Решение ФАС РФ от 09.11.2020 N 223ФЗ-875/20

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 6 ст. 3, п. 2 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 7, 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ"
Редакция от 09.11.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 9 ноября 2020 г. N 223ФЗ-875/20

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ АО "АА" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии - начальника отдела методологии и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Д.Е.,

членов Комиссии:

начальника отдела нормотворчества Управления контроля размещения государственного заказа С.,

ведущего консультанта отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Д.С.,

главного специалиста-эксперта правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Г.Д. (далее - Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

АО "АБ": Редких С.В. (доверенность от 20.03.2020 б/н),

АО "АА": П. (доверенность от 05.11.2020 N 140), Т. (доверенность от 05.11.2020 N 140),

рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу АО "АА" от 30.10.2020 N 09-930 на действия (бездействие) организатора АО "АБ", заказчика АО "К" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку поставку насосных агрегатов 1,2,3 НТВ-1,2,3,4 для комплектации проекта "Модернизация системы технической воды ответственных потребителей энергоблока N 5 НВО АЭС с заменой насосных агрегатов 1,2,3 НТВ-1,2,3,4" для Нововоронежской АЭС (извещение N 32009326650) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба АО "АА" (далее - Заявитель) от 30.10.2020 N 09-930 на действия (бездействие) организатора АО "АБ" (далее - Организатор), заказчика АО "К" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку поставку насосных агрегатов 1,2,3 НТВ-1,2,3,4 для комплектации проекта "Модернизация системы технической воды ответственных потребителей энергоблока N 5 НВО АЭС с заменой насосных агрегатов 1,2,3 НТВ-1,2,3,4" для Нововоронежской АЭС (извещение N 32009326650) (далее - Жалоба, Конкурс).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Р" (далее - Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о проведении Конкурсе (далее - Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 16.07.2020;

2. начальная (максимальная) цена договора - 179 820 000 рублей;

3. дата окончания подачи заявок - 17.08.2020;

4. на участие в Конкурсе подано - 9 заявок;

5. дата рассмотрения заявок - 29.10.2020;

6. к участию в Конкурсе допущено - 6 заявок;

7. дата подведения итогов - 05.11.2020;

8. соответствующими требованиям Документации признаны - 6 заявок;

9. победителем Конкурсе признан участник АО "М" с предложением о цене договора - 124 999 200 рублей.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора, Комиссия ФАС России установила следующее.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 2.1.2 Документации установлено, что по результатам рассмотрения заявок Заказчик отклоняет предложение товаров, в отношении которых установлен запрет согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1716-83 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. N 592" (далее - Постановление N 1716-83):

- страной происхождения которых является Украина;

- страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины".

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 23.10.2020 N 6/2007161065212 Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе на основании: "несоответствие продукции требованиям конкурсной документации в части недопущения предложений товаров, в отношении которых установлен запрет согласно Постановлению N 1716-83".

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика предоставил заявку Заявителя и сообщил, что в техническом предложении участника указано, что страной происхождения оборудования является Украина.

Вместе с тем, Комиссия ФАС России, изучив требования Документации приходит к выводу, что установление в Документации требования о невозможности предложения к поставке товаров, в отношении которых установлен запрет в соответствии с Постановлением N 1716-83 не соответствует требованиям Закона о закупках.

Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение в Документации и, как следствие, признавшего заявку Заявителя, несоответствующей требованиям Документации и Закона о закупках, ограничивают количество участников закупки и нарушают часть 6 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу АО "АА" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 30.10.2020 N 09-930 на действия (бездействие) организатора АО "АБ" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>), заказчика АО "К" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку поставку насосных агрегатов 1,2,3 НТВ-1,2,3,4 для комплектации проекта "Модернизация системы технической воды ответственных потребителей энергоблока N 5 НВО АЭС с заменой насосных агрегатов 1,2,3 НТВ-1,2,3,4" для Нововоронежской АЭС (извещение N 32009326650) обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Организатора нарушения части 6 статьи 3, пункта 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать Заказчику, Организатору, ООО "Ф" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 09.11.2020 по делу N 223ФЗ-875/20.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 09.11.2020 по делу N 223ФЗ-875/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Ведущий заседание Комиссии
ФАС России
Е.С. ДУБОВКИНОЙ

Члены Комиссии
ФАС России
С.А. ДЯГИЛЕВ