ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ К НОВЫМ ВЫЗОВАМ
Заслушав информацию Министра здравоохранения Российской Федерации о мерах по повышению устойчивости системы здравоохранения к новым вызовам, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Пандемия новой коронавирусной инфекции выявила необходимость оперативного совершенствования системы здравоохранения Российской Федерации.
В 2020 году был реализован комплекс мер, который позволил за короткие сроки мобилизовать и перенастроить систему здравоохранения для решения возникших задач.
При участии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации подготовлен пакет федеральных законов, направленных на обеспечение доступности лекарственных препаратов. В условиях распространения новой коронавирусной инфекции установлен особый порядок регистрации и обращения лекарственных средств и медицинских изделий, регламентированы вопросы дистанционной розничной торговли лекарственными препаратами.
Принят Федеральный закон от 30 декабря 2020 года N 492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации".
Распоряжениями Правительства Российской Федерации утверждены следующие документы, направленные на совершенствование системы охраны здоровья граждан:
от 28 ноября 2020 года N 3155-р - план мероприятий по реализации Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года;
от 18 сентября 2020 года N 2390-р - Стратегия развития иммунопрофилактики инфекционных болезней на период до 2035 года;
от 30 декабря 2020 года N 3680-р - план мероприятий (''дорожная карта") по развитию и укреплению системы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на 2021 - 2028 годы.
Правительством Российской Федерации принято решение о модернизации инфекционной службы, включая внедрение современной логистики и маршрутизации движения пациентов, развитие лабораторной службы, амбулаторно-поликлинических и стационарных инфекционных учреждений и их подразделений. На соответствующие мероприятия, предусмотренные Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, в 2021 году будет направлено 17 млрд рублей.
В целях своевременного выявления и ограничения распространения новой коронавирусной инфекции осуществляется тестирование граждан на наличие указанной инфекции.
Разработана и внедрена первая в мире вакцина против новой коронавирусной инфекции, проводится массовая вакцинация граждан.
Министерство здравоохранения Российской Федерации, приняв соответствующие нормативные правовые акты, своевременно обеспечило реализацию федеральных законов и актов Правительства Российской Федерации, направленных на снижение рисков распространения новой коронавирусной инфекции.
Проведение организационных мероприятий Министерством здравоохранения Российской Федерации создало условия для оперативной организации оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией при повышении доступности и качества медицинской помощи, в том числе лекарственного обеспечения населения.
В кратчайшие сроки в субъектах Российской Федерации был увеличен коечный фонд для пациентов с новой коронавирусной инфекцией до 278 305 коек, медицинские организации оснащены необходимым оборудованием. Для своевременной диагностики новой коронавирусной инфекции число компьютерных томографов увеличено до 1 225 единиц.
За короткий период отечественная промышленность в полном объеме обеспечила потребности системы здравоохранения в лекарственных препаратах, предназначенных для противодействия новой коронавирусной инфекции, и медицинских изделиях, включая средства индивидуальной защиты.
Увеличено строительство медицинских объектов на базе модульных быстровозводимых конструкций, что за короткое время позволило возвести 40 госпиталей для пациентов с новой коронавирусной инфекцией.
В деятельности по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции участвуют 548 тысяч медицинских работников, а также студенты и ординаторы образовательных организаций высшего медицинского образования. На портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования проведено повышение квалификации по инфекционным болезням более 1,5 миллиона медицинских работников.
В 2020 году был принят ряд системных мер по охране общественного здоровья: введено регулирование оборота электронных сигарет; установлен запрет на реализацию пищевой никотинсодержащей продукции, закиси азота (веселящего газа); созданы правовые основания для функционирования вытрезвителей в субъектах Российской Федерации.
Вместе с тем пандемия новой коронавирусной инфекции выявила ряд проблем в управлении системой здравоохранения, обеспечении граждан лекарственными препаратами, кадровом обеспечении медицинских организаций, развитии инфекционной службы и информационных технологий в сфере здравоохранения.
