ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2020 г. по делу N 20/44/105/1849
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО ЧОО <...> (далее - Заявитель) на действия Учреждения (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссии Учреждения (далее - Конкурсная комиссия), ООО <...> (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по охране зданий (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) <...>) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно не установлено в Конкурсной документации требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки сведений о наличии 38 единиц служебного нарезного короткоствольного оружия и патронов к нему;
2. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Наличие успешно реализованных проектов за последние 3 года, со стоимостью оказанных услуг по каждому контракту не менее 15 000 000 рублей для любых третьих лиц (организаций, компаний, корпораций, в том числе заключенные в соответствии с Федеральным законом от 08.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участника закупки" (далее - Критерий N 1);
3. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Наличие высококвалифицированных специалистов (охранник 6 разряда), которые будут привлекаться для оказания услуг" (далее - Показатель N 3) Критерий N 1.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 29.10.2020 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 30.10.2020.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 05.10.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - <...> рублей;
4) источник финансирования - средства бюджета Учреждения, КБК - <...>;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 30.10.2020.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно не установлено в Конкурсной документации требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки сведений о наличии 38 единиц служебного нарезного короткоствольного оружия и патронов к нему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с частью 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что разделом III Конкурсной документации установлено требование о наличии у исполнителя контракта не менее 38 единиц служебного нарезного короткоствольного оружия и патронов к нему. При этом требования о представлении в составе заявки на участие в Конкурсе сведений о наличии у участника закупки указанного оружия Заказчиком не установлено.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что указанные требования установлены в Конкурсной документации исходя из потребности Заказчика и не противоречат Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод своего подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия N 1.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
1. Цена контракта - 60%; Коэффициент значимости равен 0,6;
2. Критерий N 1 - 40%; Коэффициент значимости равен 0,4.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки по Показателю N 1 Критерия N 1, поскольку по указанному показателю неправомерно подлежат оценке контракты, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 08.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", поскольку невозможно проверить их исполнение, наличия нарушения сроков и качества оказания услуг.
Согласно Конкурсной документации Критерий N 1 содержит, в том числе, Показатель N 1, в рамках которого оценивается наличие у участника Конкурса опыта реализации контрактов (договоров) заключенных в соответствии с Федеральным законом от 08.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанный порядок оценки заявок установлен в Конкурсной документации в строгом соответствии с положениями Закона о контрактной системе, исходя из предмета закупки и с учетом потребностей Заказчика, а также позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что наличие у участника Конкурса опыта реализации контрактов (договоров) заключенных в соответствии с Федеральным законом от 08.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, а также подтверждает наличие опыта.
Вместе с тем, представители Заявителя не представили документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При этом согласно Конкурсной документации в рамках Критерия N 1 предусмотрены, в том числе, следующие показатели:
- Показатель N 1;
- показатель "Наличие успешно реализованных проектов за последние 3 года, со стоимостью оказанных услуг по каждому контракту не менее 15 000 000 рублей для заказчиков по результатам проведения закупок заключенные в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (далее - Показатель N 2).
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены Показатели NN 1, 2 Критерия N 1, поскольку, например, при отсутствии у участника закупки исполненных контрактов, заключенных в рамках Закона о контрактной системе и предоставлении максимального количества договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 08.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", участник закупки не получит максимальное количество баллов по Критерию N 1. Таким образом, установленный порядок оценки по указанным показателям Критерия N 1 не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателям NN 1, 2 Критерия N 1, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 3 Критерия N 1.
Согласно Конкурсной документации, в рамках Критерия N 1 предусмотрены, в том числе, следующие показатели:
- Показатель N 3 в рамках которого оценивается наличие высококвалифицированных специалистов (охранник 6 разряда), которые будут привлекаться для оказания услуг. (Кспец1).
