МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 июля 1996 г. N 83
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" приказываю:
1. Ввести в действие прилагаемое Положение о функциональной подсистеме связи и оповещения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Установить, что в соответствии с Федеральным законом от 16 февраля 1995 года N 15-ФЗ "О связи" действие настоящего Положения распространяется на все предприятия и организации связи, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
3. Руководителям организаций связи разработать и в установленном порядке утвердить Положения о комиссиях по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, имея в виду, что на них возложены задачи и функции, ранее выполняемые службами оповещения и связи гражданской обороны, и они являются их правопреемниками.
4. Считать утратившим силу Типовое положение о службах оповещения и связи гражданской обороны, утвержденное Министерством связи СССР 15 ноября 1977 года.
Федеральный министр
В.Б.БУЛГАК
УТВЕРЖДАЮ
Федеральный министр связи
В.Б.БУЛГАК
24 июля 1996 года
СОГЛАСОВАНО
Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
С.К.ШОЙГУ
16 июля 1996 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ СВЯЗИ И ОПОВЕЩЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано во исполнение Федерального закона от 16 февраля 1995 года N 15-ФЗ "О связи" и Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и определяет принципы организации, структуру, задачи и функции функциональной подсистемы связи и оповещения Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.2. Действие настоящего Положения распространяется на все организации связи, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
1.3. Функциональная подсистема связи и оповещения Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ФП СО РСЧС) предназначена для организации и проведения работы по защите рабочих и служащих организаций связи при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, обеспечения средствами и каналами связи в интересах гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.
2. Задачи подсистемы
2.1. Разработка целевых и научно - технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций связи в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.
2.2. Обеспечение готовности к действиям органов управления связи, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.3. Сбор, обработка, обмен и выдача информации по вопросам связи в части предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
2.4. Подготовка рабочих и служащих организаций связи к действиям при чрезвычайных ситуациях.
2.5. Прогнозирование и оценка социально - экономических последствий в отрасли вследствие чрезвычайных ситуаций.
2.6. Разработка и реализация мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах связи.
2.7. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и, при необходимости, их использование для оказания помощи организациям связи, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.
2.8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты сетей и систем связи от чрезвычайных ситуаций.
3. Функции подсистемы
3.1. Организация и осуществление мероприятий по устойчивому функционированию систем централизованного оповещения и связи федерального, регионального, территориального и местного уровней во всех режимах функционирования подсистемы.
3.2. Обеспечение средствами и каналами связи органов управления Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
3.3. Руководство деятельностью функциональной подсистемы РСЧС связи и оповещения.
4. Структура подсистемы
4.1. Функциональная подсистема связи и оповещения имеет пять уровней:
4.1.1. Федеральный.
4.1.2. Региональный.
4.1.3. Территориальный (на уровне субъектов Федерации).
4.1.4. Местный.
4.1.5. Объектовый.
4.2. Функционирование подсистемы на каждом уровне обеспечивается:
4.2.1. Органом управления.
4.2.2. Координирующим органом.
4.2.3. Рабочим органом.
4.3. На соответствующих уровнях подсистемы действуют нижеследующие органы:
4.4. Комиссии по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (КЧС), создаваемые на каждом уровне, имеют целью решение задач, вытекающих из требований Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в объеме, предусмотренном на данном уровне, который определяется соответствующим Положением.
4.5. Положения о комиссиях по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и состав этих комиссий утверждаются:
4.5.1. КЧС Министерства связи Российской Федерации - приказом Министерства связи Российской Федерации.
4.5.2. КЧС ТЦМС и КЧС ГТУ зоны - руководителями ТЦМС и ГТУ зоны соответственно.
4.5.3. КЧС АО "Электросвязь", КЧС ГП "Электросвязь" КЧС РУЭС, КЧС городского предприятия, выполняющего на территории города функции по ГО и ЧС, - начальниками гражданской обороны, руководителями администраций субъектов Российской Федерации, городов и районов.
4.5.4. КЧС Объекта - руководителями соответствующих организаций связи.
5. Режимы функционирования подсистемы и осуществляемые мероприятия
5.1. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов, в котором может функционировать ФП СО РСЧС соответствующего уровня.
