Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1089

"О федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными"
Редакция от 30.06.2021 — Не действует Перейти в действующую
Показать изменения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2021 г. N 1089

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. N 1560 "Об утверждении Правил организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 49, ст. 7138).

3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Включенные в план проведения плановых проверок на 2021 год проверки в рамках государственного надзора в области обращения с животными, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного контроля (надзора) в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 г. N 1089

ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ

I. Общие положения

1 Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, за исключением обращения со служебными животными (далее - государственный контроль (надзор).

2. Предметом государственного контроля (надзора) являются:

а) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований в области обращения с животными, установленных Федеральным законом "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с животными, при содержании и использовании диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, содержании и использовании животных в культурно-зрелищных целях (далее - обязательные требования);

б) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организации) лицензионных требований при осуществлении деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах.

3. Государственный контроль (надзор) осуществляется следующими контрольными (надзорными) органами:

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях);

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях.

4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются:

а) руководители Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

б) заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора);

в) руководители структурных подразделений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора);

г) руководители или заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора);

д) другие должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора).

5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

а) руководитель или заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и руководитель или заместители руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

б) руководитель или заместители руководителя территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и руководитель или заместители руководителя территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

6. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор), при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также частями 5 и 6 статьи 19 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

7. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Объекты государственного контроля (надзора)

8. Объектами государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в рамках государственного контроля (надзора) являются:

а) деятельность по содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях;

б) здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются при содержании и использовании животных в культурно-зрелищных целях.

9. Учет объектов контроля Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляется:

а) при лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;

б) путем получения информации о содержании животных гражданами и организациями по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

в) путем получения информации об объектах контроля из федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии;

г) путем получения информации о содержании и использовании животных в культурно-зрелищных целях гражданами и организациями по итогам проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, межведомственного взаимодействия, а также с учетом информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах.

10. Объектами контроля Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в рамках государственного контроля (надзора) являются:

а) деятельность контролируемых лиц и организаций по содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации;

б) здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются при содержании и использовании диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением содержания и использования животных в культурно-зрелищных целях).

11. Учет объектов контроля Федеральной службой по надзору в сфере природопользования осуществляется:

а) при ведении государственного учета зоологических коллекций и отдельных экспонатов;

б) при выдаче разрешений на:

использование объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;

содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;

содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

акклиматизацию новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира;

переселение объектов животного мира в новые места обитания, гибридизацию объектов животного мира, ввоз в Российскую Федерацию зоологических коллекций, ввоз в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (далее - Конвенция), кроме осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру;

в) путем получения от органов государственной власти субъектов Российской Федерации информации о выданных разрешениях на:

использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

содержание и разведение объектов животного мира, в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

г) путем получения информации о содержании животных гражданами и организациями по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

д) при получении информации о ввозе на территорию Российской Федерации животных, полученной от административных органов Конвенции иностранных государств.

12. Контрольными (надзорными) органами осуществляется фиксация сведений об объектах контроля путем их внесения в учетные документы.

Учетный документ может быть создан как на бумажном, так и на электронном носителе и представляет собой перечень сведений об объекте контроля.

Внесение сведений об объектах контроля осуществляется в течение 2 рабочих дней со дня их поступления.

13. Формирование и ведение учетных документов осуществляется по каждому объекту контроля отдельно.

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)

14. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.

15. Контрольные (надзорные) органы при осуществлении государственного контроля (надзора) относят объекты контроля, предусмотренные пунктами 9 и 11 настоящего Положения, к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

чрезвычайно высокий риск;

высокий риск;

значительный риск;

средний риск;

умеренный риск;

низкий риск.

Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска

16. В рамках осуществления государственного контроля (надзора) объекты контроля относятся к следующим категориям риска:

а) к категории высокого риска:

деятельность граждан и организаций по содержанию видов животных, указанных в приложении I к Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 3 марта 1973 г.), занесенных в Красную книгу Российской Федерации с категориями статуса редкости 0, 1, 2, 3;

деятельность в области обращения с животными по содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, осуществляемая в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;

деятельность цирков, дельфинариев, зоопарков, зоосадов, зоотеатров, океанариумов;

б) к категории среднего риска - деятельность граждан и организаций по содержанию видов животных (не указанных в подпункте "а" настоящего пункта):

занесенных в Красную книгу Российской Федерации с категориями статуса редкости 4, 5;

указанных в приложениях II, III к Конвенции;

в) к категории низкого риска - деятельность по содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, а также деятельность граждан и организаций по содержанию видов животных, которые не указаны в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.

17. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения к категориям высокого, среднего, низкого риска, при наличии следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, подлежат отнесению к следующим соответствующим категориям:

а) категория чрезвычайно высокого риска:

обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации, гражданина, осуществляющих деятельность по обращению с животными, виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации;

постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, организации, ее должностным лицам, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35, частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, иными уполномоченными органами исполнительной власти или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами таких органов (в отношении деятельности, предусмотренной абзацами вторым и третьим подпункта "а" пункта 16 настоящего Положения);

постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, организации, ее должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 2 - 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного уполномоченными органами исполнительной власти или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами таких органов или Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

б) категория значительного риска - постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, организации, ее должностным лицам, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35, частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, иными уполномоченными органами исполнительной власти или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами таких органов (в отношении деятельности, предусмотренной подпунктом "б" пункта 16 настоящего Положения);

в) категория умеренного риска - постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, организации, ее должностным лицам, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35, частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, иными уполномоченными органами исполнительной власти или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами таких органов в отношении деятельности, предусмотренной подпунктом "в" пункта 16 настоящего Положения).

Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий

18. Периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска:

а) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в год;

б) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 2 года;

в) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 3 года;

г) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 4 года;

д) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 5 лет.

III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

19. При осуществлении государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

объявление предостережения;

консультирование;

профилактический визит.

Обобщение правоприменительной практики

20. Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, и подлежит публичному обсуждению.

21. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказами (распоряжениями) руководителей контрольных (надзорных) органов и размещается на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

Объявление предостережения

22. В случае наличия у контрольных (надзорных) органов сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольные (надзорные) органы объявляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

23. Контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении предостережения в срок не позднее 30 дней со дня его получения в тот контрольный (надзорный) орган или его территориальное подразделение, которым объявлено предостережение.

24. Возражение в отношении предостережения рассматривается должностными лицами контрольных (надзорных) органов в течение 30 дней со дня его получения. После чего контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.

Консультирование

25. Консультирование осуществляется должностными лицами контрольных (надзорных) органов по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме.

26. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.

27. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:

разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора);

разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного контроля (надзора);

порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц.

28. Письменное консультирование осуществляется по вопросам, предусмотренным пунктом 27 настоящего Положения, в случае поступления обращения в письменной форме.

29. В случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольных (надзорных) органов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом указанных органов.

30. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев направления контролируемым лицом запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Профилактический визит

31. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:

а) объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска;

б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в области обращения с животными.

32. Контрольные (надзорные) органы предлагают проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в области обращения с животными, не позднее чем в течение 1 года с момента ее начала.

33. Профилактический визит проводится должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о его полномочиях, а также об особенностях организации и осуществления государственного надзора, проводимого в отношении объекта контроля.

34. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к используемым им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемого лица, исходя из отнесения его к категории риска.

35. В ходе профилактического визита должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном пунктом 25 настоящего Положения, а также статьей 50 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

36. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется органом государственного надзора не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения в письменной форме на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и установленном частью 4 статьи 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

37. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного контроля (надзора), направившего уведомление о проведении обязательного профилактического визита в письменной форме на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.

38. Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, руководители (заместители руководителей) контрольных (надзорных) органов или их территориальных органов могут продлить срок проведения профилактического визита не более чем на 3 рабочих дня.

39. При профилактическом визите (обязательном профилактическом визите) контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

IV. Осуществление государственного контроля (надзора)

40. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

41. В целях фиксации должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - инспектор), и лицами, обладающими специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия контрольным (надзорным) органам, в том числе при применении технических средств, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий (далее - специалисты), доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.

Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается инспекторами и специалистами самостоятельно.

В обязательном порядке инспектором и специалистом для доказательства нарушений обязательных требований используется фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях:

проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, которым создавались (создаются) препятствия в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, совершении контрольных (надзорных) действий;

если в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности;

проведения досмотра в ходе контрольного (надзорного) мероприятия в отсутствие контролируемого лица;

проведения выездной проверки.

При досмотре, осуществляемом в присутствии контролируемого лица или его представителя, может применяться видеозапись.

Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.

Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки производится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.

Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

42. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия:

в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части;

при наличии обстоятельств, требующих безотлагательного присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина в ином месте во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия (при представлении подтверждающих документов).

Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольными (надзорными) органами на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.

Контрольные (надзорные) мероприятия

43. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

инспекционный визит;

рейдовый осмотр;

документарная проверка;

выездная проверка.

44. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

наблюдение за соблюдением обязательных требований;

выездное обследование.

Инспекционный визит

45. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

инструментальное обследование;

истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

Рейдовый осмотр

46. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

Документарная проверка

47. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов;

экспертиза.

Выездная проверка

48. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

49. Срок проведения выездной проверки составляет не более 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Выездное обследование

50. В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование (с применением видеозаписи);

испытание;

экспертиза.

Порядок отбора проб (образцов)

51. Отбор проб (образцов) при осуществлении рейдового осмотра, выездной проверки проводится должностными лицами контрольных (надзорных) органов в присутствии представителей контролируемых лиц.

Отбор проб (образцов) при осуществлении выездного обследования проводится должностными лицами контрольных (надзорных) органов в необходимых количествах без взаимодействия с контролируемым лицом.

