ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2000 г. N 301
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ И БАНКРОТСТВУ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 537 "О Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 23, ст. 2546).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 апреля 2000 г. N 301
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ И БАНКРОТСТВУ
1. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (далее именуется - Федеральная служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве) организаций.
Федеральная служба осуществляет возложенные на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях.
2. В своей деятельности Федеральная служба руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Федеральной службы являются:
1) разработка и реализация мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций;
2) проведение государственной политики по предупреждению банкротств лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством предпринимательскую деятельность, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;
3) исполнение полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также органа, уполномоченного обеспечивать защиту интересов Российской Федерации при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций;
4) разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины.
4. Федеральная служба в соответствии с возложенными на нее задачами:
1) принимает участие в формировании и реализации федеральных и межгосударственных программ, предусматривающих мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций (групп организаций);
2) разрабатывает с участием иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, имеющих определяющее значение для экономики страны, и участвует в их реализации;
3) ведет учет платежеспособности крупных, а также экономически или социально значимых организаций, формирует перечни таких организаций, анализирует их финансовое состояние и представляет в Правительство Российской Федерации предложения по финансовому оздоровлению указанных организаций;
4) организует в установленном порядке привлечение необходимых финансовых средств для реализации мероприятий по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, в том числе зарубежных инвесторов;
5) участвует в рассмотрении вопросов о предоставлении государственной финансовой поддержки неплатежеспособным организациям и согласовании проектов решений Правительства Российской Федерации по этим вопросам;
6) вносит в федеральный орган по управлению государственным имуществом предложения по приватизации федеральных государственных унитарных предприятий-должников и продаже находящихся в федеральной собственности долей (паев, акций) в уставном капитале организаций;
7) участвует в установленном порядке в принятии от имени собственника федерального государственного унитарного предприятия-должника решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника о признании его банкротом;
8) участвует в установленном порядке в принятии решения о ликвидации неплатежеспособных федеральных государственных унитарных предприятий и осуществлении иных полномочий собственника, связанных с их ликвидацией;
9) участвует в установленном порядке в принятии решения об освобождении от занимаемой должности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, признанных в установленном порядке неплатежеспособными, в случае, если их неплатежеспособность не связана непосредственно с задолженностью государства перед этими предприятиями, а также осуществляет права по заключению и расторжению соответствующего договора на управление неплатежеспособными федеральными государственными унитарными предприятиями;
10) участвует в разработке мер социальной защиты работников, высвобождаемых в связи с ликвидацией организаций-работодателей;
11) представляет совместно с федеральным органом по управлению государственным имуществом в арбитражном суде интересы Российской Федерации как собственника (учредителя, участника) организации-должника в случаях, когда законодательством о несостоятельности (банкротстве) предусматривается участие собственника;
12) представляет интересы Российской Федерации по обязательным платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды, осуществляет права кредитора по бюджетным ссудам и иным денежным обязательствам организаций-должников перед государством при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций;
13) направляет в случаях и в порядке, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и иными федеральными законами о несостоятельности (банкротстве), заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом;
14) участвует в деле о банкротстве должника и осуществляет соответствующие процессуальные права при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве);
15) обеспечивает по запросам арбитражного суда либо по обращениям кредиторов реализацию процедуры отбора арбитражного управляющего при наличии нескольких предложенных кандидатур;
16) обеспечивает реализацию процедуры банкротства отсутствующего должника;
17) готовит предложения по порядку участия от имени Российской Федерации уполномоченных органов и организаций в проведении досудебной санации организации-должника;
18) согласовывает условия отбора юридических и физических лиц, желающих принять участие в досудебной санации организации-должника совместно с федеральными органами исполнительной власти;
19) организует подбор и подготовку специалистов по антикризисному управлению для неплатежеспособных предприятий, разрабатывает и (или) утверждает соответствующие квалификационные требования и программы обучения;
20) утверждает требования, предъявляемые к физическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве арбитражных управляющих, проводит лицензирование их деятельности;
21) ведет списки лиц, получивших лицензию арбитражного управляющего и прошедших регистрацию в арбитражных судах, осуществляет иные полномочия лицензирующего органа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
22) представляет по запросу арбитражного суда кандидатуры для назначения арбитражными управляющими, в том числе из числа сотрудников Федеральной службы в случаях, когда это предусмотрено законом;
23) утверждает методические указания по проведению экспертизы финансового состояния неплатежеспособных организаций, проводит учет юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с проведением такой экспертизы;
24) осуществляет в установленном порядке контроль за соблюдением организациями-должниками установленной законодательством Российской Федерации дисциплины платежей и расчетов;
25) участвует в установленном порядке в проведении реструктуризации задолженности организаций-должников по платежам в федеральный бюджет;
26) организует и обеспечивает деятельность межведомственных балансовых комиссий, а также иных межведомственных комиссий, создаваемых для решения вопросов о реструктуризации и финансовом оздоровлении организаций-должников;
27) анализирует возможные последствия обращения взыскания на имущество должника в соответствии с поступившими уведомлениями судебных приставов-исполнителей о произведенном аресте имущества организации-должника; предпринимает в соответствии со своей компетенцией действия, вытекающие из результатов этого анализа, в том числе по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) организации-должника;
28) анализирует финансовое состояние организаций-должников и оценивает их платежеспособность, определяет порядок ведения учета неплатежеспособных организаций и ведет их учет;
