Зарегистрировано в Минюсте России 21 декабря 2020 г. 61647
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 ноября 2020 г. N 815н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОХРАНЫ (ЗАЩИТЫ) ОБЪЕКТОВ И (ИЛИ) ИМУЩЕСТВА
В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 52, ст. 6986) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528), приказываю:
1. Утвердить Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества согласно приложению.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 601н "Об утверждении Правил по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 ноября 2017 г., регистрационный N 48903).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.
Министр
А.О. КОТЯКОВ
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 19 ноября 2020 г. N 815н
ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОХРАНЫ (ЗАЩИТЫ) ОБЪЕКТОВ И (ИЛИ) ИМУЩЕСТВА
I. Общие положения
1. Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества работниками юридических лиц с особыми уставными задачами, ведомственной охраны, частных охранных организаций и подразделений транспортной безопасности (далее - работники).
2. Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм при организации и осуществлении ими охраны (защиты) объектов и (или) имущества (далее соответственно - работодатели, охрана объектов).
3. На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя оборудования и специальных средств, применяемых при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества (далее - организация-изготовитель), работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются работодателем с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками, осуществляющими охрану объектов, представительного органа (при наличии).
4. При применении оборудования и специальных средств следует руководствоваться требованиями технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.
5. Работодатель обязан обеспечить:
1) выполнение работ по охране объектов в соответствии с требованиями Правил, иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя;
2) контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.
6. При осуществлении охраны объектов источниками профессионального риска повреждения здоровья работников может быть воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:
1) противоправных действий других лиц;
2) последствий неправильного обращения с огнестрельным оружием и специальными средствами;
3) пожара или взрыва;
4) физических и нервно-психических перегрузок;
5) движущихся транспортных средств, грузоподъемных машин, перемещаемых материалов, подвижных частей оборудования;
6) повышенной или пониженной температуры воздуха рабочей зоны;
7) повышенного уровня шума или вибрации;
8) повышенной запыленности или загазованности воздуха;
9) недостаточной освещенности рабочей зоны;
10) повышенной или пониженной влажности и повышенной подвижности воздуха рабочей зоны;
11) расположения рабочего места на высоте относительно поверхности земли (пола);
12) повышенного значения напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
13) ионизирующее излучение (при обращении с источниками ионизирующего излучения, включая радиационный контроль).
7. При организации выполнения работ по охране объектов, связанных с возможным воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, работодатель обязан принять меры по их исключению или снижению до допустимых уровней воздействия.
При невозможности исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до уровней допустимого воздействия в связи с характером и условиями выполнения работ по охране объектов выполнение работ без обеспечения работников соответствующими средствами индивидуальной защиты запрещается.
8. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:
1) устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа;
2) в целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.
9. Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Требования охраны труда при организации выполнения работ по охране объектов
10. Перед началом выполнения работы по охране объекта работник должен пройти инструктаж по мерам безопасности при осуществлении охраны объекта.
11. Обход территории охраняемого объекта осуществляется по утвержденному маршруту, который должен проходить:
1) по участкам территории, на которых отсутствуют препятствия в виде загроможденности и захламленности оборудованием, материалами и отходами производства, ям, траншей, кюветов, колодцев подземных коммуникаций, резервуаров с водой;
2) вне полотна железнодорожных путей, а если выполнение трудовых обязанностей связано с охраной объектов железнодорожного транспорта, то только по специальным маршрутам, обозначенным соответствующими указателями, пешеходным переходам, служебным и технологическим проходам, дорожкам (настилам), специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, путепроводам, платформам;
3) вне установленных (обозначенных) границ участков производства строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных работ, блокпостов и постов глухой привязи служебных собак.
12. Территория охраняемого объекта в темное время суток должна быть освещена.
Для осмотра внутренних объектов охраны в темное время суток работники должны быть обеспечены переносными электрическими фонарями.
13. При нахождении в зонах повышенной опасности (вблизи движущихся транспортных средств, автомобильных и железных дорог, на строительной площадке) работники должны быть одеты в сигнальные жилеты или иметь на форменной одежде световозвращающие элементы.
14. При осуществлении охраны объектов запрещается:
1) выполнять работы, не предусмотренные трудовыми обязанностями или договорными обязательствами;
2) оставлять пост, маршрут, за исключением случаев оказания помощи пострадавшим при аварийных ситуациях, предотвращения правонарушений и задержания правонарушителей;
3) ходить по железнодорожным путям, пересекать их под стоящими вагонами;
4) прикасаться к оборванным электропроводам;
5) допускать разведение костров, сжигание тары и производственных отходов вблизи охраняемых объектов;
6) использовать для осмотра транспортных средств неисправные приставные лестницы, подручные материалы, а также осматривать транспортные средства с подножек или колес;
7) проверять документы (пропуска) на право выезда (въезда) во время движения транспортных средств;
8) допускать к управлению воротами с автоматическим приводом посторонних лиц;
9) самостоятельно устранять недостатки в электроснабжении и неисправность технических средств охраны, требующие специальной подготовки работников охраны, а также применения запасных частей, инструментов и принадлежностей.