В связи с необходимостью повышения координации деятельности органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан представляется значимым введение процедуры обязательного согласования с Министерством здравоохранения Российской Федерации кандидатуры на должность руководителя органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
Актуальными остаются вопросы обеспечения граждан лекарственными препаратами. Технические сбои, отмечавшиеся при введении системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения, вызвали в конце 2020 года ограничение доступности ряда лекарственных препаратов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2020 года N 1779 "О внесении изменений в Положение о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения" режим работы системы мониторинга упрощен до 1 февраля 2021 года. С учетом этого необходимо оперативно осуществить тестовый перезапуск указанной системы и завершить подключение к ней всех медицинских и фармацевтических организаций.
По-прежнему нерешенной остается проблема дефицита медицинских кадров в некоторых субъектах Российской Федерации. Для ее решения потребуется принятие на региональном уровне комплекса мер, направленных на повышение заработной платы медицинским работникам и предоставление им дополнительных мер социальной поддержки.
В ходе проводимых мероприятий по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции выявлен ряд проблем в организации медицинской помощи при инфекционных заболеваниях:
несоответствие зданий и помещений инфекционных стационаров современным требованиям к организации лечения инфекционных больных, в том числе недостаточное оснащение боксированными палатами, специальными системами вентиляции;
отсутствие единой организационной структуры сети микробиологических лабораторий медицинских организаций инфекционного профиля, препятствующее быстрой диагностике новой коронавирусной инфекции.
В условиях новых санитарно-эпидемиологических вызовов выявлена необходимость дальнейшего развития информационных технологий в сфере здравоохранения, в том числе в целях организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации.
С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра здравоохранения Российской Федерации о мерах по повышению устойчивости системы здравоохранения к новым вызовам.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение в период весенней сессии 2021 года следующих проектов федеральных законов:
N 798952-7 "О внесении изменений в часть 2 статьи 56 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств";
N 875655-7 "О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
N 1062459-7 "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
N 1080292-7 ''О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обращения медицинских изделий".
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) обеспечить реализацию мероприятий по модернизации инфекционной службы на период до 2026 года;
2) проанализировать достижение в 2020 году целевых показателей национального проекта ''Здравоохранение" и при необходимости скорректировать их плановые значения;
3) обеспечить финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований в области здравоохранения, эпидемиологии и вирусологии в организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
4) предусмотреть при подготовке проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 - 2024 годов бюджетные ассигнования на финансирование региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения на основании мониторинга реальных потребностей субъектов Российской Федерации;
5) обеспечить в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 16 января 2021 года N Пр-45ГС совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации своевременную выплату заработной платы и специальных социальных выплат за работу в нерабочие праздничные и выходные дни с 1 по 10 января 2021 года медицинским работникам, оказывавшим медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией.
4. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации:
1) принять меры по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации следующих федеральных законов:
от 8 декабря 2020 года N 430-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
от 29 декабря 2020 года N 464-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения";
от 29 декабря 2020 года N 472-ФЗ "Об ограничении оборота закиси азота в Российской Федерации";
от 30 декабря 2020 года N 492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации";
2) подготовить в целях реализации поручений Президента Российской Федерации (перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции по искусственному интеллекту от 31 декабря 2020 года N Пр-2242) предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования:
применения медицинских изделий, функционирующих на основе технологий искусственного интеллекта;
оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;
3) обеспечить:
ежегодное (не позднее 1 июня года, следующего за отчетным) информирование Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о результатах мониторинга реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения на 2021 - 2025 годы;
дальнейшее развитие информационных технологий в сфере здравоохранения, в том числе в целях организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации;
реализацию комплекса мер по устранению кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в соответствии с национальным проектом ''Здравоохранение";
мониторинг кредиторской задолженности медицинских организаций в субъектах Российской Федерации в части возможных незапланированных расходов, связанных с реализацией мер по противодействию распространению и профилактике новой коронавирусной инфекции, предусмотрев в случае необходимости оказание финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации;
мониторинг строительства (реконструкции) объектов капитального строительства медицинских организаций (включая строительство (реконструкцию) детских больниц (корпусов), капитального ремонта объектов недвижимого имущества медицинских организаций, оснащения и переоснащения медицинских организаций, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, и информирование два раза в год Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о результатах мониторинга;
