Смесь: тип: Э с добавлением щебня М 1200 не менее 40%: фракции [св.20 до 40 мм] и эмульсии ЭБДК С - 3%".
Из обращения Заявителя следует, что из положений инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция) не представляется возможным определить, каким именно образом участникам закупки по пункту 24 приложения N 5 к документации об Аукционе необходимо предоставить в составе первой части заявки на участие в Аукционе конкретные показатели значений, разделенных символом ":", а также не представляется возможным определить, где наименование показателя, а где требование к значению этого показателя.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с Инструкцией наименования показателей и требования к значению этих показателей разделены знаком двоеточия ":", а именно: слева от знака ":" наименование показателя, а справа от знака ":" требование к значению этого показателя.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе обращения не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
Кроме того, Инструкцией установлено, что в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из товаров (материалов), применяемых при выполнении работ, то по данным параметрам необходимо указать прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует". В случае отсутствия согласно нормативной документации по каким-либо из используемых при выполнении работ товаров сведений или если требуемый показатель и (или) требуемое значение показателя не применяется, исходя из предлагаемых в заявке свойств товара и (или) его характеристик и конструкции, то по требуемым значениям показателей товара указывается "не нормируется" либо "отсутствует".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения Инструкции, устанавливающие необходимость определения участниками закупки наличия или отсутствия характеристик товаров, используемых при выполнении работ, вводят участников закупки в заблуждение, не позволяют заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом и ограничивают количество участников закупки.
Также, в приложении N 5 к документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам, например, такие как:
"пункт 11. Песок для строительных работ. Модуль крупности*: должен быть св. 1,8 до 2,3 включ. Коэффициент фильтрации**: должен быть не менее 2,0 м/сутки;
пункт 24. Восстановление основания дорожной одежды методом холодной регенерации из АГБ смеси ОДМ 218.2.022-2012, "Методические рекомендации по восстановлению асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог способами холодной регенерации" (утв. распоряжением Росавтодора от 27.06.2002 N ОС-568-р). Смесь: тип: Э с добавлением щебня М 1200 не менее 40%: фракции [св.20 до 40 мм] и эмульсии ЭБДК С - 3%; пункт 32. Микростеклошарики (МСШ) для дорожной разметки.
ГОСТ 32848-2014. Внешний вид МСШ: должны быть прозрачными сферическими частицами стекла. МСШ в массе должны представлять собой однородный сыпучий материал белого цвета, допускается светло-серый или светло-голубой оттенок. Содержание дефектных микростеклошариков**: не должно превышать 20%. Содержание инородных частиц в микростеклошариках**: не должно превышать 3%" и другие.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, а также ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу обращения, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены показатели технических характеристик товаров, которые не соответствуют положениям ГОСТ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 27 "Смесь щебеночно-гравийно-песчаная" приложения N 5 к документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к параметрам товара: "ГОСТ 25607-2009, ГОСТ 8267-93. Тип: С2, С4. Горные породы: метаморфические; изверженные; осадочные. Марка щебня по дробимости: не должна быть ниже 800".
Согласно пункту 3.1.3. ГОСТ 25607-2009 установлено, в том числе следующее: "Щебень из изверженных и метаморфических пород марки по дробимости 600 и ниже, щебень из осадочных пород марки 400 и щебень из гравия марки 600 и ниже характеризуют показателями пластичности и водостойкости".
В соответствии с Инструкцией если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ.
Вместе с тем, участник закупки может указать щебень из осадочных пород марки по дробимости 400, который будет соответствовать положениям ГОСТ 25607-2009, но не соответствовать положениям документации об Аукционе (в настоящем решении содержится пример, указание которого не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к товарам, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
4. Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 47 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.
Частью 50 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.
Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 19.02.2019.
Вместе с тем, пунктом 5 извещения о проведении Аукциона установлено, что "Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанное требования к участникам закупки не соответствуют части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на момент рассмотрения жалобы Заявителя сведений и информации, подтверждающих невозможность подачи заявки не представлено.
5. В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Пунктом 9.1.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "Подрядчик обязан предоставить Заказчику информацию о всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% (десять процентов) цены Контракта. Такую информацию Подрядчик обязан предоставить Заказчику в течение 10 (десяти) дней с момента заключения им договора с субподрядчиком".
В соответствии с пунктом 16.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком, обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы <...> руб., определяемой в следующем порядке: а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей".
При этом, пунктом 16.18. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "Штраф установлен в соответствии с п. 16.4. Контракта: за нарушение срока предоставления Заказчику информации обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта в соответствии с п. 9.1.2. Контракта".
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего ответственность за непредставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта нарушают часть 24 статьи 34, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Кроме того, решением комиссии ФАС России от 12.03.2019 по делу N 19/44/105/511 в действиях Оператора электронной площадки выявлено нарушение части 12 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в необеспечении надежности функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении электронных процедур путем взаимодействия с соответствующим банком в порядке, установленным в соответствии с Законом о контрактной системе, в результате чего Заявитель не смог подать заявку на участие в Аукционе.
В связи с чем, Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а именно: Оператору электронной площадки обеспечить возможность Заявителю подать заявку на участие в Аукционе; Аукционной комиссии при рассмотрении заявок не учитывать ненадлежащие требования документации об Аукционе; Заказчику при заключении государственного контракта установить надлежащим образом ответственность за непредставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 07.02.2019 N 147/19, Комиссия
решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 24 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 12 статьи 66 Закона о контрактной системе
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 12.03.2019 по делу N 19/44/105/511, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 12.03.2019 по делу N 19/44/105/511 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.