Решение ФАС РФ от 04.03.2019 по делу N 19/44/105/437

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика, уполномоченного органа, установивших в документации об аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 04.03.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2019 г. по делу N 19/44/105/437

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Л" (далее - Заявитель) на действия Казенного учреждения Вологодской области "У" (далее - Заказчик), Комитета государственного заказа Вологодской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Мостовой переход через р. Шексну в створе ул. Архангельской" в г. Череповце. II-IV пусковые комплексы" (номер извещения 0130200002418004150) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:

1. в проекте контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок оплаты выполненных работ;

2. в документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.12.2018;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 16 598 031 220 рублей;

3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -28.02.2019;

5) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки, которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок оплаты выполненных работ.

В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Пунктом 3.1. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "Оплата производится Заказчиком в безналичной форме путем перечисления денежных средств на отдельный счет, открытый Подрядчиком в банке, осуществляющем банковское сопровождение Контракта. Заказчик осуществляет платежи в течение 30 дней с даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и представления счета-фактуры, в соответствии с календарным графиком производства работ (Приложение N 1 к Контракту) и Ведомостью объемов и стоимости работ (Приложение N 3 к Контракту), графиком выполнения работ (Приложение N 6 к Контракту) и графиком оплаты выполненных работ (Приложение N 7 к Контракту) в пределах годового лимита бюджетных обязательств, утвержденного на соответствующий финансовый год согласно п. 2.5 Контракта".

В соответствии с пунктами 3.3., 3.4. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Заказчик производит авансирование стоимости работ в размере 10% от цены Контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год в течение 60 рабочих дней после предоставления Подрядчиком счета на перечисление аванса и запроса на выдачу аванса.

Последующее авансирование выполняемых работ в размере, указанном в п. 3.3 Контракта, Заказчик вправе осуществлять в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год только после документального подтверждения (счета на оплату, договора на поставку и др.) оплаты расходов, указанных в заявке Подрядчика, в объеме ранее полученного аванса".

Пунктом 2.5. проект государственного контракта документации об Аукционе предельный объем средств в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 03.12.2018 N 1095 составляет 16 598 031 220,00 рублей, в том числе с разбивкой по годам: объем финансирования в 2019 г. составляет 123 000 000, 00 рублей; объем финансирования в 2020 г. составляет 720 600 000,00 рублей; объем финансирования в 2021 г. составляет 720 600 000,00 рублей; объем финансирования в 2022 г. составляет 3 772 785 810,00 рублей; объем финансирования в 2023 г. составляет 3 731 457 450,00 рублей; объем финансирования в 2024 г. составляет 3 754 388 780,00 рублей; объем финансирования в 2025 г. составляет 3 775 199 180,00 рублей.

Из жалобы Заявителя следует, что установленный в проекте государственного контракта документации об Аукционе аванс в размере 10% превышает размер выделенных лимитов бюджетных обязательств на 2019 год.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что авансирование стоимости работ в размере 10% производится каждый год, из выделенных лимитов бюджетных обязательств на каждый соответствующий год.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В пункте 25 информационной карты документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".

В разделе "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам, например, такие как:

"Раствор. Содержание гранулированного шлака 5 - 25%, расход вяжущего не должен быть более 490 кг на 1 м3 раствора;

Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь. Расход смеси в диапазоне не менее 75 не более 150 кг/м2;

Щебеночно-песчаные смеси. Качество щебня и песка содержание металлических примесей, поддающихся ручной сортировке, не должно превышать 5% по массе" и другие.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим) Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку единственная поданная заявка признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Л" обоснованной в части установления в документации об Аукционе ненадлежащих требований к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 16.01.2019 по делу N 19/44/105/67 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.