Постановление Минтруда РФ от 19.07.2000 N 52

"Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр социальной помощи семье и детям"
Редакция от 24.11.2008 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.03.2012 N 251»

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2000 г. N 52

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ"

(в ред. Постановления Минтруда РФ от 26.03.2001 N 28, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2008 N 665)

В целях реализации Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4872) и Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177), а также дальнейшего совершенствования системы социального обслуживания семьи и детей Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:

Утвердить Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр социальной помощи семье и детям" согласно приложению.

Министр
труда и социального развития
Российской Федерации
А.ПОЧИНОК

Приложение
к Постановлению
Минтруда России
от 19 июля 2000 г. N 52

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ"

(в ред. Постановления Минтруда РФ от 26.03.2001 N 28, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2008 N 665)

I. Общие положения

1.1. Государственное (муниципальное) учреждение "Центр социальной помощи семье и детям" (далее - Центр) рекомендуется создавать в целях оказания семьям, детям и отдельным гражданам (далее - граждане), попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

1.2. Учредителем Центра (далее - учредитель) может выступать орган социальной защиты населения соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальный орган социальной защиты населения на основании решения, принимаемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Учредитель оказывает Центру организационно - методическую и практическую помощь.

Деятельность Центра осуществляется на территории, определяемой его учредителем.

1.3. На основании положений статей 51, 52 и 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) Центр как юридическое лицо осуществляет свою деятельность на основании устава Центра (далее - устав), утвержденного учредителем и зарегистрированного в органах юстиции в установленном порядке.

Центр считается созданным как юридическое лицо с момента государственной регистрации его устава.

1.4. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется учредителем, а его структурные подразделения создаются, реорганизуются и ликвидируются решением директора Центра по согласованию с учредителем.

1.5. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р "О социальных нормативах и нормах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 29, ст. 3504) Центр создается из расчета одно учреждение на 50 тыс. жителей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 50 тыс. жителей создается один Центр.

1.6. Центр организуется и содержится за счет средств, предусмотренных бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности Центра и других внебюджетных поступлений.

1.7. Центр является юридическим лицом, имеет свои банковские счета, печать, штампы и бланки с наименованием Центра.

1.8. Центр имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму (государственное или муниципальное учреждение) и характер осуществляемой им деятельности.

1.9. Структурные подразделения Центра размещаются в специально предназначенном здании (зданиях) или помещениях, выделенных в зданиях административного или жилого фонда. Помещения Центра должны быть обеспечены всеми видами коммунально - бытового благоустройства, оснащены телефонной связью и отвечать санитарно - гигиеническим и противопожарным требованиям, а также требованиям охраны труда.

1.10. Центр вправе открывать филиалы, расположенные вне места его нахождения, осуществляющие все его функции или их часть. Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Филиал Центра организует свою работу от имени Центра по доверенности, выдаваемой директором Центра.

При создании филиала вносятся соответствующие дополнения и изменения в действующий устав с последующей его перерегистрацией.

1.11. Центр, а также его филиалы не могут быть приватизированы или перепрофилированы на иные виды деятельности, а закрепленное за Центром на праве оперативного управления имущество не может сдаваться в аренду или отдаваться в залог.

1.12. Для оказания помощи в деятельности администрации Центра может создаваться попечительский (общественный) совет. Совет действует на основании положения, разрабатываемого в соответствии с Рекомендациями по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения, утвержденными Постановлением Минтруда России от 29 октября 1998 г. N 44. Решения совета носят рекомендательный характер.

1.13. Осуществление отдельных видов деятельности, требующих специального разрешения в соответствии с действующим законодательством, производится на основании лицензии.

1.14. Контроль за деятельностью Центра осуществляется учредителем, органом социальной защиты населения соответствующего субъекта Российской Федерации, а также органами здравоохранения, госсанэпиднадзора, образования, финансов, налоговой службы и госторгинспекцией в пределах их компетенции.