условия для дополнительного профессионального образования медицинских работников по вопросам оказания медицинской помощи по профилю ''медицинская реабилитация" пациентам после перенесенной новой коронавирусной инфекции, в том числе врачей, работающих в медицинских организациях, перепрофилированных в период пандемии новой коронавирусной инфекции;
проведение вебинаров и интернет-конференций по вопросам оказания медицинской помощи по профилю "медицинская реабилитация", в том числе медицинской реабилитации пациентов после перенесенной новой коронавирусной инфекции;
4) завершить создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения в соответствии со сроками, определенными национальным проектом ''Здравоохранение";
5) подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" в части определения понятия ''бальнеологическое заключение", требований к бальнеологическим заключениям на природные минеральные воды, порядку их выдачи и отзыва, а также федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на их выдачу и отзыв;
6) разработать и утвердить в соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ ''О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" классификацию природных лечебных ресурсов, медицинских показаний и противопоказаний к их применению в лечебно-профилактических целях;
7) подготовить и направить в субъекты Российской Федерации разъяснения по вопросам реализации Порядка организации медицинской реабилитации взрослых, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 788н;
8) продолжить мониторинг обеспечения субъектов Российской Федерации лекарственными препаратами для медицинского применения.
5. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации предусмотреть возможность совершенствования медицинскими работниками профессиональных знаний и навыков с учетом новых санитарноэпидемиологических вызовов.
6. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти продолжить мониторинг реализации субъектами Российской Федерации мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами пациентов с новой коронавирусной инфекцией, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в том числе за счет средств федерального бюджета, и ежеквартально информировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о результатах мониторинга.
7. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предусмотреть необходимые требования к инфраструктуре здравоохранения с учетом новых санитарноэпидемиологических вызовов.
8. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации обеспечить до 1 июля 2021 года техническую готовность системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения.
9. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) обеспечить:
реализацию комплекса мер по снижению смертности населения, направленных на достижение целевых показателей, установленных национальными проектами ''Здравоохранение" и ''Демография";
эффективное и своевременное выполнение мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения на 2021 - 2025 годы;
доступность медицинской помощи пациентам с хроническими неинфекционными заболеваниями, особенно больным, страдающим сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями;
создание центров общественного здоровья и медицинской профилактики в соответствии со сроками, определенными федеральным проектом "Укрепление общественного здоровья" национального проекта "Демография";
реализацию комплекса мер по устранению в субъекте Российской Федерации дефицита медицинских кадров (особенно в первичном звене здравоохранения), в том числе по повышению эффективности трудоустройства лиц, освоивших образовательные программы медицинского и фармацевтического образования;
исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 года N 2166 "О внесении изменений в Положение о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения", а также завершение внедрения указанной системы во всех медицинских и фармацевтических организациях;
оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, в том числе проведение консультаций между медицинскими организациями субъектов Российской Федерации, оказывающими медицинскую помощь по профилю "медицинская реабилитация", и медицинскими организациями, оказывающими специализированную медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией;
2) принять меры, направленные на повышение готовности системы здравоохранения к чрезвычайным ситуациям, в том числе биологического характера, в части:
дополнительного оснащения медицинских организаций, осуществляющих оказание медицинской помощи по профилю ''инфекционные болезни", медицинскими изделиями;
формирования в медицинских организациях запаса средств индивидуальной защиты, лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для иммунопрофилактики, и дезинфицирующих средств;
3) принять меры:
по организации вакцинации граждан в соответствии с национальным календарем профилактических прививок;
по сокращению потребления населением алкоголя, табака и иной никотинсодержащей продукции, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, ликвидации дефицита йода среди населения;
по пропаганде здорового образа жизни;
4) усилить контроль за осуществлением выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией;
5) принять с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки решение о поэтапном восстановлении профильной деятельности медицинских организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь по профилю ''медицинская реабилитация" (в части коек, перепрофилированных для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или с подозрением на этот диагноз).
10. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2021 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
11. Комитету Совета Федерации по социальной политике проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2021 года о реализации настоящего постановления.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по социальной политике.
13. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
27 января 2021 года
N 10-СФ