5.1.1. Режим повседневной деятельности - при нормальной производственно - промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.
5.1.2. Режим повышенной готовности - при ухудшении производственно - промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.
5.1.3. Режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
5.2. Основными мероприятиями, осуществляемыми в соответствующих режимах при функционировании ФП СО РСЧС являются:
5.2.1. В режиме повседневной деятельности:
- организация и обеспечение мероприятий устойчивого функционирования систем связи и централизованного оповещения федерального, регионального, территориального и местного уровней во всех режимах работы ФП СО РСЧС;
- планирование и выполнение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты рабочих и служащих, сокращению возможных потерь и ущерба;
- организация и контроль за эксплуатационно - техническим обслуживанием стационарных средств связи и оповещения, установленных на предприятиях связи, находящихся в ведении штабов МЧС (региональных, территориальных, местных);
- совершенствование подготовки органов управления ФП СО РСЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения рабочих и служащих способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
- создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых видов страхования.
5.2.2. В режиме повышенной готовности:
- принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием соответствующих уровней ФП СО РСЧС;
- формирование при необходимости оперативных групп для выяснения обстановки по связи непосредственно в районе возможного бедствия и выработки предложений;
- усиление дежурно - диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за обстановкой на сетях связи, прогнозирование возможной обстановки в результате воздействия чрезвычайной ситуации;
- принятие мер по защите рабочих смен для обеспечения устойчивого функционирования сетей связи;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение, при необходимости, в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;
- контроль за подготовкой к выделению органам управления МЧС междугородных каналов связи по паролю "БЕДСТВИЕ" в соответствии с их заявками;
- подготовка обходных и резервных каналов и линий связи взаимоувязанной сети связи Российской Федерации.
5.2.3. В режиме чрезвычайной ситуации в мирное и военное время:
- выделение органам управления МЧС России междугородных каналов связи в соответствии с их заявками;
- обеспечение в приоритетном порядке средствами и каналами связи органов управления, осуществляющих руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации, а также при ведении спасательных и неотложных аварийно - восстановительных работ;
- организация централизованного использования для ликвидации чрезвычайных ситуаций и целей ГО ведомственных каналов и средств связи в мирное и военное время по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами;
- защита работающих смен в районе чрезвычайной ситуации;
- выдвижение резервных сил и средств связи в район возникновения чрезвычайной ситуации для участия в ее ликвидации;
- проведение мероприятий по обеспечению устойчивой работы средств, линий и каналов связи в мирное и военное время;
- обеспечение устойчивой работы каналов связи и технических средств сетей вещания, используемых в системах централизованного оповещения населения.
6. Финансирование и создание резервов
6.1. Финансирование ФП СО РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета (федерального, субъекта Российской Федерации, местного) и средств организаций связи.
6.2. Финансирование целевых программ по обеспечению устойчивого функционирования предприятий, организаций, систем и сетей связи осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.3. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций связи, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
6.4. При отсутствии или недостаточности средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из перечисленных в п. 6.3 источников, в установленном порядке, ставится вопрос об их выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
6.5. В целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций создаются резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации их последствий.
Ведомственный резерв создается за счет средств федерального бюджета, территориальные и объектовые резервы по связи - за счет собственных средств соответствующих организаций связи.
6.6. Создание и использование резервов, восполнение использованных ресурсов этих резервов осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
7. Планирование в рамках подсистемы
7.1. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь, которые могут произойти на объектах связи в случае их возникновения, осуществляется планирование действий в рамках ФП СО РСЧС.
Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
7.2. В отрасли "Связь" планирование проводится на всех уровнях на основе планов действий федерального, регионального, территориального и местного уровней РСЧС.
7.3. Организационно - методическое руководство планированием действий осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также Министерство связи Российской Федерации с учетом особенностей и конкретных задач отрасли.
7.4. Взаимодействие ФП СО РСЧС с МЧС России по вопросам организации связи в чрезвычайных ситуациях осуществляется в соответствии со специально разрабатываемым и совместно утверждаемым Положением по этому вопросу.
Заместитель Федерального
Министра связи России
Э.Г.ОСТРОВСКИЙ