Заявке, в которой представлено максимальное число высококвалифицированных специалистов (охранник 6 разряда), которые будут привлекаться для оказания услуг, присваивается максимальное значение показателя критерия в баллах, остальным заявкам присваивается балл по формуле:
,
где:
Кi - число высококвалифицированных специалистов (охранник 6 разряда), которые будут привлекаться для оказания услуг, представленных Участником, заявка которого оценивается,
Кmax - максимальное число высококвалифицированных специалистов (охранник 6 разряда), которые будут привлекаться для оказания услуг из предложений, сделанных другими участниками.
КЗ - коэффициент значимости показателя равен 0,25.
- показатель "Наличие высококвалифицированных специалистов, которые будут привлекаться для оказания услуг, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки охранников 6 разряда (использование служебного, гражданского оружия и специальных средств) - 266 часов" (далее - Показатель N 4).
По Показателю N 4 Критерия N 1 оценивается количество штатных или привлеченных на договорной основе дипломированных специалистов участника закупки, привлекаемых им для выполнения работ, прошедших обучение в одной или нескольких областях из перечня:
- правовая подготовка;
- тактико-специальная подготовка;
- техническая подготовка;
- использование специальных средств;
- первая помощь;
- психологическая подготовка;
- огневая подготовка;
- специальная физическая подготовка.
Заявке, в которой представлено максимальное число высококвалифицированных специалистов, которые будут привлекаться для оказания услуг, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки охранников 6 разряда (использование служебного, гражданского оружия и специальных средств) - 266 часов, присваивается максимальное значение показателя критерия в баллах.
Остальным заявкам присваивается балл,
,
где:
Кi - число высококвалифицированных специалистов, которые будут привлекаться для оказания услуг, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки охранников 6 разряда (использование служебного, гражданского оружия и специальных средств) - 266 часов, представленных участником, заявка которого оценивается,
Кmax - максимальное число высококвалифицированных специалистов, которые будут привлекаться для оказания услуг, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки охранников 6 разряда (использование служебного, гражданского оружия и специальных средств) - 266 часов, из предложений, сделанных другими участниками.
КЗ - коэффициент значимости показателя равен 0,15.
Изучив порядок присвоения баллов, предусмотренный Конкурсной документацией, Комиссия приходит к выводу, что для целей оценки и присвоения баллов по Показателям NN 3, 4 Критерия N 1 в Конкурсной документации необходимо устанавливать значение привлекаемых трудовых ресурсов в количестве, необходимом для выполнения работ в рамках исполнения контракта.
Вместе с тем, указание предельного значения необходимых трудовых ресурсов отсутствует.
Кроме того, согласно Конкурсной документации по Показателю N 3 Критерия N 1 Конкурсной комиссией оценивается количество сотрудников участника закупки, имеющих 6 разряд. Для оценки участника закупки по данному показателю участник в составе заявки должен представить, в том числе, сведения о списке сотрудников ЧОО (ЧОП), заверенном (не позднее одного месяца до момента подачи заявки) территориальным подразделением лицензионно-разрешительной работы ФСВНГ России по месту регистрации ЧОО (ЧОП).
Согласно статье 14 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии вправе обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на войска национальной гвардии задач, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - Банки данных).
Вместе с тем, согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется органам внутренних дел (полиции) и их должностным лицам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственным органам и их должностным лицам; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
При этом у Комиссии ФАС России отсутствуют доказательства, подтверждающие возможность получения вышеуказанных сведений, представленных в Банках данных, любым юридическим лицом. Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что требование о предоставлении списка сотрудников, заверенных сотрудником подразделения лицензионно-разрешительной работы ФСВНГ России является неправомерным, поскольку предоставление информации, содержащейся в Банках данных, осуществляется закрытому кругу лиц, указанному в части 5 статьи 14 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
Кроме того, по мнению Комиссии, указанное требование ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления третьих лиц, что может повлечь ограничение их количества.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателям NN 3, 4 Критерия N 1, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО ЧОО <...> обоснованной в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 30.10.2020 по делу N 20/44/105/1849 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.