Решение ФАС РФ от 23.04.2021 по делу N 08/05/5-26/2021

"О признании жалобы обоснованной: реклама признана ненадлежащей, нарушающей Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", поскольку в рекламе демонстрируется процесс потребления алкогольной продукции, приводится некорректное сравнение банка с другими банками, используются непристойные и оскорбительные образы и сравнения, реклама побуждает несовершеннолетних убедить родителей или иных лиц приобрести рекламируемую банковскую карту"
Редакция от 23.04.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2021 г. по делу N 08/05/5-26/2021

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии

<...> - заместитель руководителя ФАС России,

Члены Комиссии:

<...> - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

<...> - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

<...> - консультант отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев материалы о распространении с ноября 2020 г. на сайте youtube.com рекламы карты АО "АА" в форме клипа "Клип за 10 лямов",

в присутствии лиц, участвующих в деле:

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: рекламодатель:

АО "АА" (адрес: <...>, ОГРН: <...>, Дата присвоения ОГРН: <...>, ИНН: <...>, КПП: <...>) - уведомлены надлежащим образом, не явились;

рекламопроизводитель и рекламораспространитель:

ИП <...> - уведомлен надлежащим образом, не явился,

установила:

В ФАС России поступили обращения граждан с претензиями к рекламе карты АО "АА", распространяемой с ноября 2020 г. на сайте youtube.com в форме клипа "Клип за 10 лямов".

Визуальный ряд клипа демонстрирует, как герой ролика (далее - Исполнитель) входит в офис АО "АА" с бутылкой алкогольного напитка в руках, употребляя на ходу из горла бутылки алкогольную продукцию, его встречает сотрудник банка.

Сотрудник банка: "<...>, добро пожаловать в лучший банк нашей страны "АА". Здравствуйте. Пойдемте. Первое, что хотелось бы Вам предложить, <...>, это уникальная, привилегированная карта "Альфа-Банка". А второе, я хотел бы, чтобы Вы сняли лучший клип для лучшего банка страны, для "Альфа-Банка".

Исполнитель: "Сколько?"

Сотрудник банка: "<...>, я думаю, что этой суммы должно хватить. Здесь 10 миллионов рублей".

Исполнитель: "Я в деле".

Далее Исполнитель исполняет песню и демонстрирует полученные деньги и карту АО "АА". На второй минуте ролика Исполнитель показывает зрителям средний палец (неприличный жест).

В клипе принимают участие девушки в униформе цветовой гаммы АО "АА".

По завершении песни Исполнитель обращается к зрителям:

"Ребят, честно говоря, мне как-то даже неудобно за такое брать 10 миллионов, поэтому я решил 3 миллиона из этих денег отдать вам. Все, что вам нужно, чтобы поучаствовать в розыгрыше вот этих денег, всего лишь оформить карту "Альфа-Банка" по ссылке в описании. А зачем вам нужно оформлять эту карту? Потому что, во-первых, до 2% кэшбэка на все абсолютно, во-вторых, это единственная карта с бесплатным обслуживанием на территории России. Вы ее оформить сможете только с 18 лет, поэтому если вам вдруг нет 18, ну, у родителей попросите, че я думаю, западло не будет, она же бесплатная. И самое главное, вы должны совершить по своей карте всего лишь одну покупку, любую, хоть коробок спичек. Победителей выберем в онлайн-трансляции. Когда? 22 декабря, конечно же. Удачи!".

В конце ролика Исполнитель использует банковскую карту АО "АА" для имитации банковской операции по карте, проводя картой в области оголенной груди девушки.

В описании к клипу сообщается:

"РОЗЫГРЫШ 3.000.000 РУБЛЕЙ! Закажи бесплатную Альфа-Карту с кэшбэком по моей ссылке (https://alfa.me/FR7l) и сделай хотя бы одну покупку на любую сумму до 17 декабря. 22 декабря в своем инстаграме выберу 30 победителей, которым раздам по 100 000 Р.

P.S. Альфа-Карту можно оформить только если тебе уже есть 18 лет. Если меньше - попроси родителей или друзей кому есть 18".

01.02.2021 специалистом ФАС России составлены протокол осмотра сайта youtube.com и протокол записи видеоролика, в которых зафиксирован факт распространения рекламы АО "АА" на сайте youtube.com.

В рассматриваемой рекламе карты АО "АА" Исполнитель употребляет алкогольную продукцию.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.

