Решение ФАС РФ от 19.01.2021 N 223ФЗ-9/21

"О признании жалобы обоснованной: порядок оценки ограничивает участников закупки в получении максимального балла по указанному критерию оценки, поскольку такой порядок исключает возможность участника конкурса привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг по предмету конкурса"
Редакция от 19.01.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 19 января 2021 г. N 223ФЗ-9/21

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "С" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

заместителя председателя Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Г.,

членов Комиссии: начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа К.И., заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа С., ведущего консультанта отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа М. (далее - Комиссия ФАС России), при участии представителей: АО "В": К.Н. (доверенность от 11.01.2021 N 50-2021), ООО "С": К.Т. (решение от 31.10.2017 N 31/10/17), представители ООО "Р" на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "С" от 30.12.2020 N 30/12, направленную письмом Нижегородского УФАС России от 12.01.2021 N ОШ/165/21, на действия (бездействие) заказчика АО "В" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на возмездное оказание услуг по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств (извещение N 32009858848), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "С" (далее - Заявитель) от 30.12.2020 N 30/12, направленная письмом Нижегородского УФАС России от 12.01.2021 N ОШ/165/21, на действия (бездействие) заказчика АО "В" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на возмездное оказание услуг по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств (извещение N 32009858848) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг АО "В" утвержденным решением совета директоров АО "В" протокол N 128/18 от 28.09.2018 (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Конкурса, документация о проведении закупочной процедуры (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 28.12.2020;

2) начальная (максимальная) цена договора - 1 464 498 108,16 рублей;

3) дата окончания подачи заявок - 23.01.2020;

В целях всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 18.01.2021 до 19.01.2021.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

1. Заказчиком в Документации неправомерно установлено квалификационное требование к участникам Конкурса о наличии опыта оказания услуг, и наличии пункта управления по предмету закупки, расположенного в пределах 50 км от города Нижний Новгород.

2. Заказчиком неправомерно установлено требование в Документации о предоставлении свидетельства об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности.

3. Заказчиком неправомерно установлено требование в Документации о предоставлении оригинала или нотариально заверенной справки об отсутствии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, а также документы, подтверждающие соответствие, должны быть заверены (если применимо) печатью.

4. Заказчиком в Документации не установлена правовая основа проведения закупки, и отсутствует ссылка на Положение о закупке.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и пояснил, что при проведении закупки Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке и Документации.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлено квалификационное требование к участникам Конкурса о наличии опыта оказания услуг, и наличии пункта управления по предмету закупки, расположенного в пределах 50 км от города Нижний Новгород.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 29 Положения о закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно пункту 2.1.1 Документации участник Конкурса должен обладать опытом оказания услуг по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств, стоимость которых составляет не менее 10% (десяти процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, указанной в настоящей конкурсной документации. При этом учитывается стоимость всех оказанных претендентом (с учетом правопреемственности) услуг по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств (по выбору претендента).

В подтверждение соответствия обязательным квалификационным требованиям претендент в составе заявки представляет:

- сведения о соответствии претендента квалификационным требованиям, указанным в конкурсной документации, заверенные претендентом или уполномоченным представителем претендента и (если применимо) печатью претендента (по форме, приведенной в приложении 3.2 к настоящей конкурсной документации);

- наличие разрешительных документов подтверждается копией действующего на момент подачи заявки свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности, выданного в соответствии с Порядком аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.04.2015 N 145 в рамках исполнения Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (для юридических лиц)", или иного документа предоставляющего право оказывать услуги, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 N 540 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта" (для подразделений ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта), заверенной претендентом или уполномоченным представителем претендента и (если применимо) печатью претендента;

- наличие опыта оказания услуг по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств подтверждается обязательным приложением копий договоров (копии всех листов договоров со всеми приложениями), актов приемки оказанных услуг, документов, подтверждающих правопреемство, в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки, заверенных претендентом или уполномоченным представителем претендента и (если применимо) печатью претендента.

Пунктом 2.2.8 Документации установлено, что наличие у претендента пункта управления обеспечением транспортной безопасности, расположенного в пределах 50 (пятидесяти) км от города Нижний Новгород и оснащенного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности".

Вместе с тем, отсутствие у участника закупки опыта оказания услуг по предмету закупки, пункта управления обеспечением транспортной безопасности, расположенного в пределах 50 (пятидесяти) км от города Нижний Новгород, а также подтверждающих документов в соответствии с пунктом 2.1.1 Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Кроме того, учитывая, что участником Конкурса могут быть, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - СМП), Заказчиком ограничена возможность участия в закупке только созданных субъектов СМП и не обладающих опытом поставок товаров по предмету Конкурса.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представителем Заказчика не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.

