ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2021 г. по делу N 17/06/105-743/2021
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия МУП Березовское водо-канализационное хозяйство "В" (далее - Заказчик), Департамента "З" (далее - Уполномоченного органа) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция очистных сооружений канализации МУП БВКХ "В" г. Березовский. Корректировка" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0162200011821000995) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом:
1) в проекте муниципального контракта документации об Аукционе не установлено положение о праве поставщика осуществлять замену субподрядчика;
2) в проекте муниципального контракта документации об Аукционе не установлено условие об ответственности подрядчика за непредставление документов в случае замены субподрядчика;
3) в ЕИС не размещены локальные сметы на работы, связанные с главной насосной станцией перекачки стоков, а также сводный сметный расчет;
4) в документации об Аукционе ненадлежащим образом составлен график выполнения работ.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 22.07.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 26.07.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 01.07.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 340 016 992,66 рубля;
4) источник финансирования - бюджет Березовского городского округа, бюджет Свердловской области;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 19.07.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника Аукциона, которая признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте муниципального контракта документации об Аукционе неправомерно не установлены типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление N 1466), а именно в проекте муниципального контракта документации об Аукционе не установлено условие об ответственности подрядчика за непредставление документов в случае замены субподрядчика.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1466 в случае замены субподрядчика, соисполнителя на этапе исполнения контракта на другого субподрядчика, соисполнителя представлять заказчику документы, указанные в пункте 2 Постановления N 1466, в течение 5 дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком, соисполнителем.
Согласно подпункту "а" пункта 6 Постановления N 1466 подрядчик несет гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей, в том числе за представление документов, указанных в пунктах 2 - 4 Постановления N 1466, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 6.11.28.1 проекта муниципального контракта документации об Аукционе подрядчик обязан в случае замены субподрядчика, соисполнителя в рамках исполнения контракта на другого субподрядчика, соисполнителя представлять Заказчику документы, указанные в пункте 6.11.28 проекта муниципального контракта документации об Аукционе, в течение 5 (пяти) дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком, соисполнителем.
Согласно пункту 6.11.28.4 проекта муниципального контракта документации об Аукционе за неисполнение требований, установленных пунктами 6.1.28, 6.1.28.2 проекта муниципального контракта документации об Аукционе, подрядчик несет ответственность, установленную пунктом 9.11 проекта муниципального контракта документации об Аукционе.
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте муниципального контракта документации об Аукционе не содержится условие об ответственности подрядчика за неисполнение обязанности, предусмотренной пунктом 6.11.28.1 проекта муниципального контракта документации об Аукционе.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 7 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с тем, что закупка признана несостоявшейся, поскольку на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника Аукциона, которая признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте муниципального контракта документации об Аукционе неправомерно не установлены типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Постановлением N 1466, а именно в проекте муниципального контракта документации об Аукционе не установлено положение о праве поставщика осуществлять замену субподрядчика.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 6.11.28.1 проекта муниципального контракта документации об Аукционе подрядчик обязан в случае замены субподрядчика, соисполнителя в рамках исполнения контракта на другого субподрядчика, соисполнителя представлять Заказчику документы, указанные в пункте 6.11.28 проекта муниципального контракта документации об Аукционе, в течение 5 (пяти) дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком, соисполнителем.
Таким образом, из вышеуказанного положения следует, что подрядчик вправе в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком, соисполнителем обязательств, предусмотренных договором, заключенным с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), осуществлять замену субподрядчика, соисполнителя, с которым ранее был заключен договор, на другого субподрядчика, соисполнителя.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное положение проекта муниципального контракта установлено в соответствии с Постановлением N 1466 и Законом о контрактной системе.
Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС не размещены локальные сметы на работы, связанные с главной насосной станцией перекачки стоков, а также не размещен сводный сметный расчет.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация должна включать раздел "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства".
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, обязательной частью которой являются сметы.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе объектом закупки является "реконструкция очистных сооружений канализации МУП БВКХ "В" г. Березовский".
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС размещена проектная документация в полном объеме, в состав которой входят локальные сметы, в том числе локальные сметы на работы, связанные с главной насосной станцией перекачки стоков, а также файл "63. Сводный сметный расчет".
Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом составлен график выполнения работ.
В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Пунктом 2.3 приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" (далее - Методика) установлено, что график выполнения работ должен содержать следующие заголовки граф: порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ; наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ; сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ.
На заседании Комиссии установлено, что график выполнения строительно-монтажных работ документации об Аукционе (Приложение N 2 к проекту муниципального контракта) составлен в соответствии с требованиями Методики и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной в части неустановления условия об ответственности подрядчика за непредставление документов в случае замены субподрядчика.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 26.07.2021 по делу N 17/06/105-743/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.