II. Основные направления деятельности Центра

2.1. Деятельность Центра направлена на социальное обслуживание граждан, реализацию прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института, на улучшение социально - экономических условий жизни граждан, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизацию связей семьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемейных отношений, в связи с чем Центр осуществляет:

мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально - экономического благополучия семьи и детей;

выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;

определение и периодическое предоставление (постоянно, временно, на разовой основе) конкретных видов и форм социально - экономических, медико - социальных, социально - психологических, социально - педагогических и иных социальных услуг;

поддержку семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

социальную реабилитацию детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;

оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;

участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

участие в привлечении государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы и т.п.), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей и т.п.) к решению вопросов оказания социальной помощи гражданам и координацию их деятельности в этом направлении;

внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и детей в социальной поддержке и местных социально - экономических условий;

проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра, увеличению объема предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества.

2.2. Направления деятельности Центра могут корректироваться в зависимости от социально - демографической и экономической ситуаций в регионе, национальных традиций, нуждаемости населения в конкретных видах социальной поддержки и других факторов.

III. Организация и порядок работы Центра

3.1. Центр возглавляет директор Центра, назначаемый учредителем.

Штатное расписание утверждается директором Центра по согласованию с учредителем в пределах средств, выделение которых предусмотрено на эти цели соответствующим бюджетом.

Штатное расписание Центра рекомендуется составлять в соответствии с Примерным штатным расписанием, предусмотренным приложением к настоящим Методическим рекомендациям.

3.2. Структурные подразделения Центра возглавляют заведующие, утверждаемые директором Центра.

Директор Центра исходя из производственной необходимости и по согласованию с учредителем может в пределах установленного фонда заработной платы вводить в штат Центра должности, не предусмотренные штатным расписанием, или вводить дополнительные должности за счет ассигнований, выделенных из соответствующего бюджета на эти цели.

3.3. Управление Центром осуществляется в соответствии с действующим законодательством и уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются попечительский (общественный) совет Центра, общее собрание и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления Центра и их компетенция определяются уставом.

3.4. Непосредственное руководство Центром осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию.

Директор Центра несет ответственность за свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, уставом, функциональными обязанностями, предусмотренными соответствующими тарифно - квалификационными характеристиками, и трудовым договором (контрактом).

3.5. Директор Центра имеет право:

действовать без доверенности от имени Центра, представлять его интересы в органах государственной власти и организациях различных форм собственности;

распоряжаться от имени Центра его имуществом в пределах, установленных договором о закреплении имущества;

открывать банковские счета Центра;

выдавать доверенности отдельным работникам Центра на совершение ими действий от имени Центра;

утверждать структуру, смету расходов и штатное расписание Центра в пределах выделенных ассигнований;

заключать договоры с организациями различных форм собственности;

заключать с работниками трудовые договоры (контракты);

заключать коллективный договор, если решение о его заключении принято трудовым коллективом;

издавать приказы, распоряжения и утверждать инструкции по вопросам, входящим в компетенцию Центра, обязательные для всех работников Центра;

устанавливать форму, систему и размеры оплаты труда работников Центра в соответствии с действующим законодательством и утвержденной сметой расходов;

направлять часть внебюджетных средств на стимулирование труда работников Центра и их социальную защиту;

утверждать правила внутреннего распорядка;

обеспечивать организацию труда работников Центра и повышение их квалификации.

3.6. Директор Центра обязан:

отвечать за нарушение договорных, кредитных, расчетных обязательств, правил хозяйствования, установленных действующим законодательством;

организовывать ведение бухгалтерского и статистического учета и отчетности в соответствии с действующими в Российской Федерации положениями о них;

обеспечивать рациональное использование оборудования, инвентаря и материалов;

соблюдать сроки капитального и текущего ремонта зданий, сооружений, коммуникаций и оборудования, осуществлять мероприятия по благоустройству и озеленению территории;

обеспечивать и контролировать соблюдение правил и норм охраны труда, противопожарной безопасности, санитарно - гигиенического и противоэпидемиологического режима.

3.7. Отношения между работниками и администрацией Центра регулируются трудовыми договорами (контрактами), условия которых не могут противоречить действующему законодательству о труде.

3.8. Работники Центра имеют право:

участвовать в управлении Центром в порядке, определяемом его уставом;

повышать квалификацию в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, а также на курсах, семинарах, проводимых государственными и общественными организациями.

Работники Центра могут проходить медицинское обследование за счет средств учредителя Центра, если имеется материальная возможность.

3.9. Работники Центра пользуются правами и льготами в порядке, установленном действующим законодательством, а также дополнительными льготами, предоставляемыми субъектами Российской Федерации.

