ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 1994 г. N 457
ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.96 N 1207, от 22.02.97 N 193, от 24.03.2000 N 249)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2000 N 249)
2. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом в установленном порядке оформить передачу в оперативное управление Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий здания в г. Москве по адресам: ул. Ватутина, дом 1; Давыдковская ул., дом 7; Театральный проезд, дом 3, а также строящееся здание по Давыдковской ул., дом 7а с находящимися в них оборудованием, средствами связи и иным имуществом.
Рекомендовать правительству Москвы передать в оперативное управление Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий здание по адресу: г. Москва, Угловой переулок, дом 27, строение 2.
3. утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2000 N 249)
4. утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2000 N 249)
5. утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2000 N 249)
6. Установить систему оплаты труда работников центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предусматривающую выплату: премий - в размере семи должностных окладов в год; надбавок за сложность, напряженность, опасность, высокие достижения в труде и специальный режим работы - в размере до 50 процентов должностного оклада в месяц; материальной помощи - в размере двух должностных окладов в год; надбавок за выслугу лет- в размере до 40 процентов должностного оклада в месяц.
7. Установить, что лица офицерского состава, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, назначаемые в установленном порядке для дальнейшего прохождения службы в центральном аппарате Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в подведомственных ему воинских частях и учреждениях, дислоцируемых в г. Москве и пригородной зоне, подлежат прописке в указанных регионах.
8. Определить, что работники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий пользуются услугами Медицинского центра при Правительстве Российской Федерации в порядке и на условиях, действующих для министерств и ведомств Российской Федерации, а также услугами медико-санитарных частей Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В. ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 мая 1994 г. N 457
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.96 N 1207, от 22.02.97 N 193)
1. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление, координацию и контроль в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения, проведения подводных работ особого назначения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.96 N 1207)
2. МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации по вопросам ведения МЧС России, а также настоящим Положением.
3. МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
4. Основными задачами МЧС России являются:
разработка предложений по государственной политике в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого назначения, обеспечения выживания населения в условиях военного времени;
руководство гражданской обороной Российской Федерации, Войсками гражданской обороны Российской Федерации, поисково-спасательной службой МЧС России;
обеспечение функционирования и дальнейшего развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС);
организация и осуществление государственного надзора за готовностью к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнением мероприятий по их предупреждению;
руководство по поручению Правительства Российской Федерации работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
проведение подводных работ особого назначения, создание и обеспечение готовности сил и средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф, контроль за осуществлением мероприятий в этой области;
организация разработки и реализации федеральных целевых и научно-технический программ, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и катастроф, защиту населения, территории страны, а также на повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций;
координация работ по созданию и использованию системы чрезвычайных резервных фондов, включая государственные резервы, для проведения первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, контроль за целевым расходованием средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны, подразделениях РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
организация международного сотрудничества по вопросам, входящим в компетенцию Министерства. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.96 N 1207)
5. МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами:
организует разработку и вносит на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты законодательных актов и других документов по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе последствий радиационных аварий и катастроф, защиты населения, территорий, проведения подводных работ особого назначения, обеспечения выживания населения в условиях военного времени;
организует разработку и осуществление на территории Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе последствий радиационных аварий и катастроф, подъему затопленной военной техники, боеприпасов, в том числе снаряженных отравляющими веществами, и контейнеров с радиоактивными отходами;
осуществляет разработку и непосредственное руководство реализацией мероприятий гражданской обороны в Российской Федерации, обеспечивает боевую и мобилизационную готовность Войск гражданской обороны Российской Федерации, региональных и территориальных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, планирует и организует мобилизационную подготовку;
разрабатывает и представляет в установленном порядке на утверждение Президенту Российской Федерации проекты планов гражданской обороны Российской Федерации;
участвует в разработке мобилизационных планов экономики;
осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика по созданию и сохранению страхового фонда документации на объекты повышенного риска и системы жизнеобеспечения населения;
осуществляет управление функционированием РСЧС;
осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика федеральных целевых программ по вопросам сферы деятельности Министерства;
организует подготовку спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях и выживанию в экстремальных условиях;
осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по вопросам правовой и медицинской защиты граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий, а также реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и контроль за осуществлением мероприятий в этой области. Организует прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку концепций и предложений по режиму природопользования, безопасному проживанию и хозяйственной деятельности на радиоактивно загрязненных территориях;