III. Требования охраны труда при проведении осмотра транспортных средств
15. Осмотр транспортных средств и перевозимых на них грузов должен проводиться на досмотровых площадках или у проездных ворот с эстакад, лестниц- стремянок либо с приставных лестниц с крюками на концах.
16. Досмотровые площадки в зимнее время должны очищаться от снега и льда и посыпаться песком либо иным противоскользящим материалом.
17. В целях предотвращения падения транспортного средства в канаву или с эстакады во время его передвижения осмотровые канавы и эстакады должны быть оснащены предохранительными ребордами.
В местах перехода осмотровые канавы оснащаются съемными переходными мостиками шириной, обеспечивающей безопасный переход работников.
Площадки эстакад должны обеспечивать возможность досмотра кузовов грузовых автомобилей без захода на них и иметь площадь не менее 1 кв. м. Эстакады должны быть оборудованы лестницами с перилами для безопасного подъема и спуска работников.
18. Перед осмотром двигателя транспортного средства с поднимающейся кабиной должны применяться штатные устройства автомобиля для фиксации кабины в поднятом положении.
Запрещается прикасаться к горячим частям двигателя и к электрооборудованию транспортного средства.
19. Лестницы, подножки, ступени транспортного средства перед осмотром должны быть очищены от грязи, снега и льда.
20. При вскрытии автофургона необходимо находиться на расстоянии от открываемых дверей автофургона во избежание получения травм открываемыми дверями либо вследствие возможного выпадения груза.
21. Во избежание самопроизвольного движения транспортного средства при его осмотре водитель должен выключить двигатель, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение (на автомобилях с автоматической коробкой передач - в положение "Паркинг") и затормозить транспортное средство стояночным тормозом, по требованию работника охраны заглушить двигатель.
22. Запрещается проводить осмотр транспортного средства:
1) на открытых незащищенных площадках в грозу, метель, при сильном ветре и интенсивных атмосферных осадках, создающих угрозу травмирования;
2) осмотр моторного отсека при работающем двигателе транспортного средства;
3) во время движения транспортного средства;
4) с эстакад, не оборудованных приспособлениями, обеспечивающими безопасное проведение работ.
23. Перед пропуском транспортного средства с территории охраняемого объекта необходимо остановить транспортное средство, открыть проездные ворота. Створки немеханизированных проездных ворот в открытом положении должны быть зафиксированы стопорным устройством (фиксатором).
Движение транспортных средств через проем ворот допускается только при полном открытии створок ворот.
24. При управлении механизированными проездными воротами необходимо:
1) убедиться в отсутствии людей, транспортных средств и посторонних предметов в зоне движения створок ворот;
2) снять запирающее устройство, если створки ворот дополнительно им заперты;
3) произвести открывание или закрывание створок ворот нажатием соответствующих кнопок на пульте управления до отключения привода и остановки створок в крайних положениях.
25. При обнаружении неисправности проездных ворот (возникновение постороннего шума, стука, вибрации створок ворот и механизмов управления ими) необходимо немедленно прекратить работу и сообщить о неисправности непосредственному руководителю.
По завершении пропуска транспортного средства створки механизированных ворот должны быть установлены в положение "закрыто".
IV. Требования охраны труда при осмотре поездов, маневрирующих составов, локомотивов, сцепок вагонов и перевозимых на них грузов, а также при сопровождении транспортных средств с охраняемыми грузами
26. При проведении осмотра поездов, маневрирующих составов, локомотивов, сцепок вагонов (далее - железнодорожный подвижной состав) и перевозимых грузов необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
1) проходить вдоль железнодорожных путей следует только по их обочине или посередине междупутья; при этом необходимо следить за движущимся железнодорожным подвижным составом, предметами, выступающими за его габариты, подаваемыми звуковыми и видимыми сигналами на железнодорожном транспорте;
2) переходить железнодорожный путь под прямым углом, не наступая на головку рельса, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося железнодорожного подвижного состава;
3) при переходе через железнодорожный путь, занятый стоящим железнодорожным подвижным составом, пользоваться переходными площадками; при сходе с переходной площадки держаться за поручни, спускаясь лицом к вагону;
4) обходить стоящий железнодорожный подвижной состав на расстоянии не менее 5 м от автосцепки.