3.10. Работникам Центра, исполнение служебных обязанностей которых связано с использованием общественного транспорта, могут выдаваться проездные билеты.

3.11. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников Центра устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2008 N 665)

3.12. Правила внутреннего трудового распорядка Центра утверждаются общим собранием (конференцией) работников Центра по представлению администрации Центра.

3.13. Дети и подростки, находящиеся в отделении дневного пребывания и стационарном отделении Центра, обеспечиваются продуктами питания и постельными принадлежностями по нормам, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В связи с утратой силы Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 07.11.2005 N 659

3.14. Прием детей и подростков на обслуживание в Центр, в т.ч. в отделение дневного пребывания и стационарное отделение, перевод из отделения в отделение, а также снятие с обслуживания оформляется приказом по Центру.

3.15. Лечебно - профилактическая, противоэпидемическая работа в Центре организуется и проводится в соответствии с действующим законодательством.

3.16. Образовательная работа с детьми и подростками в Центре организуется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150) с учетом времени пребывания их в Центре, формы и степени ограниченных возможностей, возраста, уровня учебной подготовки. При необходимости решение о форме получения образования принимается по согласованию с соответствующей медико - педагогической комиссией.

IV. Имущество и средства Центра

4.1. Центр владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и действующим законодательством.

Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за Центром, допускается только в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.

В Центре должны быть выделены помещения для администрации, каждого из функциональных отделений, медицинского кабинета, кухни (если приготовление еды осуществляется в Центре) и столовой, игровой, клубной и физкультурной работы, проживания (при наличии стационарного отделения), библиотеки и другие, необходимые для осуществления его цели и задач.

4.2. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Центра являются:

- собственные средства учредителя;

- бюджетные и внебюджетные средства;

- средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

- другие источники в соответствии с действующим законодательством.

4.3. Обслуживание граждан Центром производится бесплатно, а также на условиях частичной и полной оплаты предоставляемых услуг.

Бесплатно обслуживаются: несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации; граждане трудоспособного возраста, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; безработные, а также лица, пострадавшие от стихийных бедствий, катастроф или в результате вооруженных и межэтнических конфликтов.

4.4. Центр вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе оказывать платные услуги, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан.

4.5. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. N 739 "О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 27, ст. 3274) при оказании социальных услуг на условиях оплаты Центр в лице его директора обязан заключать с гражданами или с их законными представителями договоры установленной формы, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые они должны быть оказаны, порядок и размер их оплаты, а также ответственность сторон.

Заключение, изменение и расторжение договоров осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

4.6. Средства, получаемые от оплаты социальных услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на реализацию его уставных направлений деятельности.

Часть средств, получаемых Центром от оплаты социальных услуг, может направляться на стимулирование труда работников Центра сверх бюджетных ассигнований в размере, определяемом учредителем.

4.7. Тарифы на социальные услуги, оказываемые населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. N 739 "О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами".

4.8. Центр имеет право привлекать на договорной основе для реализации своих целей и задач, предусмотренных уставом, другие организации различных форм собственности, приобретать или арендовать основные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов.

4.9. Центр строит свои отношения с третьими лицами в сфере хозяйственной деятельности на основе договоров.

4.10. Центр осуществляет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном действующим законодательством.

4.11. Центр может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством.

4.12. При ликвидации Центра денежные средства и иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, за вычетом платежей на покрытие обязательств, используются в соответствии с действующим законодательством и уставом.

V. Условия принятия, обслуживания и снятия с обслуживания граждан

5.1. Граждане имеют право обратиться в Центр лично, по телефону, направить письменное заявление.

Допускается анонимное обращение граждан для получения отдельных видов помощи.

Общение между гражданами и работниками Центра может происходить вне учреждения.

По просьбе граждан в связи с объективной невозможностью посещать Центр работники Центра должны оказывать социальные услуги на дому.

5.2. Зачисление граждан на обслуживание Центром в стационарных (полустационарных) условиях производится приказом администрации Центра.

Зачисление на обслуживание производится на основании:

- личного заявления;

- заявления родителя(ей), опекуна или попечителя;

- заключения специалиста по социальной работе;

- направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, а также общественных организаций и объединений;

- справки учреждения здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию.

