МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 1 июня 2021 г. N 246
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В соответствии с абзацем сороковым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101) и в целях методического обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита приказываю:
утвердить прилагаемые Методические рекомендации по формированию отдельных документов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита.
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства
финансов Российской Федерации
от 01.06.2021 N 246
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
1. Методические рекомендации по формированию отдельных документов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита (далее - Методические рекомендации), разработаны в соответствии с абзацем сороковым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101) в целях обеспечения единообразного подхода к формированию отдельных документов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита и предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101).
2. Методические рекомендации направлены на оказание практической помощи должностным лицам (работникам) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администраторы бюджетных средств) и не содержат обязательных требований, не устанавливают правовых норм, а также носят рекомендательный и разъяснительный характер, в том числе содержат рекомендуемые образцы форм отдельных документов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита и предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.
3. В целях Методических рекомендаций применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" <1>.
<1> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 196н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56863).
4. Должностными лицами (работниками) главных администраторов бюджетных средств, администраторов бюджетных средств могут в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита формироваться следующие документы, используемые при осуществлении внутреннего финансового аудита:
а) план проведения аудиторских мероприятий;
б) письменные предложения по формированию плана проведения аудиторских мероприятий, внесению в него изменений, а также по проведению внеплановых аудиторских мероприятий;
в) программа аудиторского мероприятия;
г) письменные предложения по внесению изменений в программу аудиторского мероприятия;
д) письменные объяснения, полученные в ходе проведения аудиторского мероприятия;
е) письменные обращения к экспертам и (или) к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия;
ж) письменные предложения по приостановлению и (или) продлению сроков аудиторского мероприятия;
з) документы, отражающие промежуточные и предварительные результаты проведения аудиторского мероприятия, в том числе аналитические записки;
и) заключение (проект заключения);
к) письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур по результатам проведенного аудиторского мероприятия;
л) перечень (план) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
м) годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;
5. В соответствии с пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" планом проведения аудиторских мероприятий является перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, в отношении каждого из которых указаны тема и дата (месяц) окончания указанного мероприятия.
Планирование аудиторских мероприятий осуществляется в соответствии с пунктами 3 - 9 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" <2>, которыми определено, что план проведения аудиторских мероприятий должен содержать перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, одно из которых проводится в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 52, ст. 7797).
<2> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2020 N 160н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный N 59596) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.11.2020 N 263н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2020 г., регистрационный N 61364).
Рекомендуемый образец формы плана проведения аудиторских мероприятий приведен в Приложении N 1 к Методическим рекомендациям.
6. В соответствии с пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" программой аудиторского мероприятия является документ, содержащий основание и сроки проведения, цели и задачи, методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия, наименование объекта(ов) внутреннего финансового аудита и перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, а также сведения о руководителе и членах аудиторской группы или об уполномоченном должностном лице.
Программа аудиторского мероприятия формируется в соответствии с пунктами 14 - 31 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита".
Рекомендуемый образец формы программы аудиторского мероприятия приведен в Приложении N 2 к Методическим рекомендациям.
7. Документы, отражающие промежуточные и предварительные результаты проведения аудиторского мероприятия, рекомендуется составлять по формам, определенным ведомственным (внутренним) актом главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, изданным с учетом положений пункта 13 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" <3>, или в свободной письменной форме.
<3> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2019 N 237н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 января 2020 г., регистрационный N 57091), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.07.2020 N 150н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 августа 2020 г., регистрационный N 59343).
Указанные документы рекомендуется подписывать руководителю субъекта внутреннего финансового аудита.
В случае если промежуточные и предварительные результаты проведения аудиторского мероприятия отражаются в аналитических записках, то их рекомендуется составлять по форме, приведенной в Приложении N 3 к Методическим рекомендациям.
8. В соответствии с пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" заключением является подписанный руководителем субъекта внутреннего финансового аудита документ, отражающий результаты проведения аудиторского мероприятия, включая описание выявленных нарушений и (или) недостатков, бюджетных рисков, и содержащий выводы, предложения и рекомендации, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля.
Составление заключения осуществляется в соответствии с пунктами 4 - 11 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" <4>.
<4> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2020 N 91н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2020 г., регистрационный N 58746).
Рекомендуемый образец формы заключения приведен в Приложении N 4 к Методическим рекомендациям.
9. В случае если руководитель главного администратора бюджетных средств, руководитель администратора бюджетных средств по результатам рассмотрения заключения принимает решение, предусмотренное подпунктом "о" пункта 17 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", то рекомендуемый образец формы перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры приведен в Приложении N 5 к Методическим рекомендациям.
10. В соответствии с пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" годовой отчетностью о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита является информация, основанная на данных, отраженных в заключениях и реестре бюджетных рисков, в том числе информация о достоверности сформированной бюджетной отчетности, о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, о надежности внутреннего финансового контроля.
Содержание годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита определено пунктом 29 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита".
Рекомендуемый образец формы годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита приведен в Приложении N 6 к Методическим рекомендациям.
