Решение ФАС РФ от 29.07.2021 по делу N 17/06/105-796/2021

"О признании жалобы обоснованной: положение Порядка оценки конкурсной документации о том, что оценке подлежит общая стоимость контрактов (договоров), исполненных в период с 01.01.2019 до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, приводит к ограничению прав участников закупки, имеющих исполненные контракты (договоры) ранее указанного срока (например, за пять лет до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе)"
Редакция от 29.07.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 29 июля 2021 г. по делу N 17/06/105-796/2021

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "СА" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Н" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией ФГБУ "Н" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), АО "СБ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объектов ЛРНЦ "Русское поле" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100041021000308) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников закупки Конкурсной документации по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), поскольку Заказчиком неправомерно установлено требование к минимальной стоимости контрактов (договоров), предоставляемых к оценке, а также ненадлежащим образом установлено требование к периоду исполнения таких контрактов (договоров).

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 28.07.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 29.07.2021.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 01.07.2021;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 109 210 311,81 рублей;

4) источник финансирования - средства от деятельности, приносящей доход;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 23.07.2021.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия, поскольку Заказчиком неправомерно установлено требование к минимальной стоимости контрактов (договоров), предоставляемых к оценке, а также ненадлежащим образом установлено требование к периоду исполнения таких контрактов (договоров).

Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

При этом пунктом 27.2 Правил установлен исчерпывающий перечень нестоимостных показателей, используемых для оценки заявок участников закупки в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).

Согласно Конкурсной документации по Показателю Критерия установлен следующий порядок оценки: "оценка осуществляется в зависимости от стоимости (совокупной стоимости), исполненного(-ых), в период с 01.01.2019 до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, контракта(-ов) (договора(-ов)), заключенного(-ых) с данным участником, в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и(или) нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", подтверждающего(-их) наличие успешного опыта работы, связанного с предметом контракта. Под успешным опытом работы, связанным с предметом контракта понимается - исполнение участником закупки своих обязательств по контракту (договору) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейных объектов).

При этом стоимость каждого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 80% суммы начальной (максимальной) цены контракта, на право заключение которого проводится закупка, иначе данный контракт (договор) не будет учтен Заказчиком в качестве подтверждения опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".

Учитывая, что Правилами не предусмотрено право заказчика устанавливать характеристики показателей, предусмотренных пунктом 27.2 Правил, Комиссия приходит к выводу, что положение порядка оценки Конкурсной документации по Показателю Критерия в части установления требования к минимальной общей стоимости исполненных контрактов (договоров), подлежащей оценке по Показателю Критерия, не соответствуют положениям пункта 27.2 Правил, а также Закона о контрактной системе.

Кроме того, Комиссия, изучив порядок оценки по Критерию, приходит к выводу, что положение порядка оценки Конкурсной документации о том, что оценке подлежит общая стоимость контрактов (договоров), исполненных в период с 01.01.2019 до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, приводит к ограничению прав участников закупки, имеющих исполненные контракты (договоры) ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе).

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия, не соответствующий пункту 27.2 Правил, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

2. Заказчиком в порядке оценки Конкурсной документации по Показателю Критерия установлено следующее: "Представленные, в качестве подтверждения наличия успешного опыта работы, связанного с предметом контракта, документы, должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контракта(-ов) (договора(-ов)), акта(-ов) о приемке (сдачи-приемки) выполненных работ, оказанных услуг, в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати".

Комиссия, изучив порядок оценки Конкурсной документации по Показателю Критерия, приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия, поскольку отсутствие приложений (ПСД, форма актов и др.) к исполненному контракту (договору) не свидетельствует об отсутствии у участника закупки, подавшего такую заявку, требуемого опыта выполнения работ.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия, не соответствующий пункту 27.2 Правил, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "СА" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 29.07.2021 N 17/06/105-796/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.