Проходить между расцепленным железнодорожным подвижным составом разрешается, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м, при этом идти следует посередине разрыва.
27. Осмотр вагонов железнодорожного подвижного состава должен проводиться после полной его остановки.
28. При входе и выходе из вагона железнодорожного подвижного состава необходимо убедиться в исправности подножки, а также в отсутствии движущихся по смежному железнодорожному пути вагонов железнодорожных подвижных составов. При этом необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону железнодорожного подвижного состава.
29. При проведении осмотра железнодорожного подвижного состава и перевозимых на нем грузов запрещается:
1) заходить в вагон и спрыгивать с переходной площадки вагона во время движения железнодорожного подвижного состава до полной его остановки;
2) перебегать и переходить железнодорожный путь перед движущимся железнодорожным подвижным составом, когда расстояние до него менее 400 м, переходить междупутье в местах, не установленных утвержденным маршрутом служебного прохода;
3) переходить на другую сторону железнодорожного подвижного состава под вагонами, между автосцепками стоящих вагонов, если расстояние между ними менее 10 м;
4) садиться на рельсы и шпалы, а также подлезать под вагоны железнодорожного подвижного состава;
5) находиться на междупутье при следовании железнодорожного подвижного состава по смежным путям, а также в местах, отмеченных знаками "Негабаритное место";
6) находиться за 400 м до приближающегося железнодорожного подвижного состава на расстоянии менее 2 м от границы крайнего рельса, а на участках со скоростным и (или) высокоскоростным движением - менее 5 м;
7) на электрифицированных железнодорожных путях до снятия напряжения и заземления проводов контактной сети и связанных с ними устройств подниматься на крыши вагонов, на груженые платформы, полувагоны и контейнеры.
30. Для размещения и проезда работников, сопровождающих вагоны с охраняемыми грузами, допускается использовать:
1) отдельные оборудованные вагоны;
2) нерабочую кабину локомотива и технически исправные переходные площадки вагонов (только для проезда нарядов ведомственной охраны при исполнении трудовых обязанностей);
3) специально оборудованные места (специальные съемные сооружения).
31. При сопровождении охраняемого груза в пути следования запрещается:
1) стоять ближе 1 м от борта платформы, держаться за борт и сидеть на борту платформы;
2) садиться на переходную площадку и сходить с нее до полной остановки железнодорожного транспортного средства;
3) переходить с платформы на платформу или с вагона на вагон по крышам;
4) сидеть на ступеньках переходной площадки.
32. При подходе железнодорожного транспортного средства к туннелю боковые окна в кабине локомотива должны быть закрыты.
33. Проезд на переходных площадках вагонов допускается при температуре наружного воздуха не ниже минус 10°С.
34. Запрещается проезд в кабинах автотракторной техники, размещенной на открытом железнодорожном транспортном средстве.
V. Требования охраны труда при осуществлении охраны искусственных сооружений
35. При следовании к месту охраны искусственного сооружения необходимо перемещаться по утвержденным маршрутам с учетом местных условий (наличие дорог, просек, троп, площадок безопасности, специальных ниш в туннелях).
При передвижении группы численностью более двух работников должны быть назначены старший группы и наблюдающий за обстановкой с обеих сторон (за приближением железнодорожного транспортного средства, светофорами, звуковой предупредительной сигнализацией).
При следовании к месту охраны "в колонне по одному" необходимо соблюдать дистанцию 2 - 3 м друг от друга.
36. Переход с одного портала туннеля на противоположный должен осуществляться по утвержденным безопасным маршрутам: по туннелю или по верху туннеля.
При прохождении по мосту необходимо двигаться ближе к перилам моста, а в туннеле - ближе к стене туннеля.
Запрещается поднимать воротники верхней одежды и опускать наушники шапок.
37. При подходе железнодорожного транспортного средства на расстояние менее 400 м работники должны укрыться на постовых площадках или в нишах туннелей. Продолжать движение разрешается после прохода железнодорожного транспортного средства, убедившись в отсутствии другого приближающегося железнодорожного транспортного средства.
38. Во время прохода железнодорожного транспортного средства необходимо вести наблюдение в соответствии с поставленной задачей, находясь внутри постовой будки либо с постовой площадки.
39. Смена работников на мостах, в туннелях и других искусственных сооружениях должна производиться на постовых площадках, которыми оборудуются охраняемые объекты.
Во время смены работников необходимо вести наблюдение за подходом железнодорожных транспортных средств.
При приближении железнодорожного транспортного средства работник должен зайти в постовую будку или на постовую площадку.