11. В соответствии с пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" реестром бюджетных рисков является документ, используемый для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и содержащий следующую информацию:
а) выявленные бюджетные риски во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;
б) причины и возможные последствия реализации бюджетного риска;
в) значимость (уровень) бюджетного риска;
г) владельцы бюджетного риска;
д) необходимость (отсутствие необходимости) и приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;
е) предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия).
Приложение N 1 к федеральному стандарту внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" содержит положения, определяющие проведение оценки бюджетных рисков, формирование и ведение реестра бюджетных рисков.
Рекомендуемый образец формы реестра бюджетных рисков приведен в Приложении N 7 к Методическим рекомендациям.
12. Документы, указанные в подпунктах "б", "г" - "ж" и "к" пункта 4 Методических рекомендаций, рекомендуется составлять по формам, определенным ведомственным (внутренним) актом главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, изданным с учетом положений пункта 13 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", или в свободной письменной форме.
Указанные документы рекомендуется подписывать должностным лицам (работникам) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств с учетом их прав и обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита, установленных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" <5>.
<5> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56862).
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по формированию отдельных
документов, используемых
при осуществлении внутреннего
финансового аудита, утвержденным
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 01.06.2021 N 246
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ НА 20__ ГОД
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по формированию отдельных
документов, используемых
при осуществлении внутреннего
финансового аудита, утвержденным
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 01.06.2021 N 246
ПРОГРАММА АУДИТОРСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ
1. Основание проведения аудиторского мероприятия:
2. Сроки проведения аудиторского мероприятия:
3. Цель (цели) аудиторского мероприятия:
4. Задачи аудиторского мероприятия:
5. Методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия:
6. Наименование (перечень) объекта(ов) внутреннего финансового аудита:
7. Перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия:
8. Сведения о руководителе и членах аудиторской группы или об уполномоченном должностном лице:
<1> Руководитель аудиторской группы подписывает программу аудиторского мероприятия в случае, если для проведения аудиторского мероприятия формируется аудиторская группа.
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
по формированию отдельных
документов, используемых
при осуществлении внутреннего
финансового аудита, утвержденным
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 01.06.2021 N 246
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА О ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ
1. Тема аудиторского мероприятия:
2. Описание выявленных нарушений и (или) недостатков, их причин и условий:
3. Описание выявленных бюджетных рисков, их причин и возможных последствий реализации:
4. Предварительные предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента и (или) предлагаемые решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента:
Приложение N 4
к Методическим рекомендациям
по формированию отдельных
документов, используемых
при осуществлении внутреннего
финансового аудита, утвержденным
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 01.06.2021 N 246
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ПРОЕКТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ)
1. Тема аудиторского мероприятия:
2. Описание выявленных нарушений и (или) недостатков, их причин и условий:
3. Описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля:
4. Выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита:
(установлены пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и (или) программой аудиторского мероприятия) |
5. Предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента:
(указываются одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента и предусмотренных пунктами 17 - 19 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2020 N 91н <1>, в том числе предлагаемые меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля) |
<1> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2020 N 91н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2020 г., регистрационный N 58746).
Приложение N 5
к Методическим рекомендациям
по формированию отдельных
документов, используемых
при осуществлении внутреннего
финансового аудита, утвержденным
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 01.06.2021 N 246
ПЕРЕЧЕНЬ (ПЛАН) МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ (ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ), ВЫПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПРОЦЕДУРЫ И (ИЛИ) ОПЕРАЦИЙ (ДЕЙСТВИЙ) ПО ВЫПОЛНЕНИЮ БЮДЖЕТНОЙ ПРОЦЕДУРЫ
Приложение N 6
к Методическим рекомендациям
по формированию отдельных
документов, используемых
при осуществлении внутреннего
финансового аудита, утвержденным
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 01.06.2021 N 246
ГОДОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА ЗА 20__ Г.
1. Информация о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий:
2. Информация о количестве и темах проведенных внеплановых аудиторских мероприятий:
3. Информация о степени надежности внутреннего финансового контроля:
4. Информация о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности:
5. Информация о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий:
6. Информация о наиболее значимых выводах, предложениях и рекомендациях субъекта внутреннего финансового аудита:
7. Информация о наиболее значимых нарушениях и (или) недостатках, бюджетных рисках, о рисках, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, и их причинах:
8. Информация о наиболее значимых принятых мерах по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков:
9. Информация о примерах (лучших практиках) организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур:
10. Информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков:
11. Описание событий, оказавших существенное влияние на организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, а также на деятельность субъекта внутреннего финансового аудита:
12. Сведения о субъекте внутреннего финансового аудита:
Приложение N 7
к Методическим рекомендациям
по формированию отдельных
документов, используемых
при осуществлении внутреннего
финансового аудита, утвержденным
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 01.06.2021 N 246
<1> Предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетного риска указываются в случае возможности и (или) необходимости (целесообразности) принятия главным администратором (администратором) бюджетных средств мер по минимизации (устранению) соответствующего бюджетного риска и (или) мер по его предупреждению.