Решение ФАС РФ от 05.08.2021 по делу N 17/06/105-850/2021

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 05.08.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 5 августа 2021 г. по делу N 17/06/105-850/2021

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "Б" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Ф" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией ФКУ "Ф" Федерального дорожного агентства" (далее - Конкурсная комиссия), АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения по объекту: Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск на участке км 1318+000 - км 1336+000, Республика Башкортостан (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0301100012721000037) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по показателям "общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 1), "общее количество исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 2) критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Конкурсной комиссии 03.08.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 05.08.2021.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 03.06.2021;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 153 066 307 рублей;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 10804092420192058243;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 04.08.2021;

6) в соответствии с частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана 1 заявка (ООО "С"), которая признана соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.

Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателям NN 1, 2 Критерия.

Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки).

В соответствии с пунктом 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

При этом пунктами 27.2 и 27.3 Правил установлен исчерпывающий перечень нестоимостных критериев, используемых для оценки заявок участников закупки, в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).

Согласно Конкурсной документации по Показателям NN 1, 2 Критерия предусмотрен следующий порядок оценки: "Участник закупки подтверждает сведения представленными в составе заявки заверенными копиями заключенных и полностью исполненных контрактов (договоров) с приложениями, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе и федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу линейного объекта капитального строительства, заключенных с данным участником закупки и заверенными копиями оформленных актов выполненных работ. Под линейным объектом по настоящей закупке понимается - автомобильная дорога общего пользования федерального и/или регионального и/или межрегионального значения и/или искусственные сооружения на автомобильной дороге общего пользования федерального и/или регионального и/или межрегионального значения. Для подтверждения размещения информации о контракте (договоре) в Единой информационной системе участник закупки представляет реестровый номер контракта в форме отдельного документа, прикрепленного в составе заявки".

Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателям NN 1, 2 Критерия, поскольку в рамках Показателей NN 1, 2 Критерия оценке подлежат исключительно контракты (договоры) заключенные в рамках Закона о контрактной системе и федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), что подтверждается реестровым номером контракта (договора).

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что требование порядка оценки заявок участников закупки по Показателям NN 1, 2 Критерия в отношении предоставления контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе и Законом о закупках установлено в Конкурсной документации в соответствии с потребностью Заказчика, а также с учетом положений Правил. При этом предоставление в составе заявки на участие в Конкурсе реестрового номера контракта (договора) является надлежащим подтверждением наличия у участника закупки опыта выполнения работ.

Также на заседании Комиссии установлено, что установление вышеуказанных условий в Конкурсной документации не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Правилам.

Кроме того, из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении контрактов (договоров) с приложениями.

Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что отсутствие всех приложений в составе заявки на участие в Конкурсе (ПСД, формы актов и т.д.) к исполненному контракту (договору), не свидетельствует об отсутствии у участника закупки, подавшего такую заявку, требуемого опыта выполнения работ.

Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

Согласно порядку оценки заявок участников закупки, установленного Конкурсной документацией по Показателям NN 1, 2 Критерия, оценивается опыт участника закупки по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу автомобильных дорог общего пользования федерального и/или регионального и/или межрегионального значения и/или искусственные сооружения на автомобильной дороге общего пользования федерального и/или регионального и/или межрегионального значения.

Вместе с тем вышеуказанное условие не соответствует пункту 27.3 Правил, поскольку согласно указанному пункту Заказчиком в Конкурсной документации может быть установлен один из видов объектов капитального строительства, указанный в пункте 27.3 Правил, в частности "линейные объекты капитального строительства".

Кроме того, в качестве подтверждения опыта выполнения работ по Показателям NN 1, 2 необходимо предоставить реестровый номер контракта в форме отдельного документа, прикрепленного в составе заявки.

При этом Комиссия приходит к выводу, что требование о необходимости предоставления сведений в отношении реестрового номера в форме отдельного документа, а также условие о предоставлении заверенных копий контрактов (договоров) и актов выполненных работ неправомерно, поскольку частью 15 статьи 54.4 Закона о контрактной системе установлен запрет на предъявление требований к оформлению заявки, которые не предусмотрены Законом о контрактной системе.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия, не соответствующий пункту 27.3 Правил, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Б" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 05.08.2021 N 17/06/105-850/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.