ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 апреля 2000 г. N 356
О РЕШЕНИИ КОЛЛЕГИИ ГТК РОССИИ "О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАБОТЫ С ТАМОЖЕННЫМИ БРОКЕРАМИ"
Объявляю для руководства и исполнения решение коллегии ГТК России от 31 марта 2000 года "О состоянии и перспективах работы с таможенными брокерами" (прилагается) приказываю:
1. Начальникам главных управлений и управлений ГТК России, региональных таможенных управлений и таможен, организаций, подведомственных ГТК России, обеспечить безусловное выполнение содержащихся в прилагаемом решении поручений в установленные сроки.
2. Контроль за выполнением приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России Шпагину В.В.
Председатель Комитета генерал-полковник
таможенной службы
М.В.ВАНИН
Приложение
к приказу ГТК России
от 26.04.2000 г. N 356
РЕШЕНИЕ
КОЛЛЕГИИ ГТК РОССИИ ОТ 31 МАРТА 2000 г."О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАБОТЫ С ТАМОЖЕННЫМИ БРОКЕРАМИ"
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления таможенных режимов ГТК России Васильева А.Г. о состоянии и перспективах работы с таможенными брокерами, коллегия отмечает.
В 1999 году деятельность таможенных органов была направлена на становление и развитие таможенных брокеров.
Всего на текущий момент в Российской Федерации действуют 97 "общероссийских", 112 "региональных", 200 "зональных" таможенных брокеров.
Одновременно с обращениями заявителей на выдачу им лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера наблюдался процесс расширения регионов деятельности организаций, уже получивших лицензии таможенного брокера. В этой связи ГТК России и региональными таможенными управления проводилась работа по выдаче копий лицензий, дающих право на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера в конкретном таможенном органе. В настоящее время всего выдано 685 копий лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. На текущий момент практически в каждом региональном таможенном управлении, кроме Дагестанского, действуют таможенные брокеры.
В течение 1999 и начале 2000 года наблюдается стабильный рост показателей деятельности таможенных брокеров. Так, по состоянию на 15.03.2000. таможенными брокерами в России оформляется 24,5 % грузовых таможенных деклараций и 26,5 % наименований товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Вместе с тем, с истекшего года по настоящее время остались нерешенными ряд проблемных вопросов организации работы с таможенными брокерами. Прежде всего, это касается отсутствия в таможенных органах ряда региональных таможенных управлений, достаточно эффективной работы по созданию условий, способствующих развитию института таможенных брокеров в подведомственных регионах. Так, например, до сих пор не действуют таможенные брокеры в ряде таможен Дальневосточного, Поволжского, Дагестанского, Северо-Западного и Северо-Кавказского региональных таможенных управлений.
С начала процесса становления института таможенных брокеров ГТК России неоднократно отмечал, что работа таможенные органов в этом направлении не терпит поверхностного и формального подхода со стороны сотрудников таможенных органов все уровней. Тем не менее в 1999 году были отмечены факты затягивания принятия решения по заявлениям организаций на получена лицензий на осуществление деятельности в качестве таможенное брокера в Московском и Восточно-Сибирском региональных таможенных управлениях.
Важной, не требующей поверхностного подхода со стороны таможенных органов, является работа по предупреждению и пресечению незаконной деятельности по оказанию посреднически услуг в сфере таможенного дела. Проблема т.н. "черных брокеров" была и остается актуальной в 2000 году. Отчетная информация из регионов свидетельствует, что еще не во всех таможенных органах ряда региональных таможенных управлений до конца осознают всей важности задачи построения цивилизованного института таможенных брокеров. Подтверждением этому могут служить факты, что многие организации, осуществляющие ранее деятельность в качестве декларантов на основе договора, не подали заявлении на получение лицензий на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. При этом эти организации продолжают оказывать услуги по таможенному оформлению участникам внешнеэкономической деятельности, но действуют нелегально от имени самого участника. Работа, порученная таможенным органам распоряжением ГТК России от 22.10.99 N 01-14/1302 дсп, по выявлению лиц, действующих от имени нескольких участников ВЭД, показала, что в Дальневосточном и Татарском региональных таможенных управлениях таких лиц не выявлено.