5.3. При зачислении в отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями дополнительно должны быть представлены документы о состоянии здоровья: история развития ребенка (форма N 112-у) или амбулаторная карта подростка (форма N 25-у).

5.4. Противопоказаниями к принятию на обслуживание граждан являются: психические заболевания в стадии обострения, хронический алкоголизм, венерические, карантинные, инфекционные заболевания, бактерионосительство, активные формы туберкулеза, иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

5.5. Социальное обслуживание граждан может осуществляться на разовой, временной (на срок до 6 месяцев) или постоянной основе.

5.6. Социальное обслуживание граждан осуществляется в соответствии с этапами:

выявление существа и причин имеющейся или реально возможной трудной жизненной ситуации, личностных особенностей гражданина, специфики его окружения и других характеристик жизнедеятельности;

разработка при наличии у граждан трудной жизненной ситуации индивидуальных программ комплексной или социальной реабилитации или адаптации;

разработка в случае реально возможной у граждан трудной жизненной ситуации программ комплексной или социальной профилактики;

координация выполнения индивидуальных комплексных программ реабилитации, адаптации и профилактики, в реализации которых участвуют другие социальные службы, государственные, муниципальные и негосударственные органы, организации и учреждения (здравоохранения, образования, внутренних дел, миграционной службы и т.п.);

реализация разработанных программ профилактики и реабилитации.

5.7. Содержание социального обслуживания граждан Центр определяет индивидуальными программами:

комплексной реабилитации, направленной на решение всей совокупности проблем граждан, осуществляемой как работниками Центра, так и других социальных служб, государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, внутренних дел, миграционной службы и т.п.);

социальной реабилитации, направленной на решение только социальных проблем граждан или части из них, осуществляемой работниками Центра и других социальных служб;

комплексной адаптации, направленной на решение всей совокупности проблем, возникающих у граждан в связи со сменой условий и места жизнедеятельности, осуществляемой как работниками Центра, так и других социальных служб, государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, внутренних дел, миграционной службы и т.п.);

социальной адаптации, направленной на решение социальных проблем, возникающих у граждан в связи со сменой условий и места жизнедеятельности, осуществляемой работниками Центра и других социальных служб;

комплексной профилактики, направленной на предотвращение реальной угрозы трудной жизненной ситуации, осуществляемой работниками Центра и других социальных служб, государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, внутренних дел, миграционной службы и т.п.);

социальной профилактики, направленной на предотвращение социальных последствий реальной угрозы трудной жизненной ситуации, осуществляемой только работниками Центра и других социальных служб.

Решение о разработке конкретного вида индивидуальных программ принимается исходя из их реальной необходимости, способности граждан самостоятельно решить часть собственных жизненных проблем, возможностей, имеющихся у Центра, и других объективных обстоятельств.

5.8. При разработке и утверждении индивидуальных программ, указанных в п. 5.7 настоящих Методических рекомендаций, в обязательном порядке проводится консилиум, в котором принимают участие работники различных функциональных подразделений Центра и работники других социальных служб, государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, внутренних дел, миграционной службы и т.п.). При невозможности их личного участия в консилиуме осуществляется согласование с ними мероприятий, включаемых в индивидуальные программы.

Координация разработки и реализации каждой из индивидуальных программ осуществляется каким-либо функциональным отделением Центра в соответствии с его профилем по решению консилиума, которое утверждается приказом директора Центра.

5.9. Организация процесса социального обслуживания населения в Центре регламентируется планом работы Центра (перспективным и календарным), другими планами, графиками и расписаниями деятельности Центра, разрабатываемыми и утверждаемыми директором Центра самостоятельно.

VI. Структурные подразделения Центра

6.1. В состав Центра могут включаться отделения:

- организационно - методическое отделение;

- отделение приема граждан;

- консультативное отделение;

- отделение психолого - педагогической помощи;

- отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних;

- отделение дневного пребывания несовершеннолетних;

- отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями;

- стационарное отделение;

- отделение срочного социального обслуживания.

6.2. В Центре по согласованию с учредителем могут открываться иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает требованиям устава, в том числе социальная столовая, пункты проката, оказания бытовых услуг, ремонта техники и др.