участвует в подготовке предложений по вопросам, отнесенным к его компетенции, по разработке схем развития и размещения производительных сил, проектов районной планировки и застройки территорий с учетом радиационных, социально-экономических и других факторов, направленных на защиту населения и окружающей среды в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
участвует в рассмотрении и согласовании предложений по строительству, расширению и реконструкции народно-хозяйственных объектов на территориях радиоактивно загрязненных районов, а также в местах компактного переселения жителей из указанных районов;
осуществляет государственный надзор за выполнением установленных нормативных требований по гражданской обороне, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, состоянием готовности органов управления, сил и средств РСЧС к проведению поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций;
осуществляет руководство функционированием и развитием федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;
контролирует выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями заданий по переселению жителей из радиоактивно загрязненных районов, созданию для них необходимых социально-бытовых условий в новых районах проживания, а также строительству жилья, объектов социальной и производственной инфраструктуры для граждан, проживающих в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
координирует действия соответствующих органов по обеспечению населения, проживающего в радиоактивно загрязненных районах, экологически чистыми продуктами питания и промышленными товарами первой необходимости;
выполняет в установленном порядке функции генерального заказчика при строительстве объектов федерального значения, предусмотренных программами по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф;
участвует в проведении государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства объектов в части соблюдения требований гражданской обороны;
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по проведению поиска и спасания людей, аварийно-спасательных работ, ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, вредных химических и радиоактивных веществ на море и внутренних водоемах страны;
организует оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях, контролирует создание и работу соответствующих территориальных и локальных систем оповещения;
организует совместно с заинтересованными организациями и координирует работу по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их моделированию, районированию территории Российской Федерации по наличию потенциально опасных производств, объектов и угрозы стихийных бедствий, разработке и внедрению нормативных показателей степени риска на объектах народного хозяйства и территориях;
организует в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти формирование и доставку гуманитарной помощи населению Российской Федерации и зарубежных стран, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций;
определяет совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления состав, размещение и оснащение сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, создает учебные и реабилитационные центры;
в установленном порядке создает и реорганизует предприятия, учреждения, организации, соединения, воинские части и подразделения, учебные заведения, подведомственные МЧС России, в пределах установленной численности и фонда оплаты труда;
утверждает инструкции, нормы, правила и другие нормативно-методические документы по вопросам, входящим в компетенцию МЧС России;
рассматривает и согласовывает программы учебных и специальных учебных заведений по вопросам гражданской обороны, подготовки к действиям при чрезвычайных ситуациях, мобилизационной подготовки народного хозяйства, специальной подготовки спасателей;
организует создание, подготовку и использование аварийно-спасательных подразделений постоянной готовности для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организует работу по привлечению в установленном порядке общественных объединений и отдельных граждан, в том числе иностранных, имеющих соответствующие знания и опыт, к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам защиты населения и территории при чрезвычайных ситуациях, обеспечения выживания населения в условиях военного времени, совершенствованию существующих и созданию новых высокоэффективных аварийно - спасательных средств, подводных работ особого назначения и созданию специальных технических средств для их выполнения, повышению устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при чрезвычайных ситуациях;
организует финансовое, материальное и техническое обеспечение Войск гражданской обороны Российской Федерации, аварийно-спасательных и других формирований МЧС России, финансирует в установленном порядке из резервного фонда Правительства Российской Федерации мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций, контролирует использование выделенных материальных и финансовых ресурсов;
организует разработку методик определения материального ущерба от возникающих чрезвычайных ситуаций;
координирует разработку, утверждает или согласовывает программы обучения населения, подготовки должностных лиц и органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, организует и осуществляет аттестацию спасателей и аварийно-спасательных формирований;
осуществляет обучение специалистов в области мобилизационной подготовки экономики;
обеспечивает по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России, проведение мероприятий по защите государственной тайны, развитию специальной связи, защите служебной информации;
обеспечивает безопасность работников МЧС России, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах чрезвычайных ситуаций, сохранность грузов, в том числе гуманитарной помощи, доставляемых силами Министерства в районы бедствий;
осуществляет в установленном порядке связь с общественностью, гражданами и средствами массовой информации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, защиты жизни и здоровья людей, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
осуществляет в установленном порядке международное сотрудничество по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, оказания помощи пострадавшему населению, проведения подводных работ особого назначения и другим вопросам, относящимся к компетенции МЧС России, а также изучение, обобщение и распространение зарубежного опыта в этих областях;