Особой проблемой, тормозящей развитие таможенных брокеров, является неэффективная система определения суммы обеспечения обязательств таможенных брокеров пред таможенными органами.
Требует более активного решения вопросы совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность таможенных брокеров и специалистов по таможенному оформлению. Особо остро стоит вопрос разработки и внедрения в практику технологии взаимодействия таможенных органов с таможенными брокерами с учетом приоритетности таможенного оформления, производимого таможенными брокерами.
Требует более активной работы подразделений Комитета и таможенных органов на местах с Национальной ассоциацией таможенных брокеров (поверенных) и Фондом С.В.Т.С. по вопросам становления и развития института таможенных брокеров.
Коллегия решила:
1. Принять к сведению информацию, представленную Управлением таможенных режимов, о состоянии работы с таможенными брокерами в 1999 году и начале 2000 года.
2. Определить в качестве приоритетных перспективных направлений работы с таможенными брокерами:
-совершенствование нормативной базы, регламентирующей деятельность таможенных брокеров, включая конкретизацию и определение степени ответственности таможенных брокеров в процессе осуществления им своей деятельности;
- разработка и реализация на практике технологий взаимодействия таможенных органов с таможенными брокерами с учетом приоритетности порядка таможенного оформления товаров и транспортных средств, осуществляемого таможенными брокерами;
- создание условий оптимального взаимодействия таможенного органа и таможенного брокера, основанная на автоматизации процессов таможенного оформления и контроля, включая создание унифицированной системы учета и предоставления отчетности таможенных брокеров таможенным органам;
- совершенствование систем подготовки и аттестации специалистов по таможенному оформлению, а также налаживание эффективного контроля за их деятельностью;
- создание условий и принятие мер по пресечению незаконной деятельности по оказанию посреднических услуг в сфере таможенного дела;
- активное взаимодействие с общественными объединениями рынка таможенных услуг в лице Национальной ассоциации таможенных брокеров(поверенных).
организации требованиям, предъявляемым к таможенным брокерам.
10. ГУОТК (Галактионов А.В.) совместно с УТР (Васильев А.Г.) и заинтересованными подразделениями ГТК России при участии Национальной ассоциации таможенных брокеров (поверенных) до 01 июля 2000 подготовить проекты нормативных документов ГТК России, регламентирующие порядок взаимодействия таможенных органов с таможенными брокерами с учетом создания конкурентных преимуществ для таможенных брокеров при таможенном оформлении товаров и транспортных средств и предполагающий:
- использование таможенным брокером технологий таможенного оформления, ориентированных на применение прогрессивных автоматизированных систем и упрощение отдельных этапов таможенного оформления;
- создание реального преимущественного права приоритетного таможенного оформления для таможенных брокеров и принятие мер по борьбе с нелегальным бизнесом в сфере таможенных услуг;
- допуск таможенных брокеров к отдельным разделам информационных сетей таможенных органов, в целях обеспечения ускорения таможенного оформления, проводимого таможенными брокерами.
11. Подразделениям ГТК России и таможенным органам продолжить работу по реализации Дополнения N 1 к Соглашению о сотрудничестве между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Национальной ассоциации таможенных брокеров (поверенных) от 27 марта 1997 года. УТР (Васильев А.Г.) совместно с Ассоциацией до 01 мая 2000 г. подготовить и внести в соответствии с установленным порядком на утверждение План совместной работы по реализации Дополнения N 1 к Соглашению о сотрудничестве, в котором предусмотреть конкретные сроки и ответственных лиц за исполнение пунктов Плана, а также регулярную отчетность региональных таможенных управлений по реализации упомянутого дополнения.
12. Рекомендовать Национальной ассоциации таможенных брокеров (поверенных) активизировать работу по развитию региональной инфраструктуры с перспективой совместной работы с Асоциацией таможенных органов по лицензированию деятельности организаций в качестве таможенных брокеров, а также реализации других вопросов, определенных Дополнением n 1 к Соглашению сотрудничестве между НАТБ и ГТК России.