МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 января 2021 г. N 03-07-13/1/2653
В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при реализации российской организацией российским физическим лицам по поручению белорусского комитента на основе договора комиссии товаров, ввезенных в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Порядок применения налога на добавленную стоимость в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) установлен положениями Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Согласно пункту 3 раздела II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Протокола место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС.
Порядок определения места реализации товаров в целях применения налога на добавленную стоимость в Российской Федерации установлен нормами статьи 147 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
Таким образом, если в момент начала отгрузки или транспортировки товар находится за пределами территории Российской Федерации, то местом реализации такого товара территория Российской Федерации не признается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, реализация российской организацией по поручению белорусского комитента на основе договора комиссии на территории Российской Федерации товаров, ввезенных в Российскую Федерацию с территории Республики Белоруссия, не является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Согласно пункту 13.3 Протокола, если товары реализуются налогоплательщиком одного государства - члена ЕАЭС через комиссионера, поверенного или агента налогоплательщику другого государства - члена ЕАЭС и импортируются с территории первого либо третьего государства - члена ЕАЭС, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, собственником товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства-члена, комиссионером, поверенным или агентом.
Главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса уплата налога на добавленную стоимость при импорте товаров с территории государств - членов ЕАЭС в Российскую Федерацию комиссионером, поверенным или агентом, а также физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, не предусмотрена. В связи с этим при импорте товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь и реализуемых российской организацией российским физическим лицам по поручению белорусского комитента на основе договора комиссии, налог на добавленную стоимость не уплачивается.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Н.А. КУЗЬМИНА