29) дает заключения по вопросам, связанным с определением несостоятельности (банкротства) и финансовым оздоровлением организаций, в том числе:
о платежеспособности организаций;
о наличии признаков фиктивного банкротства или преднамеренного банкротства;
о наличии реальной возможности восстановления платежеспособности организации-должника;
по обстоятельствам, связанным с особенностями банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц;
о планах финансового оздоровления организации-должника;
о возможных последствиях обращения взыскания на имущество должника и целесообразности возбуждения в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника;
о результатах независимой оценки рыночной стоимости имущества акционерных обществ - должников;
30) дает по запросам федерального органа по управлению государственным имуществом заключения о последствиях сделок по отчуждению либо обременению обязательствами недвижимого имущества неплатежеспособных федеральных государственных унитарных предприятий;
31) выпускает официальное издание государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению - "Вестник Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству";
32) участвует в разработке международных договоров по проблемам несостоятельности (банкротства);
33) изучает и обобщает отечественную и зарубежную практику применения законодательства о несостоятельности (банкротстве);
34) представляет интересы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как собственника (участника, учредителя) или кредитора на основании соглашений, предусматривающих передачу органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным образованием соответствующих полномочий Федеральной службе;
35) выступает в соответствии с гражданским законодательством представителем кредиторов по денежным обязательствам при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве организаций-должников;
36) образует коллегии уполномоченных государственных представителей - кредиторов и осуществляет организационно-техническое обеспечение их деятельности;
37) привлекает специализированные управляющие компании для обеспечения деятельности сотрудников Федеральной службы в случаях, когда в соответствии с законом на них возлагается исполнение функций арбитражного управляющего;
38) участвует в обеспечении трудовых прав работников при проведении процедур банкротства и реализации мероприятий по финансовому оздоровлению организаций, проведении государственной политики в области охраны труда, разработке и реализации отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроле за их выполнением.
5. Федеральная служба имеет право:
1) осуществлять в установленном порядке от имени Российской Федерации и иных кредиторов предусмотренные законодательством Российской Федерации процессуальные права при рассмотрении судами и арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
2) издавать в пределах своей компетенции нормативные и иные правовые акты, в том числе обязательные разъяснения по вопросам реализации процедур банкротства;
3) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
4) проводить в установленном порядке проверки финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных организаций, обращаться в соответствующие контролирующие органы с запросом о проведении этих проверок и участвовать в их проведении, а также инициировать в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, проведение аудиторских проверок;
5) выдавать, аннулировать и отзывать в установленном порядке лицензии арбитражных управляющих, приостанавливать действие указанных лицензий, осуществлять контроль за деятельностью арбитражных управляющих;
6) создавать экспертные и совещательные коллегиальные органы;
7) создавать, реорганизовывать и ликвидировать учреждения; участвовать в создании и деятельности некоммерческих организаций, необходимых для выполнения функций и задач Федеральной службы;
8) заключать в установленном порядке соглашения с государственными органами зарубежных стран, неправительственными и международными организациями, осуществляющими деятельность в сферах, отнесенных к компетенции Федеральной службы;
9) привлекать для проведения экспертиз и консультаций специалистов других органов исполнительной власти по согласованию с руководством этих органов, а также иных организаций, в том числе иностранных;
10) учреждать в установленном порядке печатные издания, необходимые для выполнения функций и задач Федеральной службы;
11) обращаться в арбитражный суд с заявлениями в защиту государственных интересов при проведении процедур банкротства.
6. Федеральную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от занимаемой должности Правительством Российской Федерации.
7. Руководитель Федеральной службы:
1) осуществляет руководство Федеральной службой и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Федеральную службу задач и функций;
2) назначает на должность и освобождает от должности работников Федеральной службы, распределяет обязанности между заместителями руководителя Федеральной службы;
3) решает в соответствии с законодательством о государственной службе Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе;
4) утверждает:
структуру и штатное расписание центрального аппарата, территориальных органов и представителей Федеральной службы на соответствующих территориях в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление;
положения о структурных подразделениях Федеральной службы;
положения о территориальных органах и представителях Федеральной службы на соответствующих территориях;
уставы создаваемых Федеральной службой учреждений, а также сметы расходов на их содержание в пределах средств, находящихся в распоряжении Федеральной службы;
положения об экспертных и совещательных коллегиальных органах и их состав;
5) назначает на должность и освобождает от должности руководителей территориальных органов и представителей на соответствующих территориях, а также создаваемых Федеральной службой учреждений;
6) в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения, дает поручения и указания, обязательные для исполнения всеми работниками Федеральной службы, территориальными органами (представителями на соответствующих территориях);
7) обеспечивает безопасные условия труда работников Федеральной службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций.
8. Руководитель Федеральной службы действует от имени Федеральной службы без доверенности, представляет ее интересы, распоряжается в соответствии с законодательством Российской Федерации ее имуществом и средствами, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности.
9. В Федеральной службе образуется коллегия в составе руководителя Федеральной службы (председатель коллегии) и его заместителей, входящих в нее по должности, руководящих работников центрального аппарата и территориальных органов Службы. В состав коллегии могут включаться представители других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий, организаций и учреждений. Численность коллегии устанавливается Правительством Российской Федерации.
Члены коллегии (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Федеральной службы.
10. Федеральная служба является юридическим лицом, имеет бланки и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, бюджетный и иные счета (в том числе в иностранной валюте), открываемые в установленном порядке.
11. Местонахождение Федеральной службы - г. Москва.