МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАРКИРОВКА ГРУЗОВ
Marking of cargoes
ГОСТ 14192-96
(в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Госстандарта России от 14.09.2000 N 223-ст, N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.08.2007 N 203-ст, N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
Дата введения
1 января 1998 года
Предисловие
1. Разработан Научно-исследовательским экспериментально-конструкторским институтом тары и упаковки (НИЭКИТУ), Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 223 "Упаковка".
2. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол N 10 от 4 октября 1996 г.).
Изменение N 1 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол N 17-2000 от 22 июня 2000 г.).
3. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 18 июня 1997 г. N 219 межгосударственный стандарт ГОСТ 14192-96 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1998 г.
5. Издание (декабрь 2000 г.) с Изменением N 1, принятым в июне 2000 г. (ИУС 11-2000).
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие правила маркировки грузов, в том числе поставляемых на экспорт, и предназначен для разработки нормативных документов на конкретные виды продукции.
Маркировка опасных грузов должна соответствовать требованиям ГОСТ 19433, предупредительная маркировка химической продукции должна соответствовать требованиям ГОСТ 31340, а также правилам маркировки опасных грузов, действующим на конкретном виде транспорта, и (или) типовым правилам ООН по перевозке опасных грузов. (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
Стандарт не распространяется на маркировку, содержащую данные об упакованной продукции, требования к которой должны устанавливаться в нормативных документах на конкретные виды продукции, а также не распространяется на маркировку грузов, отправляемых специализированными транспортными средствами, почтовыми посылками насыпью или навалом и насыпью в транспортных средствах. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
2. Нормативные ссылки (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 9481-76. Ящики из гофрированного картона для химических нитей. Технические условия
ГОСТ ИСО/МЭК 16390-2005 Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификации символики Interleaved 2 of 5 (2 из 5 чередующийся) (в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.08.2007 N 203-ст)
ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 26319-84. Грузы опасные. Упаковка
ГОСТ 26319-84 отменен. Взамен него с 01.02.2021 введен в действие ГОСТ 26319-2020.
ГОСТ 30742-2001 (ИСО/МЭК 16388-99) Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Code 39 (Код 39) (в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.08.2007 N 203-ст)
ГОСТ 30743-2001 (ИСО/МЭК 15417-2000) Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Code 128 (Код 128) (в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.08.2007 N 203-ст)
ГОСТ ИСО/МЭК 15459-1-2008 Автоматическая идентификация. Идентификаторы уникальные международные. Часть 1. Уникальные идентификаторы транспортируемых единиц (в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.08.2007 N 203-ст)
ГОСТ ИСО/МЭК 15459-2-2008 Автоматическая идентификация. Идентификаторы уникальные международные. Часть 2. Порядок регистрации (в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.08.2007 N 203-ст)
ГОСТ 31016-2003 (ИСО/МЭК 15438:2001) Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификации символики РDF417 (ПДФ417) (в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.08.2007 N 203-ст)
ГОСТ 31340-2007 Предупредительная маркировка химической продукции. Общие требования (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
3. Содержание маркировки
3.1. Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.
3.2. Манипуляционные знаки - изображения, указывающие на способы обращения с грузом.
3.3. Основные надписи должны содержать:
- полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя;
- наименование пункта назначения с указанием, при необходимости, станции или порта перегрузки. Если пунктом назначения является железнодорожная станция (порт), должно быть указано полное наименование станции (порта) и сокращенное наименование дороги (пароходства) назначения;
- количество грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии указывают дробью: в числителе - порядковый номер места в партии, в знаменателе - количество мест в партии.
Количество грузовых мест и порядковый номер места следует указывать при перевозке следующих грузов:
- разнородных или разносортных грузов в однотипной таре (например, разные сорта хлопка в кипах);
- однородных грузов в разнотипной таре;
- однородных грузов, когда недопустимо смешение сортов в партии;
- грузов в одном вагоне мелкими отправками. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
3.4. Дополнительные надписи должны содержать:
- полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя;
- наименование пункта отправления с указанием железнодорожной станции отправления и сокращенное наименование дороги отправления;
- надписи транспортных организаций (содержание надписей и порядок нанесения устанавливаются правилами транспортных министерств).
