Информационное сообщение Минфина РФ от 15.06.2021 N ИС-АУДИТ-44

"Определены особенности контроля за аудиторами в сфере под/фт и фрому"
Редакция от 15.06.2021 — Действует

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 15 июня 2021 г. N ИС-аудит-44

ОПРЕДЕЛЕНЫ ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЗА АУДИТОРАМИ В СФЕРЕ ПОД/ФТ И ФРОМУ

Согласно Федеральному закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы входят в число субъектов национальной антиотмывочной системы. Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 165-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" уточнены положения Федерального закона N 115-ФЗ, посвященные организации и осуществлению контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ и ФРОМУ).

С учетом новелл Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 165-ФЗ основными элементами системы контроля за аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ являются:

объекты контроля - аудиторские организации и индивидуальные аудиторы (далее вместе - аудиторы);

предмет контроля - соблюдение аудиторами требований, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования), а также исполнение решений, принимаемых по результатам мероприятий контроля;

субъекты контроля - Росфинмониторинг, Казначейство России и саморегулируемая организация аудиторов;

дистанционный мониторинг - анализ информации, поступающей в Росфинмониторинг в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ; организуется и проводится Росфинмониторингом; цель - выявление риска несоблюдения аудиторами обязательных требований; информация по результатам дистанционного мониторинга передается другим субъектам контроля для осуществления ими контроля в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ;

подход к организации контроля - риск-ориентированный; предусматривает отнесение деятельности аудиторов к определенному уровню риска несоблюдения обязательных требований; уровни риска формируются субъектами контроля с учетом в том числе результатов национальной оценки рисков, секторальной оценки рисков, дистанционного мониторинга;

порядок организации и осуществления контроля - утверждается Правительством Российской Федерации; включает в том числе порядок организации и проведения дистанционного мониторинга, права и обязанности объектов контроля, возникающие в связи с организацией и осуществлением контроля в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, порядок взаимодействия Росфинмониторинга с другими субъектами контроля по вопросам организации этого контроля;

обмен информацией между субъектами контроля - осуществляется на основе отдельных соглашений между Росфинмониторингом и другими субъектами контроля; в соглашениях определяются объем и порядок представления информации, необходимой для осуществления контроля в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ; обмен информацией ведется через личные кабинеты субъектов контроля, размещенные на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга.

Национальная оценка рисков

Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 165-ФЗ определено, что национальная оценка рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма - это деятельность по выявлению и (или) предотвращению рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, выработке мер по минимизации этих рисков. Национальная оценка рисков организуется Росфинмониторингом во взаимодействии с государственными органами, Банком России, Федеральной нотариальной палатой, Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, саморегулируемой организацией аудиторов при участии организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Она проводится в соответствии с рекомендациями, утвержденными Росфинмониторингом.

Последняя национальная оценка рисков проводилась в 2017 - 2018 г. Отчеты о ее результатах размещены на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга.

Секторальная оценка рисков

Исходя из Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 165-ФЗ, помимо национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, проводится секторальная оценка таких рисков. В ходе этой оценки указанные риски выявляются для отдельных секторов экономической деятельности. Секторальная оценка рисков проводится Росфинмониторингом и соответствующими контрольными органами. Порядок проведения секторальной оценки рисков в сфере аудиторской деятельности устанавливается субъектами контроля в этой сфере. Секторальная оценка рисков проводится с учетом результатов национальной оценки рисков.

Последняя секторальная оценка рисков в сфере аудиторской деятельности проводилась в 2018 г. Отчет о ее результатах размещен на официальном Интернет-сайте Минфина России.

Вступление в силу

Изменения, внесенные в Федеральный закон N 115-ФЗ Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 165-ФЗ, вступают в силу с 27 июня 2021 г.

Уточнены процедуры работы Совета по аудиторской деятельности

Приказом Минфина России от 19 апреля 2021 г. N 64н внесены изменения в Положение о совете аудиторской деятельности, утвержденное приказом Минфина России от 29 декабря 2009 г. N 146н. Цель этих изменений - уточнение процедур работы Совета, связанных с проведением голосования членов Совета, функциями Совета, представлением ежегодного отчета Совета в Минфин России.

Изменения вступили в силу 31 мая 2021 г.

Департамент регулирования
бухгалтерского учета, финансовой
отчетности и аудиторской деятельности,
Министерства финансов
Российской Федерации