6.3. Организационно - методическое отделение

Организационно - методическое отделение рекомендуется создавать для:

осуществления социального мониторинга на территории, обслуживаемой Центром; составления "социального паспорта" территории, обслуживаемой Центром;

проведения анализа и прогнозирования социальных процессов на территории, обслуживаемой Центром, и выработки предложений по совершенствованию системы социальной защиты населения;

изучения эффективности деятельности структурных подразделений Центра и внесения предложений по повышению ее качества;

обобщения и внедрения передовых видов и форм социального обслуживания населения;

разработки и распространения методических и информационных материалов по актуальным вопросам социальной защиты населения;

решения вопросов повышения квалификации работников Центра;

информирования населения, в том числе через средства массовой информации, о деятельности Центра.

6.4. Отделение приема граждан

Отделение приема граждан рекомендуется создавать для:

организации приема граждан, выявления потребностей в социальных услугах у семей и детей, проживающих на территории, обслуживаемой Центром;

первичного и, при необходимости, последующих приемов граждан в Центре, выявления имеющихся у них потребностей в социальных услугах, направления в соответствующие функциональные подразделения Центра;

создания банка данных о гражданах, обратившихся в Центр за помощью, осуществления обмена необходимой информацией с заинтересованными государственными и общественными организациями и учреждениями;

осуществления анализа и прогнозирования социальных процессов на территории, обслуживаемой Центром, подготовки предложений по совершенствованию системы социального обслуживания семьи и детей.

6.5. Консультативное отделение

Консультативное отделение рекомендуется создавать в целях защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов, в связи с чем оно осуществляет:

консультирование по вопросам социального обслуживания граждан;

содействие в решении правовых вопросов, входящих в компетенцию органов социальной защиты населения;

оказание психологической помощи, в том числе экстренной, по "телефону доверия";

предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройства.

Обращение граждан в Консультативное отделение может производиться как в открытой, так и в анонимной форме.

6.6. Отделение психолого - педагогической помощи

Отделение психолого - педагогической помощи рекомендуется создавать с целью:

повышения психологической устойчивости и формирования психологической культуры граждан, в первую очередь, в сферах межличностного, семейного и родительского общения;

помощи гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата;

содействия гражданам в преодолении конфликтных ситуаций и иных нарушений супружеских и семейных отношений;

помощи гражданам, испытывающим трудности в воспитании детей;

ознакомления с особенностями психологии детского возраста;

предотвращения возможного эмоционального и психического кризиса у граждан;

психологической адаптации граждан к изменяющимся социально - экономическим условиям жизни.

Отделение психолого - педагогической помощи осуществляет:

помощь гражданам в воспитании детей, обучении детей и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физического здоровья, успешном разрешении семейных конфликтов и иных вопросов;

патронаж семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально - педагогические условия;

психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психолого - педагогической помощи;

психологическую коррекцию нарушений общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками, неадекватных родительских установок воспитания ребенка, нарушений супружеских отношений;

диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, изучение его склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе;

психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно - психической напряженности, преодолению неадекватных форм поведения и другим направлениям;

организацию деятельности групп взаимоподдержки, создание клубов общения, разработку и проведение циклов бесед, "круглых столов" и т.п.

6.7. Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, рекомендуется создавать с целью оказания психологической, юридической, педагогической, социальной и иных видов помощи женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию.

Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, может осуществлять:

социальный патронаж женщин, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

мероприятия по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры женщин, в первую очередь, в сфере межличностного, семейного и родительского общения;

помощь женщинам в создании в семье взаимопонимания и уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и внутрисемейных отношений;

социально - психологическую помощь женщинам в адаптации к изменяющимся социально - экономическим условиям жизни.

6.8. Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних

Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних рекомендуется создавать с целью:

социального патронажа дезадаптированных несовершеннолетних, склонных к асоциальным поступкам и противоправному поведению;

социальной помощи детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Основными задачами отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних могут являться:

выявление источников и причин социальной дезадаптации;

организация проведения психолого - медико - педагогического обследования, направленного на установление форм и степени социальной дезадаптации;

разработка индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации;

разработка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптированных несовершеннолетних для обеспечения преемственности коррекционно - реабилитационных мероприятий с ними в домашних условиях.

6.9. Отделение дневного пребывания несовершеннолетних

Отделение дневного пребывания несовершеннолетних рекомендуется создавать для реализации программ их социальной реабилитации в полустационарных условиях.