3.5. Информационные надписи должны содержать:
- массы брутто и нетто грузового места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках, а также не наносить массу брутто и нетто или количество изделий в штуках, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию;
- габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота или диаметр и высота).
Габаритные размеры не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает 1 м при транспортировании груза на открытом подвижном составе, 1,2 м - в крытом и 0,7 м при транспортировании воздушным транспортом.
3.6. При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи. При этом вместо порядкового номера места и количества грузовых мест в партии наносят:
в числителе - общее количество пакетов в партии;
в знаменателе - количество грузовых мест в пакете, в скобках порядковый номер пакета, например: (2).
Основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не наносят на отдельные грузовые места, из которых сформирован пакет.
На пакетах, сформированных из грузов, перевозимых без упаковки, необходимость нанесения общего количества пакетов в партии, количества грузовых мест в пакете и порядкового номера пакета устанавливают в нормативных документах на конкретные виды продукции. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
3.7. По согласованию между торговыми партнерами и транспортными организациями на упаковку (транспортный пакет), груз может быть нанесена дополнительная маркировка с использованием машиночитаемых носителей данных (символов линейного штрихового кода, двумерных символов, а также радиочастотных меток). (в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.08.2007 N 203-ст)
Примечание. Указанная маркировка предназначена для автоматизации управленческих операций, связанных с процессами отгрузки, транспортирования и приемки грузов. Информация на машиночитаемом носителе данных служит ключом для доступа к соответствующей базе данных, содержащей детальную информацию о транспортируемой единице, включая информацию, передаваемую путем электронного обмена данными. (в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.08.2007 N 203-ст)
Каждой транспортируемой единице рекомендуется присваивать уникальный идентификатор транспортируемых единиц по ГОСТ ИСО/МЭК 15459-1. Порядок присвоения идентификатора должен соответствовать ГОСТ ИСО/МЭК 15459-2. (в ред. Изменений N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.08.2007 N 203-ст, N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
3.7.1. Общие требования к оформлению ярлыка (этикетки) для отправки, транспортирования и приемки грузов с линейными символами штрихового кода и двумерными символами устанавливают в национальной технической документации <*>. (в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.08.2007 N 203-ст)
<*> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 51294.10-2002. (в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.08.2007 N 203-ст)
4. Манипуляционные знаки
4.1. Изображение, наименование и назначение манипуляционных знаков должны соответствовать указанным в таблице 1.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
4.2. Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом.
4.3. В рекомендуемое обозначение манипуляционного знака входит номер (номера) знака или наименование знака по таблице 1 и обозначение настоящего стандарта.
Пример: 2 ГОСТ 14192-96; "Беречь от солнечных лучей" ГОСТ 14192-96. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
5. Место и способ нанесения транспортной маркировки
5.1. Порядок расположения транспортной маркировки приведен в Приложении А. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
Транспортная маркировка (основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки) должна быть нанесена на бумажные, картонные, фанерные, металлические и другие ярлыки или непосредственно на тару. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
5.2. При транспортировании грузов на открытом подвижном составе, в смешанном железнодорожно-водном сообщении или водным транспортом, а также мелкими отправками, при хранении груза более одного года маркировка должна быть нанесена непосредственно на тару или ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены и защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность маркировки. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
5.3. Основные, дополнительные и информационные надписи располагают: (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
- на ящиках - на одной из боковых сторон. Для решетчатых ящиков и ящиков, имеющих наружные планки, должна быть обеспечена возможность размещения маркировки (прикрепление планок, закрытие просветов между дощечками и др.). При транспортировании на открытом железнодорожном подвижном составе мелкими отправками грузов, на которые нанесен знак, имеющий значение "Верх", транспортная маркировка (кроме наименования грузоотправителя и пункта отправления) должна быть нанесена дополнительно на верхней стороне (крышке) упаковки; (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
- на бочках и барабанах - на одном из днищ. Допускается наносить маркировку на корпусе; (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
- на мешках - в верхней части у шва; (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
- на тюках - на одной из боковых поверхностей; (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
- на кипах - на торцовой поверхности. Допускается наносить маркировку на боковую поверхность; (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
- на других видах тары и грузах, не упакованных в транспортную тару, - в наиболее удобных, хорошо просматриваемых местах. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
При нанесении маркировки непосредственно на тару (5.2), если размеры и конструкция тары не позволяют разместить необходимую маркировку на боковой стенке, допускается располагать маркировку на боковой, торцовой стенках и (или) на крышке. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
Примеры расположения маркировки приведены в Приложении Б. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта России от 14.09.2000 N 223-ст)
5.4. Допускается на неупакованные изделия наносить маркировку непосредственно на изделие.