Таким образом, вышеуказанные положения Документации ограничивают количество участников закупки и противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно установлено требование в Документации о предоставлении свидетельства об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности.

Пунктом 5.3.4 Документации установлено соответствие обязательным требованиям, указанным в пункте 5.3.3.1 конкурсной документации, подтверждается действующим на момент подачи заявки свидетельством об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности, выданным в соответствии с Порядком аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.04.2015 N 145 в рамках исполнения Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (для юридических лиц)", или иным документом предоставляющим право оказывать услуги, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 N 540 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта" (для подразделений ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта), заверенным претендентом или уполномоченным представителем претендента и (если применимо) печатью претендента

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что требование о необходимости аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности установлена в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.04.2015 N 145 в рамках исполнения Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (для юридических лиц)".

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно установлено требование в Документации о предоставлении оригинала или нотариально заверенной справки об отсутствии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, а также документы, подтверждающие соответствие, должны быть заверены (если применимо) печатью.

Пунктом 5.3.6 Документации установлено, что соответствие обязательным требованиям, указанным в пункте 5.3.3.7 конкурсной документации, подтверждается справкой об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной налоговыми органами по состоянию на дату не ранее 30 (тридцати) дней до дня опубликования извещения и настоящей документации на сайтах по форме, утвержденной приказом ФНС России от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@, с учетом внесенных в приказ изменений (оригинал либо нотариально заверенная копия). В случае наличия задолженности также необходимо представить справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, выданную налоговыми органами по состоянию на дату не ранее 30 (тридцати) дней до дня опубликования извещения и настоящей документации на сайтах по форме, утвержденной приказом ФНС России от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@, с учетом внесенных в приказ изменений, из каждой ИФНС, указанной в справке об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов (оригинал либо нотариально заверенная копия). В случае наличия вступившего в законную силу решения суда о признании обязанности заявителя по уплате недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации исполненной или которым указанные суммы признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, дополнительно представляется соответствующее решение (копия, заверенная участником). В случае, если участником в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, просроченной задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурсе не принято, дополнительно предоставляется определение суда о принятии заявления к производству.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил документы, сведения и пояснил, что в соответствии с законодательством Российской Федерации представление указанных справок и документов, подписанных и заверенных как нарочно, так и усиленной квалифицированной электронной подписью, не противоречат требованиям Документации и не влечет отказ в допуске к участию в закупке.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации не установлена правовая основа проведения закупки, и отсутствует ссылка на Положение о закупке.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлен исчерпывающий перечень требований к документации о конкурентной закупке.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что Заказчиком ненадлежащим образом сформирована Документация, поскольку Документацией не установлена правовая основа проведения закупки, и отсутствует ссылка на Положение о закупке.

Согласно пояснениям представителя Заказчика Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, при этом Документация сформирована в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке.

Вместе с тем представители Заявителя не представили на заседании Комиссии ФАС России, сведения, свидетельствующие об обратном.

Таким образом довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

5. Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусмотрены критерии отнесения СМСП.

Частью 1 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках, могут быть только СМСП, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 Закона о закупках и с учетом требований, предусмотренных статьей 3.4 Закона о закупках.

Согласно пункту 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия СМСП в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у СМСП и требования к содержанию этого отчета. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только СМСП.

Такие особенности установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", (далее - Постановление N 1352), в соответствии с которыми установлены ограничительные случаи проведения по сумме договора, а именно заказчик вправе провести закупку только для СМСП с начальной (максимальной) ценой договора не превышающую 400 000 000 рублей (пункт 19 Постановления N 1352).

Вместе с тем пунктом 1.2 Документации установлено, что Конкурс проводится только для субъектов МСП, с начальной (максимальной) ценой договора - 1 464 498 108,16 рублей.

Таким образом, проведение Конкурса исключительно среди СМСП с размером начальной (максимальной) цены договора, превышающую требования Постановления N 1352 и Закона о закупке, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают пункт 2 части 8 статьи 3, часть 1 статьи 3.4, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Документацией установлены следующие квалификационные требования к участникам Конкурса.

Пунктом 2.2.1 Документации установлено наличие в штате претендента, не менее 134 (ста тридцати четырех) человек, из которых не менее 40% составляют лица одного пола, подготовленного и аттестованного в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" персонала сил обеспечения транспортной безопасности с учетом категорий (категории сил обеспечения транспортной безопасности установлены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.08.2014 N 231 "Об утверждении Требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта").

В соответствии с пунктами 2.2.2 - 2.2.4 Документации установлено требование о наличии у участника закупки:

- комплектов специальных средств (в один комплект входят: одни наручники, одна палка резиновая, один портативный металлодетектор, один видеорегистратор).

- комплектов средств связи (в один комплект входят: две радиостанции, два сотовых телефона).