Соответственно в рекламе карты АО "АА" в форме клипа "Клип за 10 лямов", распространяемой с ноября 2020 г. на сайте youtube.com, усматриваются признаки нарушения пункту 3 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

Исполнитель в рекламном клипе советует несовершеннолетним обратиться к родителям или к совершеннолетним друзьям с просьбой оформить им "Альфа-Карту", тем самым реклама побуждает несовершеннолетних убедить родителей или иных лиц приобрести рекламируемую карту АО "АА".

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона "О рекламе" в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускается побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар.

Соответственно в рекламе карты АО "АА" в форме клипа "Клип за 10 лямов", распространяемой с ноября 2020 г. на сайте youtube.com, усматриваются признаки нарушения пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О рекламе".

Использованное в рекламе утверждение "лучший банк страны" в отношении АО "АА", указывает на превосходство данного банка в сравнении с другими банками, поскольку "лучший" подразумевает, что субъект рекламирования является первым из числа других однородных субъектов, обладая более высокими достоинствами и преимуществом перед ними.

При использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара перед товарами иных производителей ("лучший", "N 1" и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают данное утверждение.

В рекламе отсутствует информация о критериях сравнения, на основании которых утверждается о превосходстве АО "АА" над другими банками, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.

При данных обстоятельствах указание на превосходство АО "АА" над другими банками является некорректным и вводит потребителей в заблуждение относительно такого превосходства.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Соответственно в рекламе карты АО "АА" в форме клипа "Клип за 10 лямов", распространяемой с ноября 2020 г. на сайте youtube.com, усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

В рекламе отсутствует наименование, оказывающего банковские услуги лица, с указанием его организационно-правовой формы, которое является неотъемлемой частью наименования юридического лица.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Соответственно в рекламе карты АО "АА" в форме клипа "Клип за 10 лямов", распространяемой с ноября 2020 г. на сайте youtube.com, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".

Созданный в рекламе образ сотрудников АО "АБ" (девушек) выглядит вызывающим и является непристойным, поскольку вырез у рубашек чрезмерно откровенный и через него виднеется нижнее белье.

Таким образом, созданный в рекламе образ противоречит реальному образу сотрудников банка.

Действия Исполнителя по использованию оголенной части тела девушки в качестве платежного терминала для имитации оплаты банковской картой унизительны для женщины, поскольку женщина отождествляется с предметом.

В рекламе Исполнитель показывает зрителям средний палец, являющийся общеизвестным неприличным и оскорбительным жестом.

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Соответственно в рекламе карты АО "АА" в форме клипа "Клип за 10 лямов", распространяемой с ноября 2020 г. на сайте youtube.com, усматриваются признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2, 5, 6, 7 статьи 5, статьей 6, статьей 28 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с частью 8 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Рекламодателем указанной рекламы является АО "АА" (адрес: ул. Каланчевская, д. 27, <...>, ОГРН: <...>, Дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: <...>, КПП: 770801001).

Рекламопроизводителем и рекламораспространителем рекламы является ИП <...>.

Руководствуясь пунктом 3 части 5 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5, части 6 статьи 5, пункта 2 статьи 6, части 1 статьи 28, пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 42 - 51 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 3 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", рекламу карты АО "АА", распространявшуюся с ноября 2020 г. на сайте youtube.com в форме клипа "Клип за 10 лямов", поскольку в рекламе демонстрируется процесс потребления алкогольной продукции.

2. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 1 части 2 статьи 5, часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", рекламу карты АО "АА", распространявшуюся с ноября 2020 г. на сайте youtube.com в форме клипа "Клип за 10 лямов", поскольку в рекламе приводится некорректное сравнение АО "АА" с другими банками.

3. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 2 статьи 6 Федерального закона "О рекламе", рекламу карты АО "АА", распространявшуюся с ноября 2020 г. на сайте youtube.com в форме клипа "Клип за 10 лямов", поскольку реклама побуждает несовершеннолетних убедить родителей или иных лиц приобрести рекламируемую карту АО "АА".

4. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", рекламу карты АО "АА", распространявшуюся с ноября 2020 г. на сайте youtube.com в форме клипа "Клип за 10 лямов", поскольку в рекламе отсутствует наименование, оказывающего банковские услуги лица, с указанием его организационно-правовой формы, которая является неотъемлемой частью наименования юридического лица.

5. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", рекламу карты АО "АА", распространявшуюся с ноября 2020 г. на сайте youtube.com в форме клипа "Клип за 10 лямов", поскольку в рекламе используются непристойные и оскорбительные образы и сравнения.

6. Выдать АО "АА" (адрес: <...>, ОГРН: <...>, Дата присвоения ОГРН: <...>, ИНН: <...>, КПП: <...>) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".

7. Выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".

8. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "АА", ИП <...>.

Решение изготовлено в полном объеме 12 мая 2021 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.