5.5. Манипуляционные знаки (предупредительные надписи) наносят на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары (см. Приложения Б и Д).
На бочках и барабанах знаки располагают на одном из днищ или на корпусах; на мешках - на одной из сторон.
5.5.1. Знак N 9 наносят непосредственно на тару с двух противоположных сторон. Допускается на неупакованные грузы наносить знак N 9 на ярлыки или непосредственно на груз.
5.5.2. Знак N 12 наносят на соседние боковую и торцовую поверхности упаковки на месте проекции фактического центра тяжести груза на эти поверхности.
На грузы, транспортируемые на открытом подвижном составе, знак N 12 дополнительно наносят на верхней и нижней сторонах упаковки. (Измененная редакция, Изм. N 1).
5.6. На пакеты, сформированные без поддонов или на четырехзаходных поддонах, маркировку наносят на соседние боковую и торцовую поверхности.
На пакеты, сформированные на двухзаходных поддонах, маркировку наносят на двух захватных сторонах.
5.7. Маркировку наносят типографским, литографским, электролитическим способами, окраской по трафарету, штемпелеванием, штампованием, выжиганием, продавливанием, печатанием на машинке, маркировочными машинами.
Допускается на ярлыках четко и разборчиво наносить наименование грузополучателя и пункта назначения, а также на ярлыках и непосредственно на таре - количество грузовых мест и порядковый номер места в партии от руки при условии обеспечения сохранности надписей до получателя.
5.8. Ярлыки прикрепляют к упаковке (грузу) клеем, болтами, шурупами, проволокой, шпагатом и другими материалами, обеспечивающими сохранность груза и маркировки.
5.9. Краска, применяемая для маркировки, не должна быть липкой и стираемой, при необходимости краска должна быть водостойкой, светостойкой, солестойкой и стойкой к воздействию тропического климата, высоких и низких температур.
5.10. Манипуляционные знаки, надписи, экологические знаки должны быть черного цвета. Если цвет поверхности тары (упаковки) такой, что черный цвет не виден, целесообразно применять светлый фон, предпочтительно белый. (в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.08.2007 N 203-ст)
Не рекомендуется при маркировании использовать цвета, которые совпадают с цветами маркировки опасных грузов. (в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.08.2007 N 203-ст)
Не рекомендуется применять красный, оранжевый и желтый цвета, кроме случаев, если их применение предусмотрено национальными нормативными или техническими документами. (в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.08.2007 N 203-ст)
Знак N 1 допускается выполнять красного цвета на светлом фоне при транспортировании груза по железной дороге.
Знак N 6 выполняют голубым цветом на светлом фоне.
Знак N 13 выполняют красным цветом.
Допускается на знаке N 3 не указывать символ дождевых капель. Допускается наносить манипуляционные знаки с просветами.
5.11. Необходимость нанесения манипуляционных знаков должна быть установлена в стандартах или других нормативных документах на продукцию.
