АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 6 марта 2020 г. Дело N А12-137/20
Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Волгоградской области в составе
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ломбард "Рублев-Град" (ОГРН 1143443034217, ИНН 3444218639) к Отделению по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, без вызова сторон,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ломбард "Рублев-Град" (далее - ООО "Ломбард "Рублев-Град", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление отделения по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка РФ (Отделение Волгоград) от 26.12.2019 N 19-27591/3110-1 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, за которое назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Административный орган представил копии материалов административного дела и отзыв, в котором просил в удовлетворении требований ООО "Ломбард "Рублев-Град" отказать.
Рассмотрев дело в порядке упрощенного производства, изучив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в рамках осуществления контроля и надзора за соблюдением некредитными финансовыми организациями законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), отделом финансового мониторинга и валютного контроля Отделения по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение Волгоград) в адрес ООО "Ломбард "Рублев-Град" были направлены запросы от 20.09.2019 N ТЗ 18-9-12/10149, от 09.10.2019 N ТЗ 18-9-12/10964 о представлении: копии действующей редакции Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, копий документов, подтверждающих проведение ломбардом в период с 01.04.2019 проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - проверка), проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее - проверка ФРОМУ) и направление в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) информации о результатах указанных проверок, проверок ФРОМУ.
ООО "Ломбард "Рублев-Град" письмами от 25.09.2019 N 24, от 27.09.2019 N 25, от 11.10.2019 N 26, от 17.10.2019 N 27, от 28.10.2019 N 28, от 29.10.2019 N 29, от 30.10.2019 N 30, от 15.11.2019 N 32 в Отделение Волгоград представлены:
- копия Акта о проведении проверки наличия среди клиентов ООО "Ломбард "Рублев-Град" организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также лиц, включенных в Перечень 2 от 24.06.2019, содержащего сведения о результатах проверки, проверки ФРОМУ, проведенных ломбардом 24.06.2019 (далее - Акт от 24.06.2019);
- копия Акта о проведении проверки наличия среди клиентов ООО "Ломбард "Рублев-Град", организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также лиц, включенных в Перечень 2 от 23.09.2019, содержащего сведения о результатах проверки, проверки ФРОМУ, проведенных ломбардом 23.09.2019 (далее - Акт от 23.09.2019);
- копия формализованного электронного сообщения (ФЭС) "SN F03484_04 1444218639_344401001_20190624_002.xml" (запись N 2019_3444218639_346001001_00000002 от 24.06.2019), направленного ломбардом 24.06.2019 в уполномоченный орган о результатах проверки, проверки ФРОМУ, проведенных 24.06.2019;
- копия формализованного электронного сообщения (ФЭС) "SN F03484_04_3444218639_344401001 _20190923 003.xml" (запись N 2019_3444218639_346001001_00000003 от 23.09.2019), направленного ломбардом 23.09.2019 в уполномоченный орган о результатах проверки, проверки ФРОМУ, проведенных 23.09.2019;
- копия скорректированного формализованного электронного сообщения (ФЭС) "SN О3484_04_3444218639_344401001_20190624_002.xml" (запись N 2019_3444218639 346001001_00000002), направленного ломбардом 28.10.2019 в уполномоченный орган о результатах проверки, проверки ФРОМУ, проведенных ломбардом 24.06.2019;
- копия скорректированного формализованного электронного сообщения (ФЭС) "SN F03484_04_3444218639_344401001_20190923 003.xml" (запись N 2019_344421S639_346001001_00000003), направленного ломбардом 28.10.2019 в уполномоченный орган о результатах проверки, проверки ФРОМУ, проведенных ломбардом 23.09.2019;
- копия квитанции Росфинмониторинга о принятии ФЭС " SN F03484_04_3444218639_344401001_20190624 002.xml" (запись N 2019 3444218639_346001001 _00000002 от 24.06.2019), направленного ломбардом 24.06.2019 в уполномоченный орган о результатах проверки, проверки ФРОМУ, проведенных 24.06.2019;
- копия квитанции Росфинмониторинга о принятии ФЭС "SN 03484_04_3444218639_344401001_20190923_003.xml (запись N 2019_3444218639 346001001 00000003 от 23.09.2019), направленного ломбардом 23.09.2019 в уполномоченный орган о результатах проверки, проверки ФРОМУ, проведенных 23.09.2019;
- копия квитанции Росфинмониторинга о принятии ФЭС "SN F03484_04_3444218639J44401001 _20190624_002.xml" (запись N 2019_3444218639_346001001 00000002), направленного ломбардом 28.10.2019 в уполномоченный орган о результатах проверки, проверки ФРОМУ, проведенных ломбардом 24.06.2019;
- копия квитанции Росфинмониторинга о принятии ФЭС "SN F03484J)4_3444218639_344401001 _20190923_003.xml" (запись N 2019_3444218639_346001001 J30000003), направленного ломбардом 28.10.2019 в уполномоченный орган о результатах проверки, проверки ФРОМУ, проведенных ломбардом 23.09.2019;
- копия выписки из Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ООО "Ломбард "Рублев-Град", утвержденных генеральным директором ООО "Ломбард "Рублев-Град" Клевцовой Л.Е. 17.06.2019 (далее - ПВК от 17.06.2019);
- копия выписки из Правил внутреннего контроля в целях противодействия финансированию распространению оружия массового уничтожения ООО "Ломбард "Рублев - Град", утвержденных генеральным директором ООО "Ломбард "Рублев-Град" Клевцовой Л.Е, 17.06.2019 (далее - ПВК в целях ПФРОМУ от 17.06.2019);
- копия Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ООО "Ломбард "Рублев-Град", утвержденных генеральным директором ООО "Ломбард "Рублев-Град" Клевцовой Л.Е. 09.09.2019 (далее - ПВК от 09.09.2019);
- копия Правил внутреннего контроля в целях противодействия финансированию распространению оружия массового уничтожения ООО "Ломбард "Рублев-Град", утвержденных генеральным директором ООО "Ломбард "Рублев -Град" Клевцовой Л.Е. 09.09.2019 (далее - ПВК в целях ПФРОМУ от 09.09.2019);
- копия выписки из Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ООО "Ломбард "Рублев-Град", утвержденных генеральным директором ООО "Ломбард "Рублев-Град" Клевцовой Л.Е. 26.09.2019 (далее - ПВК от 26.09.2019);
- копия Устава ООО "Ломбард "Рублев-Град", утвержденного решением единственного учредителя ООО "Ломбард "Рублев-Град" от 27.11.2014 N 1;
- копия изменения в Устав ООО "Ломбард "Рублев-Град", утвержденного решением единственного участника от 05.04.2016.
По итогам рассмотрения представленных ООО "Ломбард "Рублев-Град" документов Банком выявлены признаки административного правонарушения, совершенного ломбардом.
1. В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) ломбарды относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, которые, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 7, пункту 6 статьи 7.5 указанного закона, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных Б перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах таких проверок уполномоченный орган в порядке, установленном Банком России.
Банк России установил данный порядок Указанием от 17.10.2018 N 4937-У.
Согласно пункту 4 Указания Банка России N 4937-У информация о результатах проверок, проведенных в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7, пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ, должна направляться некредитной финансовой организацией в уполномоченный орган не позднее 3 рабочих дней после дня окончания каждой из этих проверок.
В силу пункта 2 Указания Банка России N 4937-У информация о результатах проверки, проверки ФРОМУ подлежит направлению в уполномоченный орган в составе формализованного электронного сообщения (ФЭС), которое должно быть сформировано в соответствии с установленным на основании статьи 76.6 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и размещенным на официальном сайте Банка России в сети Интернет порядком составления информации, предусмотренной Федеральным законом N 115-ФЗ (далее - "Порядок составления информации в электронной форме").
Пунктом 3 Указания Банка России N 4937-У установлено, что ФЭС должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью некредитной финансовой организации и направлено в уполномоченный орган путем использования личного кабинета некредитной финансовой организации на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Некредитная финансовая организация должна обеспечить хранение в электронном виде файла усиленной квалифицированной электронной подписи (файл УКЭП) для формализованного электронного сообщения (ФЭС), направленного в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) в соответствии с требованиями Федерального закона N 115-ФЗ, не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о принятии (непринятии) соответствующего ФЭС (раздел 5 "Порядка составления информации в электронной форме").
