Решение ФАС РФ от 01.10.2018 N 223ФЗ-737/18

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 01.10.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2018 г. N 223ФЗ-737/18

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "Т" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев жалобу ООО "Т" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 5016/ОАЭ-Р С/18 на право заключения договора на поставку запасных частей средств малой механизации (извещение N 31806652521), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "Т" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" (далее - Заказчика) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 5016/ОАЭ-Р С/18 на право заключения договора на поставку запасных частей средств малой механизации (извещение N 31806652521) (далее - Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Р", утвержденным решением Совета директоров ОАО "Р" 30.06.2014 (далее - Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

26.06.2018 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).

дата окончания подачи заявок - 17.07.2018;

дата рассмотрения заявок - 17.08.2018;

дата подведения итогов - 20.08.2018;

начальная (максимальная) цена договора: 88 493 816, 91 рублей;

на участие в Аукционе подано 7 заявок, из них 5 заявок отклонено.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе от 18.09.2018 N 5016/ОАЭ-Р С/18/1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 6.5.4 Документации в связи установлением недостоверности информации, относительно указанного участником производителя и возможности им производства товара с техническими и функциональными характеристиками соответствующими требованиям указанным в техническом задании.

Согласно пункту 3 Документации, сведения о наименовании закупаемых товаров их количестве (объеме), ценах за единицу товара, начальной (максимальной) цене договора, расходах участника, нормативных документах, согласно которым установлены требования, технических и функциональных характеристиках товара, требования к их безопасности, качеству, упаковке, отгрузке товара, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, место, условия и сроки поставки товаров, форма, сроки и порядок оплаты изложены в техническом задании, являющемся приложением N 2 к Документации.

В соответствии с пунктом 6.5.4 Документации, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника Аукциона на любом этапе проведения Аукциона.

Согласно пункту 7.6.2 Документации, техническое предложение должно содержать все показатели и характеристики товаров, работ, услуг, условия исполнения договора, указанные в техническом задании аукционной документации. Участником должны быть указаны марки, модели, наименования предлагаемых товаров, работ, услуг. Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и пояснил, что Заявителем в Техническом предложении представлены сверла производства ООО НПО "П". С целью подтверждения качества предложенной Заявителем продукции Заказчиком в адрес ООО НПО "П" направлен соответствующий запрос от 05.09.2018 N ИСХ-10315/Р С о предоставлении технической документации на продукцию. В ответ на указанный запрос ООО НПО "П" представлено письмо от 06.09.2018 N 368, согласно которому ООО НПО "П" является разработчиком и изготовителем сверел диаметром 22 и 36 мм для кольцевого сверления отверстий в рельсах, что подтверждается соответствующими техническими условиями и патентом на полезную модель N 178664. При этом, реферат указанного патента на полезную модель содержит информацию, согласно которой "Приемная камера выполнена в виде тела вращения цилиндрической формы с радиусом, равным 2-5 мм".

Вместе с тем, согласно пункту "Технические и функциональные характеристики товара" раздела 2 требованиям Технического задания Документации (Приложение N 2 к Документации), приемная камера должна иметь цилиндрическую форму в виде тела вращения диаметром 13-14 мм.

При этом, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика также сообщил, что производителем рельсосверлильных станков СТР (для которых предназначены закупаемые запасные части (сверла)) является ОАО "К". Письмом ОАО "Р" от 02.08.2018 N исх-8802/Р С в адрес ОАО "К" направлен запрос о возможности использования сверел с указанными техническими характеристиками (в частности, диаметром приемной камеры) на рельсосверлильных станках СТР-2, СТР-3. Вместе с тем, в ответ на указанный запрос письмом от 15.08.2018 N 34/1 ОАО "К" указывает, что использование сверла с техническими характеристиками, отличными от характеристик, указанных в Техническом задании Документации (Приложение N 2 к Документации) (в частности, диаметром приемной камеры) может привести к выходу из строя рельсосверлильных станков СТР-2, СТР-3, и как следствие, повлечь за собой отказ от гарантийных обязательств, предоставляемых ОАО "К" как производителем указанных рельсосверлильных станков.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил письмо ООО НПО "П" от 25.09.2018 N 067, согласно которому, ООО НПО "П" является производителем, в том числе, сверел с диаметром 22 мм. Вместе с тем, указанным письмом ООО НПО "П" подтвердил, что производимые им сверла с диаметром 22 мм не соответствуют требованиям, установленным в Техническом задании Документации (Приложение N 2 к Документации).

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих соответствие предлагаемой Заявителем продукции требованиям, установленным в Документации.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя, ввиду предоставления недостоверной информации, содержащейся в техническом предложении заявки Заявителя на участие в Аукционе, не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупке, Документации.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением ФАС России от 29.08.2018 N 223ФЗ-630/18 Комиссией ФАС России в действиях Заказчика установлены нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках, выразившееся в:

- неправомерном установлении в Документации требования о том, что участник Аукциона должен являться производителем продукции, предлагаемой к поставке, либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем, требования об отсутствии у участника Аукциона недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- неправомерном установлении в Документации права Заказчика до даты проведения Аукциона в письменной форме запросить у участников Аукциона информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в Документации, а также проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, в том числе, путем выездных проверок;

- неправомерном установлении в Документации требования о предоставлении банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, из списка банка, являющимся Приложением N 5 к Документации;

- неправомерном установлении в Документации требования о предоставлении сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

Признать жалобу ООО "Т" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 5016/ОАЭ-Р С/18 на право заключения договора на поставку запасных частей средств малой механизации (извещение N 31806652521) необоснованной.

Признать в действиях ОАО "Р" нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание от 29.08.2018 N 223ФЗ-630/18, по данному делу предписание не выдавать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.