5.12. Транспортная маркировка (основные, дополнительные и информационные надписи и манипуляционные знаки) должна быть нанесена на каждое грузовое место.
Допускается наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме масс брутто и нетто) не на всех грузовых местах, но не менее чем на четырех, при перевозке однородных грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками.
Допускается не наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме масс брутто и нетто) при перевозке грузов автомобильным транспортом и в универсальных контейнерах, кроме автомобилей и контейнеров, загружаемых мелкими отправками. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
6. Размеры маркировочных ярлыков, манипуляционных знаков и надписей
6.1. Площадь маркировочного ярлыка должна быть достаточной для нанесения основных, дополнительных и информационных надписей. Рекомендуемое соотношение сторон 2:3. (в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.08.2007 N 203-ст)
6.2. Пункт исключен. (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
6.3. Допускается увеличивать размеры ярлыка при совмещении на одном ярлыке нескольких манипуляционных знаков или надписей транспортной маркировки и манипуляционных знаков.
6.4. На ярлыках, изготовленных типографским способом, знак должен быть на расстоянии не менее 5 мм от края ярлыка.
6.5. Рекомендуемые размеры ярлыков манипуляционных знаков и их деталей, наносимых на ярлыки, непосредственно на тару или изделие, приведены в Приложении В. (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
6.6. Рекомендуемые высоты шрифта для нанесения маркировочных надписей: 3, 6, 8, 10, 15, 30, 50 и 100 мм.
Шрифты высотой 3 и 6 мм не допускается применять при нанесении надписей непосредственно на тару.
6.7. Рекомендуемая высота шрифта для основных надписей, а также надписей транспортных организаций, наносимых непосредственно на тару:
30 мм - при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.;
50 мм - при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5 м включ.;
100 мм - при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.
6.8. Рекомендуемая высота шрифта для дополнительных и информационных надписей, наносимых непосредственно на тару:
10 мм - при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.;
15 мм - при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5 м включ.;
30 мм - при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.
6.9. При невозможности размещения транспортной маркировки непосредственно на упаковке допускается уменьшать высоту надписей и размеры знака на 1 - 2 градации.
6.10. Шрифт для нанесения маркировки указан в Приложении Г. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
7. Дополнительные требования к маркировке грузов, поставляемых на экспорт
7.1. Транспортная маркировка грузов, поставляемых на экспорт, должна соответствовать указанной в 7.2 - 7.4 с дополнениями или изменениями, установленными в заказе-наряде внешнеторгового объединения. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
- номер контракта и (или) номер заказа иностранного покупателя;
- номер грузового места - указывается дробью: в числителе - порядковый номер места в партии, в знаменателе - количество мест в партии;
- полное наименование или условное обозначение иностранного грузополучателя;
- наименование пункта назначения с указанием станции или порта перегрузки;
- страна назначения груза <*>;
- станция и дорога назначения груза <*>;
- товарные знаки и марки грузоотправителя <*>.
<*> Необходимость нанесения этих надписей предусматривается в заказе-наряде или других нормативных актах внешнеторгового объединения.
- наименование экспортирующей организации - полное или условное;
- станция и дорога отправления.
- габаритные размеры грузового места в сантиметрах;
- массы нетто и брутто в килограммах;
- объем грузового места в кубических метрах;
- надписи "Экспорт", "Страна-изготовитель и (или) поставщик". Не указывают габаритные размеры и объем грузового места при длине, ширине или диаметре до 1 м.