По результатам отбора проб (образцов) должностным лицом контрольного (надзорного) органа составляется протокол отбора проб (образцов).

Отбор проб (образцов) осуществляется непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), или специалистом.

Отбор проб (образцов) включает в себя последовательность следующих действий:

определение (выбор) проб (образцов), подлежащих отбору, и точек отбора;

определение метода отбора пробы (образца), подготовку или обработку проб (образцов) вещества, материала или продукции в целях получения требуемой пробы (образца);

отбор пробы (образца) и ее упаковку.

Способ упаковки отобранной пробы (образца) должен обеспечивать ее (его) сохранность и пригодность для дальнейшего соответствующего исследования, испытания, экспертизы.

Непосредственно после отбора проб (образцов) на месте должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указывают:

номер и дату составления протокола отбора проб (образцов);

порядковый номер каждой пробы (образца), если их отобрано более 2;

наименование продукции, предмета, проба (образец) которых отобрана;

сорт или категорию продукции (при их наличии);

дату изготовления продукции;

наименование и место нахождения (юридический адрес) изготовителя (предприятия, название судна) или отправителя и страны;

обозначение документа, в соответствии с которым изготовлена продукция (при наличии), договора (контракта);

дату и место отбора пробы;

номер партии (при его наличии);

объем или массу партии;

номер ассортиментного знака и (или) изготовителя продукции (при их наличии);

номер единицы тары, из которой отобрана проба;

массу, объем или число проб;

срок и условия хранения пробы до испытаний;

цель направления пробы;

название и адрес юридического лица (поставщика, приемщика или органа контроля), по поручению которого проводится отбор проб или выборок;

фамилии и должности лиц, отобравших пробу.

Отобранные пробы (образцы) прилагаются к протоколу отбора проб (образцов).

Протокол отбора проб (образцов) прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, копия протокола вручается контролируемому лицу или его представителю.

Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отсутствие контролируемого лица или его представителя проводится с обязательным использованием видеозаписи. Отбор проб (образцов) производится с использованием ручного инструмента, без изъятия или ухудшения качественных характеристик предметов, подвергнутых отбору проб (образцов).

Пробы (образцы) отбираются в количестве, предусмотренном утвержденными документами по стандартизации, иными документами, регламентирующими правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений.

Отбор проб (образцов) не проводится в отношении оборудования, устройств, предметов, материалов, не связанных с содержанием животных и их использованием.

V. Особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию

52. Оценка соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и принимаемыми в его исполнение нормативными правовыми актами.

VI. Специальные режимы государственного контроля (надзора)

Мониторинг

53. Мониторинг осуществляется в случае изъявления желания контролируемого лица.

54. Требованием, которому должно соответствовать контролируемое лицо для осуществления мониторинга, является наличие возможности для подключения систем (методов) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения.

55. Мониторинг осуществляется посредством:

а) сбора информации о состоянии контролируемого лица с использованием систем (методов) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения;

б) анализа полученной информации и выявления рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или нарушения обязательных требований;

в) подготовки предложений по устранению выявленных рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или нарушения обязательных требований.

56. Подключение контролируемого лица (объекта) к автоматизированным системам сбора и обработки данных, работающим в автоматическом режиме, специальным техническим средствам, имеющим функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иным средствам сбора или фиксации информации, обеспечивается уполномоченными должностными лицами контрольного (надзорного) органа путем установки необходимого технического оснащения и программного обеспечения.

57. Обмен документами и иной информацией осуществляется с использованием автоматизированных систем сбора и обработки данных.

58. Характеристики автоматизированных информационных систем сбора и обработки данных, средств сбора или фиксации информации, а также программное обеспечение должны обеспечивать осуществление мониторинга.

59. Количество необходимого оборудования, программного обеспечения, а также места их установки определяются уполномоченными должностными лицами контрольного (надзорного) органа по согласованию с контролируемым лицом.

60. Уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа принимает решение о прекращении осуществления мониторинга в одном из случаев, предусмотренных частью 10 статьи 96 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также в случае прекращения осуществления деятельности в области обращения с животными контролируемым лицом.

VII. Обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц

61. Контролируемые лица имеют право направить жалобу в форме электронного документа. При этом в жалобе указывается либо наименование соответствующего контрольного (надзорного) органа, либо фамилия, имя, отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, а также наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или индивидуального предпринимателя, подающего жалобу, адрес электронной почты, место нахождения или почтовый адрес, ставится подпись и дата. В подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к жалобе документы и материалы либо их копии.

62. Жалоба на решение территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении надзора рассматривается руководителем (заместителем руководителя) указанного территориального органа либо Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

63. Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования рассматривается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

64. В случае обжалования решений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, принятых ее центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования жалоба рассматривается руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

65. Жалоба на решение территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, действия (бездействие) их должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) указанного территориального органа либо Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

66. Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору рассматривается Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

67. Жалоба на решение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору рассматривается руководителем Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

68. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы контрольным (надзорным) органом в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации.