Информация Минфина РФ N ОП 14-2020

"Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации"
Редакция от 18.12.2020 — Действует

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ
N ОП 14-2020

ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ МСФО НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О применении Международных стандартов финансовой отчетности

Межведомственная рабочая группа по применению Международных стандартов финансовой отчетности обобщила вопросы, поступающие в отношении применения Международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО), и сообщает следующее.

Учет налога на добавленную стоимость в отношении арендных платежей

Согласно Приложению А к МСФО (IFRS) 16 "Аренда" в состав арендных платежей как арендатором, так и арендодателем включаются только платежи, осуществляемые арендатором в пользу арендодателя в связи с правом пользования базовым активом в течение срока аренды.

Сумма налога на добавленную стоимость (НДС), включаемая в состав платежа, уплачиваемого арендатором арендодателю, не является суммой, уплачиваемой арендатором в пользу арендодателя в связи с правом пользования базовым активом в течение срока аренды, равно как не является возмещением затрат арендодателя на предоставление права пользования базовым активом. НДС включается в сумму платежа во исполнение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Для арендатора эта сумма представляет собой обязательство в отношении налогов, отличных от налога на прибыль, и не является частью арендных платежей, либо неарендным компонентом согласно МСФО (IFRS) 16. Следовательно, вопрос уплаты НДС арендатором относится к сфере применения Разъяснения КРМФО (IFRIC) 21 "Обязательные платежи".

Согласно пункту 8 Разъяснения КРМФО (IFRIC) 21 обязывающим событием, приводящим к признанию обязательства по уплате обязательного платежа, является деятельность, вследствие которой возникает обязанность уплаты обязательного платежа в соответствии с законодательством. В связи с этим подлежащая уплате арендатором сумма НДС (как возмещаемого, так и невозмещаемого) подлежит признанию в качестве обязательства в момент возникновения у арендатора обязанности по ее уплате согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно Приложению А к МСФО (IFRS) 16 первоначальные прямые затраты определяются как дополнительные затраты, обусловленные заключением договора аренды, которые не были бы понесены, если бы договор аренды не был заключен, за исключением таких затрат, понесенных арендодателями, являющимися производителями или дилерами, в связи с финансовой арендой. Суммы НДС, подлежащие уплате арендатором, не отвечают указанному определению первоначальных прямых затрат, поскольку они возникают в результате использования актива в течение срока аренды и не связаны с деятельностью, необходимой для заключения договора аренды.

Минимальный состав раскрываемой информации о стороне, обладающей конечным контролем

Согласно пункту 13 МСФО (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах" организация должна раскрыть наименование своей материнской организации и стороны, обладающей конечным контролем, если эта сторона отлична от материнской организации. При этом МСФО (IAS) 24 не содержит указаний, какая именно информация должна раскрываться в консолидированной финансовой отчетности организации в отношении наименования стороны, обладающей конечным контролем.

Исходя из существующей практики, в случае, когда такой стороной является физическое лицо, в консолидированной финансовой отчетности организации принято раскрывать его фамилию, имя, отчество (при наличии), в отношении юридического лица - как минимум, его наименование.