ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2021 г. по делу N 08/05/5-26/2021
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...> - заместитель руководителя ФАС России,
<...> - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
<...> - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
<...> - консультант отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев материалы о распространении с ноября 2020 г. на сайте youtube.com рекламы карты АО "АА" в форме клипа "Клип за 10 лямов",
в присутствии лиц, участвующих в деле:
лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: рекламодатель:
АО "АА" (адрес: <...>, ОГРН: <...>, Дата присвоения ОГРН: <...>, ИНН: <...>, КПП: <...>) - уведомлены надлежащим образом, не явились;
рекламопроизводитель и рекламораспространитель:
ИП <...> - уведомлен надлежащим образом, не явился,
В ФАС России поступили обращения граждан с претензиями к рекламе карты АО "АА", распространяемой с ноября 2020 г. на сайте youtube.com в форме клипа "Клип за 10 лямов".
Визуальный ряд клипа демонстрирует, как герой ролика (далее - Исполнитель) входит в офис АО "АА" с бутылкой алкогольного напитка в руках, употребляя на ходу из горла бутылки алкогольную продукцию, его встречает сотрудник банка.
Сотрудник банка: "<...>, добро пожаловать в лучший банк нашей страны "АА". Здравствуйте. Пойдемте. Первое, что хотелось бы Вам предложить, <...>, это уникальная, привилегированная карта "Альфа-Банка". А второе, я хотел бы, чтобы Вы сняли лучший клип для лучшего банка страны, для "Альфа-Банка".
Сотрудник банка: "<...>, я думаю, что этой суммы должно хватить. Здесь 10 миллионов рублей".
Далее Исполнитель исполняет песню и демонстрирует полученные деньги и карту АО "АА". На второй минуте ролика Исполнитель показывает зрителям средний палец (неприличный жест).
В клипе принимают участие девушки в униформе цветовой гаммы АО "АА".
По завершении песни Исполнитель обращается к зрителям:
"Ребят, честно говоря, мне как-то даже неудобно за такое брать 10 миллионов, поэтому я решил 3 миллиона из этих денег отдать вам. Все, что вам нужно, чтобы поучаствовать в розыгрыше вот этих денег, всего лишь оформить карту "Альфа-Банка" по ссылке в описании. А зачем вам нужно оформлять эту карту? Потому что, во-первых, до 2% кэшбэка на все абсолютно, во-вторых, это единственная карта с бесплатным обслуживанием на территории России. Вы ее оформить сможете только с 18 лет, поэтому если вам вдруг нет 18, ну, у родителей попросите, че я думаю, западло не будет, она же бесплатная. И самое главное, вы должны совершить по своей карте всего лишь одну покупку, любую, хоть коробок спичек. Победителей выберем в онлайн-трансляции. Когда? 22 декабря, конечно же. Удачи!".
В конце ролика Исполнитель использует банковскую карту АО "АА" для имитации банковской операции по карте, проводя картой в области оголенной груди девушки.
В описании к клипу сообщается:
"РОЗЫГРЫШ 3.000.000 РУБЛЕЙ! Закажи бесплатную Альфа-Карту с кэшбэком по моей ссылке (https://alfa.me/FR7l) и сделай хотя бы одну покупку на любую сумму до 17 декабря. 22 декабря в своем инстаграме выберу 30 победителей, которым раздам по 100 000 Р.
P.S. Альфа-Карту можно оформить только если тебе уже есть 18 лет. Если меньше - попроси родителей или друзей кому есть 18".
01.02.2021 специалистом ФАС России составлены протокол осмотра сайта youtube.com и протокол записи видеоролика, в которых зафиксирован факт распространения рекламы АО "АА" на сайте youtube.com.
В рассматриваемой рекламе карты АО "АА" Исполнитель употребляет алкогольную продукцию.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.
Соответственно в рекламе карты АО "АА" в форме клипа "Клип за 10 лямов", распространяемой с ноября 2020 г. на сайте youtube.com, усматриваются признаки нарушения пункту 3 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Исполнитель в рекламном клипе советует несовершеннолетним обратиться к родителям или к совершеннолетним друзьям с просьбой оформить им "Альфа-Карту", тем самым реклама побуждает несовершеннолетних убедить родителей или иных лиц приобрести рекламируемую карту АО "АА".
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона "О рекламе" в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускается побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар.