7.4.1. По согласованию с торговыми партнерами и транспортными организациями на каждое грузовое место (упаковку, груз) может быть нанесена машиночитаемая маркировка в соответствии с требованиями ГОСТ ИСО/МЭК 15459-1. (в ред. Изменений N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.08.2007 N 203-ст, N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
7.4.2. Если машиночитаемая маркировка содержит символы линейного штрихового кода, то при разработке нормативного документа, устанавливающего требования к указанной маркировке, следует учитывать требования ГОСТ 30742, ГОСТ 30743, ГОСТ 31016 и ГОСТ ИСО/МЭК 16390. (в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.08.2007 N 203-ст)
7.5. При транспортировании грузов на открытом подвижном составе, в смешанном железнодорожно-водном сообщении или водным транспортом, а также при мелких отправках грузов маркировку наносят непосредственно на упаковку (тару), изделие или ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены и защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность надписей при транспортировании и хранении. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
7.6. Транспортную маркировку наносят на каждое грузовое место.
При транспортировании грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками основные и дополнительные надписи наносят не на каждое грузовое место, но не менее чем на десять мест.
При транспортировании грузов автомобильным транспортом и в универсальных контейнерах, кроме автомобилей и контейнеров, загружаемых мелкими отправками, основные и дополнительные надписи не наносят.
7.7. При транспортировании водным транспортом грузов массой свыше 1000 кг дополнительно наносят массу брутто груза в верхнем правом углу на всех четырех сторонах ящика на расстоянии не более 10 см от верхней кромки.
7.8. Знаки N 1 и 11 наносят в левом верхнем углу с четырех сторон.
7.9. Знак N 12 наносят на шесть сторон упаковки на месте проекции фактического центра тяжести груза.
Если форма и размеры упаковки не позволяют нанести знак N 12 на шесть сторон упаковки, допускается наносить знак на меньшее количество сторон, но не менее двух.
7.10. Транспортную маркировку наносят на государственном языке страны - изготовителя продукции и иностранном, указанном в заказе-наряде внешнеторгового объединения (см. пример в Приложении Д). При длине или ширине тары до 1 м допускается маркировку наносить на одной из сторон на языке, указанном в заказе-наряде. (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
7.11. На ящиках или другой таре, имеющей форму параллелепипеда, маркировку наносят на торцовую и боковую стенки.
На грузовых местах, имеющих форму цилиндра, маркировку наносят на основаниях.
Если размеры и конструкция тары не позволяют разместить необходимую маркировку на боковой и торцовой стенках, то маркировку располагают на торцовой и боковой стенках и на крышке.
8. Маркировка, характеризующая транспортную тару
8.1. Маркировку транспортной тары наносят непосредственно на тару или на ярлыки и этикетки с указанием: (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
наименования и назначения тары; (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
наименования страны-изготовителя; (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
наименования предприятия-изготовителя и его юридического адреса; (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
товарного знака (при наличии); (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
номера или обозначения тары по нормативному документу; (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
даты изготовления; (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
штрихового кода (при наличии); (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
экологического знака или информации о необходимости утилизации тары после ее использования. (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
Допускается по согласованию с потребителем наносить на тару сокращенную маркировку, содержащую: (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
наименование страны-изготовителя; (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя; (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
обозначение нормативного документа. (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
8.2. Маркировку, характеризующую тару, кроме мешков, наносит на тару ее изготовитель. Маркировку, характеризующую мешки, указывают на кипах или пачках, в которые упакованы мешки.
Допускается наносить маркировку, характеризующую тару, на ярлыки.
8.3. Маркировку, характеризующую тару, наносят:
- на ящики - в левом верхнем углу торцовой стенки, свободной от маркировки, характеризующей груз;
- на ящиках с обечайкой - на боковой стенке ящика;
- на бочках и барабанах - на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз; допускается наносить маркировку на корпусе;
Место нанесения на канистрах, флягах и других видах транспортной тары устанавливают в нормативных документах на эти виды тары.
8.4. Способы нанесения маркировки тары:
- деревянной - окраской по трафарету, штемпелеванием, выжиганием;
- картонной - типографским способом, штемпелеванием;
- металлической - окраской по трафарету, выдавливанием;
- пластмассовой - маркировка выполняется на пресс-форме.
Маркировка, характеризующая тару, может наноситься специальными маркировочными машинами.