участвует в установленном порядке в разработке проектов международных договоров и осуществляет внешнеэкономическое сотрудничество по вопросам, входящим в компетенцию МЧС России, в том числе по вопросам гражданской обороны, взаимного уведомления и оказания помощи в чрезвычайных ситуациях;
направляет в установленном порядке по решению Правительства Российской Федерации представителей для работы в центральных органах и региональных отделениях специализированных международных организаций системы ООН и других специализированных международных организаций на согласованных с этими организациями условиях;
осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты работников центрального аппарата МЧС России и подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций, персонала аварийно-спасательных и других формирований;
имеет специальные транспортные средства, оборудованные утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками, специальными сигналами и средствами связи. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.96 N 1207)
6. МЧС России предоставляется право:
принимать в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, необходимые для организации и координации работ по гражданской обороне, обеспечению выживания населения в условиях военного времени, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодолению последствий радиационных аварий и катастроф;
заслушивать представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной статистики, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций информацию и сведения, необходимые для выполнения возложенных на Министерство задач;
проводить в установленном порядке проверки министерств, ведомств, предприятий, организаций и объектов по вопросам, относящимся к его компетенции;
привлекать отечественных и иностранных специалистов для участия в проведении государственной экспертизы территорий, потенциально опасных объектов и производств;
заключать в установленном порядке контракты (договоры) с исполнителями работ (фирмами), в том числе зарубежными, по созданию аварийно-спасательной техники, техники для подводных работ, проведения работ по реабилитации населения и территорий, пострадавших от радиационных и иных аварий и катастроф;
принимать по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решения о привлечении необходимых территориальных сил м средств постоянной готовности для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в других регионах. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.96 N 1207)
7. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.
Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
8. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач, а также является первым заместителем Начальника гражданской обороны Российской Федерации по должности.
9. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
руководит деятельностью Министерства и подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций, осуществляет управление Войсками гражданской обороны Российской Федерации, представляет Министерство в государственных и иных органах и организациях Российской Федерации, а также в международных организациях;
распределяет обязанности между заместителями Министра, устанавливает степень их ответственности и степень ответственности руководителей структурных подразделений Министерства, утверждает в пределах установленных численности и фонда оплаты труда структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства, а также смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований;
издает приказы, директивы и дает указания;
вносит в установленном порядке предложения о перечне должностей Министерства, замещаемых высшим офицерским составом;
вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения о назначении на должности, замещаемые высшим офицерским составом, и освобождении от должности военнослужащих, проходящих службу ы центральном аппарате МЧС России, подведомственных ему организациях, Войсках гражданской обороны Российской Федерации, о присвоении им воинских званий высшего офицерского состава, об увольнении их с военной службы;
вносит в установленном порядке предложения о награждении особо отличившихся работников системы Министерства государственными наградами и присвоении им почетных званий, учреждает и награждает ведомственными наградами;
направляет в установленном порядке работников, включая военнослужащих, в служебные командировки, в том числе за пределы Российской Федерации;
является распорядителем кредитов, выделяемых на финансирование Министерства, включая валютные средства;
утверждает в установленном порядке документы на списание материальных средств, выделенных за счет федерального бюджета, и материально-технических средств, выработавших установленные ресурсы службы, а также утраченных денежных средств, утверждает задания на проектирование и технические заключения по разработанной проектно-сметной документации на объекты, технические средства, оборудование и вооружение; утверждает акты на приостановление собственного строительства и списание затрат на проектно-изыскательские работы по неосуществленному их строительству; разрешает в установленном порядке реализацию неликвидного и высвобождающегося вооружения, техники, имущества и технических средств;
утверждает задания на проектирование новых видов вооружения, техники и технических средств для Войск гражданской обороны Российской Федерации, аварийно-спасательных формирований, для осуществления подводных работ особого назначения, а также тактико-технические задания на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.96 N 1207)
10. В МЧС России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и заместителей Министра по должности, а также руководящих работников Министерства и подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций.
Члены коллегии МЧС России, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Решение коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра.
11. В регионах Российской Федерации в установленном порядке создаются и осуществляют свою деятельность региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России.
12. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата МЧС России осуществляется за счет ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных органов исполнительной власти.
13. Для рассмотрения и выработки рекомендаций по важным проблемам, отнесенным к компетенции МЧС России, создается научно-технический совет при МЧС России, в состав которого могут входить представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и общественных объединений.
Состав научно-технического совета и положение о нем утверждаются Министром.
14. МЧС России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного Герба Российской Федерации и со своим наименованием, расчетный и иные счета в банках и других кредитных учреждениях.