В соответствии с "Порядком составления информации в электронной форме":
- в поле "Информация об НФС) (филиале МФО), передающей (передающем) сведения: Признак филиала НФО" ФЭС подлежит отражению информация об НФО (филиале МФО), передающей (передающем) сведения в уполномоченный орган (Росфинмониторинг): признак филиала НФО (показатель принимает значение: <1> - для филиала НФО, <0> - в ином случае);
- в поле "Информация об НФО (филиале НФО), представляющей (представляющем) сведения: Признак филиала НФО" ФЭС подлежит отражению информация об НФО (филиале МФО), представляющей (представляющем) сведения: признак филиала НФО (показатель принимает значение: <1> - для филиала НФО, <0> - в ином случае);
- в поле "Информация об НФО (филиале НФО). передающей (передающем) сведения: КПП" ФЭС подлежит отражению код причины постановки на учет (далее - КПП) НФО, передающей сведения в уполномоченный орган;
- в поле "Информация об НФО (филиале НФО), представляющей (представляющем) сведения: Адрес (место нахождения) юридического лица (филиала юридического лица), внесенный в ЕГРЮЛ: Район" ФЭС подлежит отражению наименование административного района республики, края, области, автономной области, автономного округа (для субъектов административного территориального деления Российской Федерации) в соответствии с внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) адресом (местом нахождения) юридического лица;
- в поле "Информация об НФО (филиале НФО), представляющей (представляющем) сведения: Адрес (место нахождения) юридического лица (филиала юридического лица), внесенный в ЕГРЮЛ: Корпус (строение)" ФЭС подлежит отражению номер корпуса (строения) в составе внесенного в ЕГРЮЛ адреса (места нахождения) юридического лица;
- в поле "Информация об НФО (филиале МФО), представляющей (представляющем) сведения: Адрес (место нахождения) юридического лица (филиала юридического лица), внесенный в ЕГРЮЛ: Квартира (офис)" ФЭС подлежит отражению номер квартиры, офиса, помещения или комнаты правления в составе внесенного в ЕГРЮЛ адреса (места нахождения) юридического лица;
- в поле "Дата ФЭС" подлежит отражению дата формирования ФЭС (совпадает с датой, указанной в наименовании файла ФЭС);
- наименование ФЭС должно иметь следующую структуру:
SN F03484_TI_NNNNNNNNNN (NN)_KKKJ CKKKKK GGGGMMDD_nnn.xml, где:
ККККККККК - КПП НФО (филиала НФО), передающей (передающего) ФЭС, GGGGMMDD - дата формирования ФЭС (год (4 символа), месяц, день) (совпадает со значением показателя "Дата ФЭС") (Дата Сообщения), N nn - порядковый номер файла НФО (филиала НФО), сформированного в течение дня (3 символа) (нумерация начинается с 001).
1.1. В нарушение пункта 2 Указания Банка России N 4937-У:
1) в формализованном электронном сообщении (ФЭС) "SN F03484J)4_3444218639_344401001_20190624_002.xml (запись N 2019 3444218639_346001001_00000002 от 24.06.2019), направленном ломбардом 24.06.2019 в уполномоченный орган о результатах проверки, проверки ФРОМУ, проведенных 24.06.2019, отражены недостоверные сведения:
- в поле "Информация об НФО (филиале НФО), передающей (передающем) сведения: Признак филиала НФО" указано "1" (следовало указать "0"):
- в поле "Информация об НФО (филиале НФО), представляющей (представляющем) сведения: Признак филиала НФО" указано "1" (следовало указать "0");
- в поле "Информация об НФО (филиале НФО), передающей (передающем) сведения: КПП" указано "344401001" (следовало указать "346001001");
- в поле "Информация об НФО (филиале НФО), представляющей (представляющем) сведения: Адрес (место нахождения) юридического лица (филиала юридического лица), внесенный в ЕГРЮЛ: Район" указано "Ворошиловский район" (поле следовало не заполнять);
2) наименование формализованного электронного сообщения, направленного ломбардом 24.06.2019 в уполномоченный орган о результатах проверки, проверки ФРОМУ, проведенных 24.06.2019, не соответствует "Порядку составления информации в электронной форме":
ФЭС присвоено наименование "SN F03484_04_ 34442 !8639_344401001_20190624_002. xml", вместо наименования "SN F03484_04_3444218639 346001001 20190624 001.xml".
Датой совершения нарушения является 24.06.2019 - дата направления ФЭС "SN F03484_04_3444218639_344401001_20190624_002.xml" (запись N 2019_3444218639_346001001_00000002 от 24.06.2019) в уполномоченный орган.
1.2. В нарушение пункта 2 Указания Банка России N 4937-У:
1) в скорректированном формализованном электронном сообщении (ФЭС) "SN F03484_04_3444218639_346001001 _20190624_002.xml (запись N 2019_3444218639_346001001 00000002), направленном ломбардом 28.10.2019 в уполномоченный орган о результатах проверки, проверки ФРОМУ, проведенных 24.06.2019, отражены недостоверные сведения:
- в поле "Дата ФЭС" указано "24/06/2019" (следовало указать "28/10/2019");
- в поле "Информация об НФО (филиале НФО), представляющей (представляющем) сведения: Адрес (место нахождения) юридического лица (филиала юридического лица), внесенный в ЕГРЮЛ: Район" указано "Ворошиловский район" (поле следовало не заполнять);
2) наименование формализованного электронного сообщения направленного ломбардом 28.10.2019 в уполномоченный орган о результатах проверки, проверки ФРОМУ, проведенных 24.06.2019, не соответствует "Порядку составления информации в электронной форме": ФЭС присвоено наименование
"SN F03484_04_3444218639_346001001 _20190624_002.xml" вместо наименования "SN F03484_04_3444218639_346001001 _20191028 001.xml".
Датой совершения нарушения является 28.10.2019 - дата направления ФЭС "SN F03484_04_3444218639_34600100 1_20190624__002.xml (запись N 2019_3444218639_346001001 00000002) в уполномоченный орган.
1.3. В нарушение пункта 2 Указания Банка России N 4937-У:
1) в формализованном электронном сообщении (ФЭС) "SN F03484_04_3444218639_344401001_20190923_003.xml (запись N 2019_3444218639_346001001 00000003 от 23.09.2019), направленном ломбардом 23.09.2019 в уполномоченный орган о результатах проверки, проверки ФРОМУ, проведенных 23.09.2019, отражены недостоверные сведения:
- в поле "Информация об НФО (филиале НФО), передающей (передающем) сведения: КПП" указано "344401001" (следовало указать "346001001");
- в поле "Информация об НФО (филиале НФО), представляющей (представляющем) сведения: Адрес (место нахождения) юридического лица (филиала юридического лица), внесенный в ЕГРЮЛ: Район" указано "Ворошиловский район" (поле следовало не заполнять);
- в поле "Информация об НФО (филиале НФО), представляющей (представляющем) сведения: Адрес (место нахождения) юридического лиц (филиала юридического лица), внесенный в ЕГРЮЛ: Корпус (строение)" указано "2" (поле следовало не заполнять);
- поле "Информация об НФО (филиале НФО), представляющей (представляющем) сведения: Адрес (место нахождения) юридического лица (филиала юридического лица), внесенный в ЕГРЮЛ: Квартира (офис)" не заполнено (поле следовало заполнить значением "2");
2) наименование формализованного электронного сообщения, направленного ломбардом 23.09.2019 в уполномоченный орган о результатах проверки, проверки ФРОМУ, проведенных 23.09.2019, не соответствует "Порядку составления информации в электронной форме":
ФЭС присвоено наименование "SN F034S4_04 3444218639_344401003_20190923_003.xml", вместо наименования "SN F03484 04J444218639_346001001 _20190923_001.xml".
Датой совершения предполагаемого нарушения является 23.09.2019 - дата направления ФЭС "SN F03484_04_3444218639_344401001_20190923_003.xml" (запись N2019_3 444218 63 9_346001001_00000003 от 23.09.2019) в уполномоченный орган.
