Решение ФАС РФ от 27.07.2021 по делу N 17/06/105-780/2021

"О признании жалобы обоснованной: действия оператора электронной площадки нарушают ч. 12 ст. 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 5 ст. 7.31.1 КоАП РФ"
Редакция от 27.07.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 27 июля 2021 г. по делу N 17/06/105-780/2021

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) при ГКУ Республики Дагестан "Д" (далее - Заказчик), Комитетом "З" (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Спорткомплекс для учащихся по программе СПО ДГУНХ по пр. Акушинского, 20а в г. Махачкале" (номер извещения единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0103200008421001508) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Конкурсе.

На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Оператор электронной площадки действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 19.06.2021;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 117 738 410,00 рублей;

4) источник финансирования - бюджет Республики Дагестан.

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 19.07.2021;

6) в соответствии с частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок подана одна заявка от участника закупки;

7) заявка ООО "Б" признана соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе.

Согласно доводу Заявителя Оператором электронной площадки неправомерно возвращена заявка Заявителя на участие в Конкурсе.

В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.

Согласно части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в случаях, если на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 12 статьи 54.4 Закона о контрактной системе одновременно с возвратом заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе и частью 11 статьи 54.4 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника открытого конкурса в электронной форме, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата. Возврат заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.

Согласно извещению о проведении Конкурса срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 19.07.2021 в 06:00.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе составляет 5 886 920,50 рубля.

На заседании Комиссии установлено, что Заявителем открыт специальный счет N 40702810756000006644 в ПАО "А" (далее - Банк).

На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки пояснил, что из-за сбоя в работе удостоверяющего центра АО "Е" запрос в Банк не был подписан электронной подписью, что в свою очередь привело к тому, что запрос Оператора электронной площадки не прошел проверку в Банку, в связи с чем ответ от Банка о наличии на специальном счете Заявителя незаблокированных денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Конкурсе не поступил и заявка Заявителя на участие в Конкурсе возвращена.

Таким образом, учитывая установленный частью 12 статьи 54.4 Закона о контрактной системе запрет на возврат заявки по иным основаниям, не предусмотренным частью 20 статьи 44, частью 11 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают часть 12 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункту 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной.

2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 12 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 27.07.2021 по делу N 17/06/105-780/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.