Соответственно в рекламе карты АО "АА" в форме клипа "Клип за 10 лямов", распространяемой с ноября 2020 г. на сайте youtube.com, усматриваются признаки нарушения пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О рекламе".
Использованное в рекламе утверждение "лучший банк страны" в отношении АО "АА", указывает на превосходство данного банка в сравнении с другими банками, поскольку "лучший" подразумевает, что субъект рекламирования является первым из числа других однородных субъектов, обладая более высокими достоинствами и преимуществом перед ними.
При использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара перед товарами иных производителей ("лучший", "N 1" и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают данное утверждение.
В рекламе отсутствует информация о критериях сравнения, на основании которых утверждается о превосходстве АО "АА" над другими банками, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.
При данных обстоятельствах указание на превосходство АО "АА" над другими банками является некорректным и вводит потребителей в заблуждение относительно такого превосходства.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Соответственно в рекламе карты АО "АА" в форме клипа "Клип за 10 лямов", распространяемой с ноября 2020 г. на сайте youtube.com, усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В рекламе отсутствует наименование, оказывающего банковские услуги лица, с указанием его организационно-правовой формы, которое является неотъемлемой частью наименования юридического лица.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Соответственно в рекламе карты АО "АА" в форме клипа "Клип за 10 лямов", распространяемой с ноября 2020 г. на сайте youtube.com, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Созданный в рекламе образ сотрудников АО "АБ" (девушек) выглядит вызывающим и является непристойным, поскольку вырез у рубашек чрезмерно откровенный и через него виднеется нижнее белье.
Таким образом, созданный в рекламе образ противоречит реальному образу сотрудников банка.
Действия Исполнителя по использованию оголенной части тела девушки в качестве платежного терминала для имитации оплаты банковской картой унизительны для женщины, поскольку женщина отождествляется с предметом.
В рекламе Исполнитель показывает зрителям средний палец, являющийся общеизвестным неприличным и оскорбительным жестом.
Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Соответственно в рекламе карты АО "АА" в форме клипа "Клип за 10 лямов", распространяемой с ноября 2020 г. на сайте youtube.com, усматриваются признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2, 5, 6, 7 статьи 5, статьей 6, статьей 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 8 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Рекламодателем указанной рекламы является АО "АА" (адрес: ул. Каланчевская, д. 27, <...>, ОГРН: <...>, Дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: <...>, КПП: 770801001).
Рекламопроизводителем и рекламораспространителем рекламы является ИП <...>.
Руководствуясь пунктом 3 части 5 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5, части 6 статьи 5, пункта 2 статьи 6, части 1 статьи 28, пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 42 - 51 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 3 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", рекламу карты АО "АА", распространявшуюся с ноября 2020 г. на сайте youtube.com в форме клипа "Клип за 10 лямов", поскольку в рекламе демонстрируется процесс потребления алкогольной продукции.
2. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 1 части 2 статьи 5, часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", рекламу карты АО "АА", распространявшуюся с ноября 2020 г. на сайте youtube.com в форме клипа "Клип за 10 лямов", поскольку в рекламе приводится некорректное сравнение АО "АА" с другими банками.
3. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 2 статьи 6 Федерального закона "О рекламе", рекламу карты АО "АА", распространявшуюся с ноября 2020 г. на сайте youtube.com в форме клипа "Клип за 10 лямов", поскольку реклама побуждает несовершеннолетних убедить родителей или иных лиц приобрести рекламируемую карту АО "АА".
4. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", рекламу карты АО "АА", распространявшуюся с ноября 2020 г. на сайте youtube.com в форме клипа "Клип за 10 лямов", поскольку в рекламе отсутствует наименование, оказывающего банковские услуги лица, с указанием его организационно-правовой формы, которая является неотъемлемой частью наименования юридического лица.
5. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", рекламу карты АО "АА", распространявшуюся с ноября 2020 г. на сайте youtube.com в форме клипа "Клип за 10 лямов", поскольку в рекламе используются непристойные и оскорбительные образы и сравнения.
6. Выдать АО "АА" (адрес: <...>, ОГРН: <...>, Дата присвоения ОГРН: <...>, ИНН: <...>, КПП: <...>) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
7. Выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
8. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "АА", ИП <...>.
Решение изготовлено в полном объеме 12 мая 2021 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.