1.4. В нарушение пункта 2 Указания Банка России N 4937-У:
1) в скорректированном формализованном электронном сообщении (ФЭС) "SN F03484 04_3444218639 346001001 _20190923_003.xml" (запись N 2019_3444218639_ 346001001 _0000003), направленном ломбардом 28.10.2019 в уполномоченный орган о результатах проверки, проверки ФРОМУ, проведенных 23.09.2019, отражены недостоверные сведения:
- в поле "Дата ФЭС" указано "23/09/2019" (следовало указать "28/10/2019");
- в поле "Информация об НФО (филиале НФО), представляющей (представляющем) сведения: Адрес (место нахождения) юридического лица (филиала юридического лица), внесенный в ЕГРЮЛ: Район" указано "Ворошиловский район" (поле следовало не заполнять);
2) наименование формализованного электронного сообщения направленного ломбардом 28.10.2019 в уполномоченный орган о результатах проверки, проверки ФРОМУ, проведенных 23.09.2019, не соответствует "Порядку составления информации в электронной форме":
ФЭС присвоено наименование "SN F03484_04_3444218639_346001001_20190923J)03.xml", вместо наименования "SN F03484_04_3444218639_346001001_20191028_002.xml.
Датой совершения нарушения является 28.10.2019 - дата направления ФЭС "SN F03484_04_3444218639A346001001_20190923 003.xml" (запись N 2019_3444218639_346001001_00000003) в уполномоченный орган.
1.5. В нарушение требований пункта 2 Указания Банка России М> 4937-У ломбард не обеспечил хранение файла УКЭП для ФЭС "SNF03484_04_3444218639_344401001_20190624_002.xml" (запись N 2019_3444218639_346001001_00000002), направленного 24.06.2019 в уполномоченный орган о результатах проверки, проверки ФРОМУ, проведенных 24.06.2019 (ломбардом получена квитанция уполномоченного органа от 24.06.2019 о принятии ФЭС).
Совершенное ООО "Ломбард "Рублев-Град" административное правонарушение является длящимся.
Датой нарушения является 20.11.2019 - день выявления должностным лицом Банка России, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, факта совершения административного правонарушения (день направления уведомления от 20.11.2019 Х° 113616/1010-1 о составлении протокола об административном правонарушении в отношении ООО "Ломбард "Рублев-Град").
2. В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ ломбарды относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, которые, согласно пункту 2 статьи 7 указанного закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, разрабатывать правила внутреннего контроля.
В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ правила внутреннего контроля должны разрабатываться ломбардом с учетом требований, утверждаемых Центральным банком Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации установил данные требования к правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ Положением от 15.12.2014 N 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение Банка России N 445-П), Указанием от 22.02.2019 N 5075-У "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения" (далее - Указание Банка России N 5075-У).
2.1. В нарушение пункта 7.1 Положения Банка России N 445-П в Программу организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (стр. 46-48 ПВК от 09.09.2019) не включен порядок информирования физического лица, юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица о наличии у физического лица, юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица права представить в некредитную финансовую организацию документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
2.2. В нарушение пунктов 3, 5 Указания Банка России N 5075-У в Программе, определяющей порядок применения в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и проведения проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (стр. 3-6 ПВК в целях ПФРОМУ от 09.09.2019):
- в "Положении о порядке проведения проверки, в том числе периодичности и продолжительности ее проведения, а также порядке фиксирования результатов проведенной проверки" не отражены сведения в части продолжительности проведения проверки.
Датой совершения нарушения является 09.09.2019 - дата утверждения ПВК от 09.09.2019, ПВК в целях ПФРОМУ от 09.09.2019.
Таким образом, административный орган пришел к выводу о совершении Обществом административного правонарушения, выразившегося в неисполнении ООО "Ломбард "Рублев-Град" законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, выразившееся в нарушении установленных Положением Банка России N 445-П, Указанием Банка России N 5075-У требований к разработке правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, в нарушении установленных Указанием Банка России N 4937-У требований к порядку представления сведений о результатах проверок в уполномоченный орган, требований к порядку хранения сведений (информации).
