Определение Конституционного Суда РФ от 20.07.2021 N 1615-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чернышевой Валентины Петровны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 5 Закона Ставропольского края "О мерах социальной поддержки граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края" и пункта 8 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам - участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края"
Редакция от 20.07.2021 — Действует

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июля 2021 г. N 1615-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ ЧЕРНЫШЕВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ПЕТРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 5 ЗАКОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН - УЧАСТНИКОВ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ, ПОСТРАДАВШИХ ВСЛЕДСТВИЕ НЕИСПОЛНЕНИЯ ЗАСТРОЙЩИКАМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ЖИЛЬЯ НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ" И ПУНКТА 8 ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ ГРАЖДАНАМ - УЧАСТНИКАМ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ, ПОСТРАДАВШИМ ВСЛЕДСТВИЕ НЕИСПОЛНЕНИЯ ЗАСТРОЙЩИКАМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ЖИЛЬЯ НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки В.П. Чернышевой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданка В.П. Чернышева оспаривает конституционность следующих норм:

части 1 статьи 5 Закона Ставропольского края от 13 ноября 2009 года N 75-кз "О мерах социальной поддержки граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края", предусматривавшей, что социальная поддержка предоставляется в виде социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам - участникам долевого строительства жилья, принятым на учет в порядке, установленном статьей 1 данного Закона, и признанным в установленном порядке органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края нуждающимися в жилых помещениях (названный Закон признан утратившим силу с 19 мая 2020 года Законом Ставропольского края от 7 мая 2020 года N 59-кз);

пункта 8 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам - участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края (утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 21 апреля 2010 года N 120-п, признанным утратившим силу с 23 мая 2020 года постановлением Правительства Ставропольского края от 21 мая 2020 года N 274-п), в соответствии с которым решение о предоставлении социальной выплаты гражданину - участнику долевого строительства жилья либо об отказе в ее предоставлении принимается управлением в течение 10 рабочих дней; на основании решения о предоставлении социальной выплаты гражданину - участнику долевого строительства жилья и представленных им документов, указанных в пункте 6 данного Порядка, управление формирует список граждан - участников долевого строительства жилья, имеющих право на получение социальной выплаты; управление в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении социальной выплаты гражданину - участнику долевого строительства жилья либо об отказе в ее предоставлении сообщает гражданину - участнику долевого строительства жилья в письменном виде о принятом решении и о включении его в список; в решении об отказе в предоставлении социальной выплаты гражданину - участнику долевого строительства жилья управлением указываются причины отказа и порядок обжалования данного решения.

Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции отказано в удовлетворении иска В.П. Чернышевой о признании ее нуждающейся в жилом помещении в указанный ею период, о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении ей социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, об обязании ответчика предоставить ей такую социальную выплату. Суд указал, что принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления; В.П. Чернышева на таком учете не состоит, в компетентный орган с заявлением о постановке на него она не обращалась.

По мнению заявительницы, оспариваемые нормы противоречат статьям 2, 6 (часть 2), 15, 17 - 19, 40 и 53 Конституции Российской Федерации, поскольку любые формы дискриминации запрещены, а требование о предоставлении для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилья решения органа местного самоуправления, которым граждане, пострадавшие вследствие неисполнения застройщиками обязательств по договорам участия в долевом строительстве жилых помещений, признаны нуждающимися в жилых помещениях, в ряде случаев влечет невозможность возмещения таким гражданам вреда в гарантированном государством объеме.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. При этом законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации обладают дискрецией при реализации ими права устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (часть третья статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Предоставление тех или иных мер социальной поддержки именно гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, имеет целью реализацию гарантий, закрепленных в статье 40 Конституции Российской Федерации.

Часть 1 статьи 5 Закона Ставропольского края "О мерах социальной поддержки граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края", не связанная с осуществлением закрепленного в статье 53 Конституции Российской Федерации права на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, не может расцениваться как нарушающая в обозначенном в жалобе аспекте конституционные права заявительницы, равно как и регулировавший процедуру предоставления этой меры социальной поддержки пункт 8 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам - участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чернышевой Валентины Петровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. ЗОРЬКИН