Несовершеннолетние посещают отделение дневного пребывания в свободное от учебы время. Продолжительность посещения должна соответствовать времени реабилитационного периода, определяемого индивидуальными программами.

В отделении дневного пребывания несовершеннолетних рекомендуется комплектовать реабилитационные группы численностью от 5 до 10 человек.

Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних.

В период нахождения в отделении дневного пребывания дети и подростки обеспечиваются горячим питанием и лекарственными средствами.

В отделении дневного пребывания несовершеннолетних рекомендуется выделять помещения для медицинского кабинета и кабинета психологической помощи, для проведения учебных занятий, досуга и кружковой работы, а также столовой.

6.10. Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями

Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями рекомендуется создавать для реабилитации (психолого - социальной, социально - педагогической, социально - медицинской, социально - бытовой, социально - трудовой) в условиях дневного пребывания несовершеннолетних с отклонениями в физическом и умственном развитии, а также обучения родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации.

Основными задачами отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями могут являться:

поэтапная реализация индивидуальных программ реабилитации совместно с учреждениями здравоохранения, образования, физической культуры и спорта;

организация досуга и внешкольного образования в зависимости от возраста и состояния здоровья;

обучение навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения;

проведение профориентации;

работа с родителями в целях реализации преемственности реабилитационных мероприятий и адаптации несовершеннолетних в семье;

оказание консультации семьям, в том числе по вопросам предоставления им льгот и преимуществ.

В отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями целесообразно выделять помещения для учебных занятий, трудо- и игротерапии, медицинского кабинета, питания, досуга, а при наличии возможностей - для отдыха (сна).

Несовершеннолетние школьного возраста посещают отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями в свободное от учебы время в течение необходимого для реабилитации срока в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.

Из несовершеннолетних, в зависимости от их состояния здоровья, степени физического и умственного развития, а также возраста, в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями рекомендуется формировать группы численностью от 5 до 10 человек.

6.11. Стационарное отделение

Стационарное отделение рекомендуется создавать с целью реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях круглосуточного пребывания в Центре.

Несовершеннолетние школьного возраста, находящиеся в стационарном отделении, в обязательном порядке посещают учебное заведение или обучаются по индивидуальной программе.

В виде исключения может быть организовано их обучение в помещении отделения.

В стационарном отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних по признаку характера и степени социальной дезадаптации. Количество несовершеннолетних в реабилитационной группе не должно превышать 7 человек.

Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних.

В отделении может быть образовано не более 5 реабилитационных групп.

Работники стационарного отделения обеспечивают жизнедеятельность несовершеннолетних, включение их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также процесс самообслуживания.

В стационарном отделении создаются условия жизни, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением.

В стационарном отделении выделяются помещения для сна, питания, досуга и труда (в т.ч. мастерские), оказания медицинской и психологической помощи и другие.

При приеме несовершеннолетних в стационарное отделение производится их медицинский осмотр.

Предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних и окружающих, принимаются Центром на хранение или передаются родителям (лицам, их заменяющим). (в ред. Постановления Минтруда РФ от 26.03.2001 N 28)

6.12. Отделение срочного социального обслуживания

Отделение срочного социального обслуживания рекомендуется создавать для оказания гражданам, вне зависимости от их возраста, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. N 739 "О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами" срочное социальное обслуживание может включать в себя оказание следующих социальных услуг из числа предусмотренных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:

- обеспечение граждан бесплатным горячим питанием, в том числе путем предоставления им талонов на питание, или продуктовыми наборами;

- выделение нуждающимся одежды, обуви и других предметов первой необходимости;

- оказание материальной помощи;

- оказание юридической помощи;

- содействие в получении временного жилого помещения;

- предоставление иных услуг, обусловленных региональными особенностями.

Деятельность отделения срочного социального обслуживания строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами, а также отдельными гражданами.