По факту выявленного нарушения должностным лицом Отделения по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации в отношении ООО "Ломбард "Рублев-Град" составлен протокол N ТУ-18- ЮЛ-1927591/1020-1 от 10 декабря 2019 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Постановлением заместителя управляющего Отделения по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 26.12.2019 N 19-27591/3110-1 ООО "Ломбард "Рублев-Град" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, назначенное наказание - штраф в размере 50 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Ломбард "Рублев-Град" состава вмененного правонарушения.
Состав административного правонарушения подтверждается представленными Банком копиями материалов административного дела.
Административным органом не допущено процессуальных нарушений - о времени и месте составления протокола, рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности Общество извещено надлежащим образом, что заявителем не оспаривается.
В протоколе об административном правонарушении, оспариваемом постановлении описан состав правонарушения. Срок давности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективных обстоятельств, препятствующих ООО "Ломбард "Рублев-Град" исполнить возложенные законом обязанности, судом не установлено.
Доказательств невозможности исполнения требований закона в силу чрезвычайных событии и обстоятельств, которые заявитель не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.
Факт совершения административного правонарушения Обществом не оспаривается.
Вместе с тем, заявитель считает, что вмененные Банком нарушения являются малозначительными, так как отсутствует угроза охраняемым общественным отношениям. Выявленные недостатки, по мнению заявителя, носят технический характер и не касаются полноты информации о выявлении клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию).
В связи с этим заявитель просит освободить его от наказания на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Суд не усматривает оснований для освобождения Общества от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При оценке формального состава правонарушения последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание при выборе конкретной меры ответственности.
Вместе с тем, существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться не в наступлении негативных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться с учетом положений пункта 18 вышеуказанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Судом не установлено обстоятельств, которые бы позволили применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и освободить Общество от административной ответственности.
Установленные по делу обстоятельства не свидетельствуют об исключительности, случайном характере совершения ООО "Ломбард "Рублев-Град" рассматриваемого правонарушения и позволяют сделать вывод о пренебрежительном отношении кооператива к соблюдению установленных норм и правил.
В данном случае обстоятельства совершения и характер рассматриваемого правонарушения, а именно игнорирование со стороны Общества требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, пренебрежительное отношение к исполнению возложенных на него публично-правовых обязанностей в сфере рассматриваемых правоотношений, не позволяют квалифицировать правонарушение как малозначительное.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается не в наступлении негативных последствий, а в игнорировании требований законодательства о ПОД/ФТ, пренебрежительном отношении кооператива к выполнению своих публично-правовых обязанностей в виде предоставления недостоверных сведений о своей деятельности в сфере ПОД/ФТ, влекущих за собой затруднение выполнения своих функций со стороны Росфинмониторинга, что само по себе представляет значительную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Суд принимает во внимание, что ПВК ООО "Ломбард "Рублев -Град" от 09.09.2019 в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ содержали неединичные несоответствия нормативным актам Банка России, в том числе выразившиеся в наличии пробелов правового регулирования.
Приведенные заявителем обстоятельства: устранение выявленных нарушений, добровольное прекращение противоправного деяния, отнесение Общества к субъектам малого и среднего предпринимательства учтены административным органом при назначении наказания в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, в связи с чем Обществу назначено наказание в виде минимального штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в размере 50 000 рублей.
Суд не находит оснований для замены административного штрафа в размере 50 000 рублей на предупреждение.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Судом установлено, что ООО "Ломбард "Рублев-Град" ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ (постановление заместителя управляющего Отделением Волгоград от 04.03.2019 N ТУ-18-ЮЛ-19-23 36/3120-1 о назначении предупреждения по делу об административном правонарушении, которое вступило в законную силу 26.03.2019).
В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
С учетом изложенного, на основании пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ административный орган признал повторное совершение ООО "Ломбард "Рублев-Град" однородного административного правонарушения обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Повторное совершение однородного административного правонарушения исключает применение наказания в виде предупреждения.
Установив, что основания для привлечения к административной ответственности имеются, порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюден, размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 15.27 КоАП РФ, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах срока давности привлечения, суд не находит правовых оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Ломбард "Рублев-Град" об отмене постановления заместителя управляющего Отделения по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 26.12.2019 N 19-27591/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья
В.В. РЕПНИКОВА