Решение ФАС РФ от 23.08.2018 по делу N 18/44/105/1088

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика, уполномоченного органа нарушают ч. 27СТ. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 23.08.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 23 августа 2018 г. по делу N 18/44/105/1088

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Заказчик), ФГУП "Р" (далее - Уполномоченный орган) при проведении аукционной комиссией Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке рабочей документации и реконструкции объекта "Строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов обеспечения безопасности мореплавания в морских портах полуострова Крым". Реконструкция систем обеспечения безопасности мореплавания порта Феодосия (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0573100002018000005) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1) Инструкция по заполнению первой части заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция), не позволяет однозначно определить трактование символов и знаков ",", "...", "обелюс" ("/") при использовании таких знаков и символов в сочетании со знаком двоеточие - ":", а также трактование символа "\" в сочетании с символом запятая - "," что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет участнику закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе;

2) Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание характеристик товаров, используемых при выполнении работ, что не позволяет участнику закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 07.08.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 181 423 030 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 22.08.2018;

5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 24.08.2018.

1. Согласно доводу Заявителя, Инструкция по заполнению первой части заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция), не позволяет однозначно определить трактование символов и знаков ",", "...", "обелюс" ("/") при использовании таких знаков и символов в сочетании со знаком двоеточие - ":", а также трактование символа "\" в сочетании с символом запятая - "," что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет участнику закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На заседании Комиссии установлено, что Инструкция содержит, в том числе, следующие положения: "Если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа ",", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данный символ, союз. В случае, если в наименовании показателя присутствует обобщающее слово или фраза в единственном числе, после которого (-ой) стоит знак ":" и значения параметра эквивалентности разделены через символ "," (запятая), в таком случае участник должен выбрать только одно конкретное значение параметра товара.

Символ "многоточие" ("..."), установленный между значениями, следует читать как необходимость указания конкретного значения, при этом допустимыми считаются только те значения, между которыми установлен символ многоточие. В случае если заказчиком установлено требование к значению показателя с использованием символа многоточие ("..."), при этом после наименования показателя стоит знак "двоеточие" (":") - это означает, что заказчиком задан диапазон значений показателя (в данном случае участник указывает весь ряд конкретных значений, удовлетворяющий заданному диапазону значений, прямо предусмотренный требованиями действующего на территории Российской Федерации государственного или национального стандарта, регламентирующего технические условия или сортамент товара, предлагаемого к поставке, в случае если требование соответствия товара такому стандарту установлено заказчиком.

Символ "обелюс" ("/") установленный между значениями, следует читать как необходимость указания диапазонного значения, удовлетворяющего требованиям Заказчика, не выходящего за пределы крайних значений и включая крайние значения. Однако, в случае если заказчиком установлено требование к значению показателя с использованием символа "обелюс" ("/"), при этом после наименования показателя стоит знак "двоеточие" (":") - это означает, что заказчиком задан интервал значений показателя (в данном случае участник указывает весь ряд конкретных значений, удовлетворяющий заданному интервалу значений, прямо предусмотренный требованиями действующего на территории Российской Федерации государственного или национального стандарта, регламентирующего технические условия или сортамент товара, предлагаемого к поставке, в случае если требование соответствия товара такому стандарту установлено заказчиком.

Символ "\" - означает, что участнику следует предоставить в заявке один конкретный показатель, выбранный из указанных значений. Однако, в случае, если группы значений, прописанные через символ ",", разделены символом "\", то участнику необходимо выбрать одно из значений, перечисленных перед символом "\" и одно из значений, перечисленных после символа "\".

При установлении требований к показателям, значения которых участник закупки менять не вправе, заказчик использовал фразу "(не) должен (-на, -но, -ны) быть". При предоставлении сведений по данному типу показателей, участник закупки должен представить в заявке значение показателя, следующих за указанной фразой, без изменений, но без использования слов: "(не) должен (-на, -но, -ны) быть". Данное правило является приоритетным в случае возникновения противоречия с другими правилами инструкции, кроме положения о возможности указать в значении показателя прочерк или любым иным образом определить, что данный показатель не применяется".

Пунктами 13, 29, 35, 126, 47, 49, 18, 68, 117 документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования в товарам, используемым при выполнении работ: "13. "Кабель" - Номинальные сечения токопроводящих жил: 4 мм2, 2,5 мм2, 1,5 мм2. 29. "Краска" - Цвет краски: розово-бежевая, светло-бежевая, светло-серая. 35. "Плитка для облицовки стен" - Сорт: первый, второй. 126. "Щебень" - Марка по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре: 400...800; Соответствие требованиям государственных стандартов - ГОСТ 8267-93. 47. "Щебень" - Группа щебня в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы: 1/4; соответствие требованиям государственных стандартов - ГОСТ 8267-93; 49. "Щебень" - Группа щебня в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы: 1/4; соответствие требованиям государственных стандартов - ГОСТ 8267-93. 18. "Бетонные смеси тяжелого бетона (бетон) -Применяемый цемент - ПЦ-Д0; ЦЕМI\ШПЦ; ЦЕМIII; 68. "Смеситель" - Размер А 150+/-2\ 100+/-2; 117. "Фланцы" - DN: Должен быть 125\100 мм".