8.5. Высоту шрифта для нанесения маркировки, характеризующей тару, выбирают по 6.6. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
8.6. На транспортную тару, предназначенную для упаковывания, транспортирования и хранения опасных грузов, должна быть нанесена маркировка по ГОСТ 26319. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
8.7. На тару и упаковку, которые после использования могут быть подвергнуты вторичной переработке, наносят маркировку с применением знака - "лента Мебиуса" в соответствии с требованиями международных или национальных нормативных документов <*>. (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
<*> В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 14021-2000.
Если тара изготовлена из упаковочных материалов с применением вторичного сырья, то внутри знака или под знаком указывают процентное содержание вторичного сырья (см. Приложение Е). (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
Знак "лента Мебиуса" или другие знаки, указывающие на возможность утилизации или вторичной переработки упаковочных материалов, могут содержать информацию об идентификации этих материалов в виде числового обозначения или буквенной аббревиатуры, в соответствии с международными или национальными нормативными документами (см. Приложение И). (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
Абзац. - Исключен. (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
8.8. Допускается наносить на тару другую экологическую маркировку с применением знаков, соответствующих требованиям международных и национальных нормативных документов. Примеры приведены в Приложении Ж. (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
ПОРЯДОК РАСПОЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАРКИРОВКИ
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст)
1 - манипуляционные знаки (предупредительные надписи); 2 - допускаемые предупредительные надписи (см. 4.2); 3 - количество мест в партии, порядковый номер внутри партии; 4 - наименование грузополучателя и пункта назначения; 5 - наименование пункта перегрузки; 6 - надписи транспортных организаций; 7 - объем грузового места <*>; 8 - габаритные размеры грузового места; 9 - масса брутто; 10 - масса нетто; 11 - страна-изготовитель и (или) поставщик; 12 - наименование пункта отправления; 13 - наименование грузоотправителя
<*> Для грузов, предназначенных для экспорта.
- обязательные надписи;
РАСПОЛОЖЕНИЕ МАРКИРОВОЧНЫХ ЯРЛЫКОВ
Расположение маркировки на транспортном пакете
РАЗМЕРЫ ЯРЛЫКОВ МАНИПУЛЯЦИОННЫХ ЗНАКОВ И ИХ ДЕТАЛЕЙ
(в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.09.2000 N 223-ст, N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
Рекомендуемые размеры ярлыков для нанесения манипуляционных знаков приведены в таблице В.0. (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
(в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
Размеры знаков и их деталей, приведенные в таблицах В.1 - В.23 и на рисунках В.1 - В.23, установлены с учетом размеров ярлыков, указанных в таблице В.0. (в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
Здесь поднимать тележкой запрещается
Поднимать непосредственно за груз
Защищать от радиоактивных источников
Предел по количеству ярусов в штабеле
Вилочные погрузчики не использовать
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОЧЕРТАНИЯ ШРИФТА ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ МАРКИРОВКИ
ПРИМЕРЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ МАРКИРОВКИ НА ГРУЗАХ, ПОСТАВЛЯЕМЫХ НА ЭКСПОРТ
<*> Товарный знак объединения и место его расположения на таре или ярлыке.
ПРИМЕРЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗНАКА "ЛЕНТА МЕБИУСА"
(в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
Рисунок Е.1. Примеры изображения знака "лента Мебиуса" в заявлении о возможности вторичной переработки тарных и упаковочных материалов
Рисунок Е.2. Примеры изображения знака "лента Мебиуса" в информации о содержании вторичного сырья, использованного при изготовлении упаковочного материала
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ
(в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Росстандарта от 14.08.2007 N 203-ст)
(в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст)
Для идентификации упаковочных материалов применяют следующие числовые обозначения:
древесина и древесные материалы 50 - 59;
текстильные материалы 60 - 69;
комбинированные материалы 80 - 98.
При идентификации упаковочных материалов применяют нумерации и (или) аббревиатуры, принятые международными и национальными нормативными документами.