Зарегистрировано в Минюсте России 26 марта 2019 г. N 54170
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 января 2019 г. N 4
О РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН
(в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 04.10.2021 N 687)
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2572; 2010, N 31, ст. 4257; 2012, N 19, ст. 2416; N 21, ст. 2644; N 37, ст. 5002; 2013, N 7, ст. 661; N 28, ст. 3829; 2014, N 7, ст. 687; 2015, N 38, ст. 5289; 2018, N 3, ст. 552) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2018 г. N 427 "О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 16, ст. 2381) приказываю:
Порядок отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства (приложение N 1);
Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (приложение N 2);
форму акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (приложение N 3);
форму заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (приложение N 4);
форму акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (приложение N 5).
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. N 334 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423" (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2009 г., регистрационный N 15610).
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 10 января 2019 г. N 4
ПОРЯДОК ОТБОРА ОРГАНОМ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, ИЛИ ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства на безвозмездной основе (далее - отбор).
2. Отбор осуществляется с целью передачи образовательным организациям, медицинским организациям, организациям, оказывающим социальные услуги, или иным организациям, в том числе организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации), следующих полномочий органа опеки и попечительства:
выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;
подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - полномочия).
Орган опеки и попечительства возлагает на организацию осуществление как всех полномочий, так и одного из них.
II. Порядок отбора организаций
3. Организатором отбора организаций является орган опеки и попечительства.
Для проведения отбора организаций орган опеки и попечительства создает комиссию по отбору организаций (далее - комиссия).
4. Извещение о проведении отбора организаций (далее - извещение) орган опеки и попечительства размещает на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления и в региональных (местных) печатных средствах массовой информации.
наименование и адрес организатора отбора организаций;
место подачи заявления на участие в отборе организаций;
перечень документов, представляемых для участия в отборе организаций;
показатели деятельности организаций, на основании которых будет осуществляться их отбор;
5. Отбор организаций осуществляется по мере поступления в орган опеки и попечительства заявлений организаций о передаче полномочий (полномочия) (далее - заявление).
6. Организации, желающие принять участие в отборе организаций, подают в орган опеки и попечительства заявление в произвольной форме с указанием сведений об учредителе (учредителях) организации, полного наименования организации, ее местонахождения и почтового адреса, адреса электронной почты, официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при его наличии), основных направлений деятельности организации.
7.1. Согласие учредителя (учредителей) на участие организации в отборе организаций и возложение на организацию полномочий (полномочия) органа опеки и попечительства.
7.2. Копии учредительных документов организации, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
7.3. Копия документа, подтверждающего внесение записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
7.4. Копия штатного расписания организации, заверенная руководителем организации или уполномоченным им лицом.
7.5. Другие документы по запросу органа опеки и попечительства, подтверждающие наличие у организации возможностей (материально-технических, кадровых и иных) для осуществления полномочий (полномочия) органа опеки и попечительства в соответствии с требованиями, установленными пунктом 15 настоящего Порядка.
III. Организация проведения отбора организаций
8. Орган опеки и попечительства:
принимает решение о проведении отбора организаций;
определяет место подачи заявления на участие в отборе организаций;
создает комиссию и утверждает ее состав;
ведет прием и учет заявлений и прилагаемых к ним документов, обеспечивает их сохранность;
в течение 10 дней с момента поступления заявления рассматривает его и прилагаемые к нему документы и передает документы для экспертизы в комиссию;
на основании заявления и прилагаемых к нему документов, а также рекомендаций комиссии выносит решение о передаче организации полномочий (полномочия) либо об отказе в передаче полномочий (полномочия);
в течение 7 дней со дня вынесения решения письменно информирует о результатах отбора организаций участвовавшие в нем организации.
определяет показатели деятельности организаций, на основании которых будет осуществляться их отбор с учетом требований, установленных пунктом 15 настоящего Порядка;
проводит экспертизу документов, поданных организациями;
утверждает протокол с рекомендацией о передаче организации полномочий (полномочия) либо об отказе в передаче полномочий (полномочия) с указанием причин отказа.
10. Комиссию возглавляет председатель.
Число членов комиссии должно быть нечетным и составлять не менее 5 человек.