На основании изложенного и учитывая, что Заявителем в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает, что вышеуказанные положения Инструкции позволяют участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе и не противоречат Закону о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание характеристик товаров, используемых при выполнении работ, что не позволяет участнику закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе, а именно в отношении позиции "52" технического задания документации об Аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом "52" технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Болты самоанкерующиеся распорные" - Длина болта - 100 м менее мм; Соответствие требованиям государственных стандартов Должно быть, ГОСТ 28778-90".

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в документации об Аукционе по позиции "52" допущена техническая ошибка, а также в данном случае участнику закупки при формировании заявки на участие в Аукционе необходимо руководствоваться следующими положениями инструкции: "В случае если при описании характеристик товаров используется конструкция типа "Х и менее", "Х и более", то данные показатели будут являться максимальными и минимальными показателями соответственно. Они подлежат конкретизации следующим образом: указывается неизменное значение "Х", а затем перечисляется весь ряд значений показателей, предусмотренных ГОСТом для предлагаемого товара в направлении увеличения (при наличии конструкции "X и более") или в направлении уменьшения (при наличии конструкции "X и менее") значений. При этом указываемые значения не должны противоречить ГОСТ. Не допускается по данным показателям указание неполного ряда значений, отвечающих требованиям Заказчика в соответствии с ГОСТ".

Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, таблицей 1 указанного ГОСТ установлены значения показателей "Длина болта", отвечающих требованиям документации об Аукционе.

Таким образом, участнику закупки в заявке на участие в Аукционе по позиции "52" технического задания документации об Аукционе необходимо представить значения, указанные в таблице 1 ГОСТа 28778-90.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе ненадлежащие описание характеристик товаров, используемых при выполнении работ в рамках исполнения контракта, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

3. Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень единых требований, предъявляемых к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлено, в том числе, следующее требование к участнику закупки: "отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации".

Пунктом 16 информационной карты документации об Аукционе установлен перечень требований к участникам закупки, при этом требование, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в вышеуказанном пункте информационной карты документации об Аукционе отсутствует.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших требования, предъявляемые к участникам закупки не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам: "Однокомпонентная полиуретановая грунтовка" - Время высыхания до 1 степени (при 20° C) не более 3 часов; Время высыхания до 3 степени (при 20° C) не более 12 часов" и другие.

Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, конкретные показатели характеристик которых в соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе необходимо представить в составе первых частей заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, согласно положениям документации об Аукционе, участникам закупки в составе заявки на участие в Аукционе необходимо представить конкретные показатели товаров, которые в технической части документации об Аукционе установлены в виде графических изображений информации, например: "135. "Клапан запорный проходной", 67. "Поддон душевой", 66. "Мойка", 63. "Смеситель", 62. "Умывальник", 61. "Унитаз напольный", 59. "Устройство "Антипаника", 57. "Дюбель с гвоздем", и другие, без обозначения физических величин, без указания характеристик и показателей, что затрудняет поиск и определение формы предоставления с учетом положений Инструкции, в связи с чем ограничивает количество участников закупки (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Пунктом 7.3. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "застройщик возвращает Генподрядчику обеспечительный платеж (при выборе данного варианта обеспечения исполнения обязательств по Контракту) в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты получения Застройщиком от Генподрядчика соответствующего письменного требования, но не ранее чем через месяц с момента получения заключения, указанного в пункте 17.4 настоящего Контракта".

При этом, пунктом 7.8. документации об Аукционе установлено следующее: "Возврат обеспечения исполнения государственного контракта, предоставляемого внесением на счет Заказчика денежных средств, осуществляется Заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения письменного заявления Исполнителя по истечении срока действия обеспечения исполнения обязательств по Контракту при условии надлежащего выполнения Исполнителем всех своих обязательств по Контракту, а также всех обязательств Исполнителя по возмещению убытков и уплате неустоек (штрафов, пеней)".

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в документации об Аукционе допущена техническая ошибка, а также осуществление возврата обеспечительного платежа (при выборе данного варианта обеспечения исполнения обязательств по Контракту) осуществляется в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты получения Застройщиком от Генподрядчика соответствующего письменного требования.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые требования в отношении срока возврата обеспечения исполнения контракта, что нарушает часть 27статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной в части установления Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом описания характеристик товаров, используемых при выполнении работ.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 11 части 1 статьи 31, части 27 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 23.08.2018 по делу N 18/44/105/1088 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.