Приложение
к Методическим рекомендациям
по организации деятельности
государственного (муниципального)
учреждения "Центр социальной
помощи семье и детям",
утвержденным
Постановлением Минтруда России
от 19 июля 2000 г. N 52

ПРИМЕРНОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ"

1. Аппарат центра

Наименование должности Количество штатных единиц
Общая численность обслуживаемых лиц <*>
до 500 чел. от 501 до 1000 чел. от 1001 до 2000 чел. свыше 2001 чел.
1 2 3 4 5
Директор Центра 1,0 1,0 1,0 1,0
Заместитель директора 2,0 2,0 2,0 3,0
Главный бухгалтер 1,0 1,0 1,0 1,0
Бухгалтер 1,0 1,0 2,0 3,0
Оператор ПЭВМ 1,0 1,0 1,5 2,0
Кассир 0,5 1,0 1,0 1,0
Инспектор 0,5 1,0 1,0 1,5
Заведующий хозяйством 1,0 1,0 1,0 1,0
Секретарь - машинистка 0,5 1,0 1,0 1,0
Техник 1,0 1,0 1,0 1,0
Слесарь - сантехник 0,5 1,0 1,0 1,0
Плотник 0,5 1,0 1,0 1,0
Машинист по стирке белья 0,5 1,0 1,0 1,0
Оператор котельной <**> 4,0 4,0 4,0 4,0
Водитель автомобиля 1,0 1,0 2,0 2,0
Уборщик служебных помещений 1,0 1,5 2,0 2,5
Сторож 4,0 4,0 4,0 4,0

<*> Включаются все лица, обслуженные всеми отделениями Центра в течение года.

<**> Должность вводится при наличии в Центре котельной.

2. Организационно - методическое отделение

Наименование должности Количество штатных единиц
Заведующий отделением 1,0
Специалист по социальной работе 1,0 ставка на 15 тысяч населения в городской местности и 10 тысяч населения в сельской местности
Социолог 1,0
Методист 1,0
Оператор ПЭВМ 1,0

3. Отделение приема граждан

Наименование должности Количество штатных единиц
Заведующий отделением 1,0
Специалист по социальной работе 1,0 ставка на 15 тысяч населения
Оператор ПЭВМ 1,0

4. Консультативное отделение

Наименование должности Количество штатных единиц
Заведующий отделением 1,0
Специалист по социальной работе 2,0
Психолог 1,0
Юрист 1,0
Социальный педагог 1,0

5. Отделение психолого - педагогической помощи

Наименование должности Количество штатных единиц
Заведующий отделением 1,0
Специалист по социальной работе 1,0 ставка на 15 тысяч населения
Психолог 1,0
Социальный педагог 1,0

6. Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями

Наименование должности Количество штатных единиц
Заведующий отделением 1,0
Специалист по социальной работе 1,0 ставка на реабилитационную группу
Врач - педиатр 0,5
Врач - физиотерапевт 0,5
Врач - невропатолог 0,5
Логопед - дефектолог 1,0
Психолог 1,0
Педагог дополнительного образования 1,0
Социальный педагог 1,0
Воспитатель 2,0
Инструктор по лечебной физкультуре 0,5
Инструктор по трудовой терапии 1,0 ставка при наличии мастерских
Медицинская сестра физиотерапевтического кабинета 0,5
Медицинская сестра по массажу 2,0
Социальный работник 2,0

7. Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних

Наименование должности Количество штатных единиц
Заведующий отделением 1,0
Специалист по социальной работе 1,0 ставка на 15 тысяч населения

8. Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Наименование должности Количество штатных единиц
Заведующий отделением 1,0
Специалист по социальной работе 1,5
Психолог 1,0
Врач - сексопатолог 1,0
Юрист 1,0

9. Отделение дневного пребывания несовершеннолетних

Наименование должности Количество штатных единиц
Заведующий отделением 1,0
Специалист по социальной работе 2,0 ставки на реабилитационную группу
Психолог 1,0 ставка на реабилитационную группу
Социальный педагог 1,0
Инструктор по труду 1,0

10. Стационарное отделение

Наименование должности Количество штатных единиц
Заведующий отделением 1,0
Специалист по социальной работе 2,0 ставки на каждую реабилитационную группу
Психолог 1,0 ставка на каждую реабилитационную группу
Социальный педагог 1,0
Инструктор по труду <*> 1,0
Учитель - дефектолог 1,0
Воспитатель <**> 6,0

<*> Должность вводится при наличии в Центре мастерской.

<**> Выполняет функции ночного дежурного.

11. Отделение срочного социального обслуживания

Наименование должности Количество штатных единиц
Заведующий отделением 1,0
Специалист по социальной работе 2,0
Психолог 1,0
Юрист 0,5
Социальный работник 1,0
Водитель автомобиля 1,0