- портативных детекторов паров и следов взрывчатых веществ.

Пунктом 2.2.7 Документации установлено требование о наличии договора у участника закупки на оказание услуг, заключенного с кинологической службой, обеспечивающей при помощи кинологических собак, подготовленных для поиска взрывоопасных веществ с целью реагирования на сообщения о заложенных взрывчатых веществах, поиск взрывоопасных веществ.

В соответствии с пунктом 2.2.9 Документации требуется наличие у участника закупки в собственности или на праве финансовой аренды (лизинга) автотранспортных средств, оборудованных системами видеонаблюдения за деятельностью работников подразделения транспортной безопасности (ПТБ), GPS-навигацией с передачей данных на пункт управления обеспечением транспортной безопасности (ПУОТБ), системами связи и стационарными радиостанциями. Минимальное необходимое для оказания услуг по предмету конкурса количество оборудованных автотранспортных средств - 4 (четыре) автотранспортных средства;

Пунктом 2.2.10 Документации установлено требование о наличии систем менеджмента качества в отношении услуг, являющихся предметом настоящего конкурса.

Вместе с тем отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующих материально-технических ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку такие материально-технические ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе.

Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение в Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Согласно пункту 8.1.1 Документации до заключения договора лицо, с которым заключается договор по итогам конкурса, предоставляет сведения о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, подготовленные по форме приложения N 3.3 к конкурсной документации, с приложением подтверждающих документов. В случае непредоставления указанных сведении и документов победитель, иной участник, с которым заключается договор, считается уклонившимся от заключения договора.

Вместе с тем в случае если участником закупки является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.

Кроме того, представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Таким образом, установление данного требования в Документации, ограничивает количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

8. Пунктом 6.6.4 Документации установлено, что Заказчик вправе до подведения итогов конкурса в письменной форме запросить у участников информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой участника, предъявляемым требованиям, изложенным в конкурсной документации. При этом не допускается изменение и/или дополнение заявок на участие в конкурсе.

В ходе рассмотрения заявок заказчик вправе затребовать от участников конкурса разъяснения положений конкурсных заявок. При этом не допускаются запросы, направленные на изменение существа конкурсной заявки, включая изменение коммерческих условий заявки (цены, валюты, сроков и условий поставки, графика поставки или платежа, иных коммерческих условий) или технических условий конкурсной заявки (перечня предлагаемой продукции, ее технических характеристик, иных технических условий). Не допускаются также запросы, направленные на изменение или представление отсутствующего обеспечения конкурсной заявки.

Вместе с тем возможность участия в Конкурсе с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию и осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

9. Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 6.7.7 Документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание, значимость и порядок оценки.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 6.7.7 Документации установлен показатель оценки "Наличие трудовых ресурсов в штате претендента" по критерию "Квалификация участника конкурса". Согласно которому оценке подлежат представленная участником конкурса информация и документы о количестве, категориях и половой принадлежности подготовленного и аттестованного персонала сил обеспечения транспортной безопасности (при отсутствии в составе заявки любого из указанных в конкурсной документации сведений, или документов, или предоставление документов, срок действия которых истек на дату подачи заявки, а также при несоответствии персонала участника требованиям конкурсной документации (количество, категории, пол), данный показатель оценивается в 0 баллов).

Вместе с тем вышеуказанный порядок оценки ограничивает участников закупки в получении максимального балла по указанному критерию оценки, поскольку такой порядок исключает возможность участника Конкурса привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг по предмету Конкурса.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации ненадлежащий порядок оценки заявок участников Конкурса по показателю "Наличие опыта выполнения подрядных работ по строительству объектов капитального строительства" критерия "Квалификация участника закупки" нарушают часть 1 статьи 2, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 30.12.2020 N 30/12, направленная письмом Нижегородского УФАС России от 12.01.2021 N ОШ/165/21, на действия (бездействие) заказчика АО "В" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на возмездное оказание услуг по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств (извещение N 32009858848) обоснованной в части неправомерно установленного квалификационного требования к участникам Конкурса о наличии опыта оказания услуг, и наличии пункта управления по предмету закупки, расположенного в пределах 50 км от города Нижний Новгород.

2. Признать АО "В" нарушившим часть 1 статьи 2, часть 1 статьи 3.4, пункт 2 части 8 статьи 3, пункты 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать АО "В" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 19.01.2020 N 223ФЗ-9/21.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 19.01.2020 N 223ФЗ-9/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Заместитель председателя Комиссии
ФАС России
А.Д. ГАДАЛИНА

Члены Комиссии
ФАС России
И.М. КУЗНЕЦОВ
Л.Н. СКИРДА
Л.С. МАТВЕЕВА