В комиссию входят представители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, в том числе осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан.
Членами комиссии не могут быть лица, заинтересованные в результатах отбора организаций.
Состав комиссии и регламент ее деятельности утверждаются органом опеки и попечительства.
11. Основной формой деятельности комиссии являются заседания, которые проводятся по инициативе органа опеки и попечительства. Периодичность проведения заседаний определяется по мере поступления в орган опеки и попечительства заявлений организаций. Комиссия обеспечивает проведение экспертизы поданных организацией документов до истечения 30 дней со дня их получения органом опеки и попечительства.
Комиссия вправе осуществлять свои полномочия, если на ее заседаниях присутствует не менее 2/3 от списочного состава.
12. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании.
Решения комиссии оформляются протоколами, которые составляются в одном экземпляре и подписываются всеми членами комиссии, принимавшими участие в заседании. В протоколах указывается особое мнение членов комиссии (при его наличии). Протоколы хранятся в органе опеки и попечительства.
При равенстве голосов членов комиссии решающим является голос председателя комиссии, а при отсутствии председателя - его заместителя, председательствовавшего на заседании.
IV. Процедура проведения отбора организаций
13. Отбор организаций осуществляется на основании документов, представленных организациями, в соответствии с показателями деятельности организаций, на основании которых будет осуществляться их отбор, которые определяются комиссией.
14. Отбор организаций проводится в течение 30 дней со дня получения органом опеки и попечительства заявления организации и прилагаемых к нему документов.
15. При проведении отбора организаций учитываются:
15.1. Характер и условия деятельности организации.
15.2. Соответствие основных направлений деятельности организации полномочиям (полномочию) органа опеки и попечительства.
15.3. Наличие в штате организации работников, специализирующихся по направлениям деятельности, соответствующим полномочиям (полномочию) органа опеки и попечительства.
15.4. Наличие у организации материально-технических и иных возможностей для осуществления полномочий (полномочия) органа опеки и попечительства в пределах территории соответствующего муниципального образования либо нескольких муниципальных образований.
15.5. Наличие у организации опыта работы по следующим направлениям:
защита прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, в том числе оставшихся без попечения родителей либо находящихся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию;
профилактика безнадзорности и беспризорности, социального сиротства, жестокого обращения с несовершеннолетними гражданами;
оказание несовершеннолетним гражданам, в том числе оставшимся без попечения родителей, а также гражданам, в семьи которых переданы такие несовершеннолетние граждане, услуг по социальному, медицинскому, психологическому и (или) педагогическому сопровождению;
подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;
содействие семейному устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участие в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой органами опеки и попечительства или организациями, наделенными полномочием по такой подготовке.
16. Основаниями для отказа в передаче организации полномочий (полномочия) органа опеки и попечительства являются:
отсутствие документов, необходимых для проведения отбора организаций;
наличие в представленных документах недостоверной информации;
оформление документов с нарушением требований, установленных пунктом 7 настоящего Порядка;
несоответствие характера деятельности организации полномочиям (полномочию) органа опеки и попечительства;
отсутствие в штате организации работников, специализирующихся по направлениям деятельности, соответствующим полномочиям (полномочию) органа опеки и попечительства;
отсутствие у организации материально-технических и иных возможностей для осуществления полномочий (полномочия) органа опеки и попечительства в пределах территории соответствующего муниципального образования либо нескольких муниципальных образований.
17. Решение органа опеки и попечительства о передаче организации полномочий (полномочия) либо отказе в передаче полномочий (полномочия) с указанием причин отказа оформляется в письменной форме в течение 30 дней со дня получения заявления организации и приложенных к нему документов. Заверенная копия решения направляется в соответствующую организацию в течение 7 дней со дня его подписания.
Одновременно с письменным отказом в передаче полномочий (полномочия) орган опеки и попечительства возвращает организации представленные документы.
18. Информацию о результатах отбора организаций орган опеки и попечительства размещает на официальном сайте органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления и в региональных (местных) печатных средствах массовой информации.
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 10 января 2019 г. N 4
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН И ИХ СЕМЕЙ
1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (далее - обследование).
2. Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее - ребенок, дети), и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
3. Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация), которой в соответствии с Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.
4. Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее - сведения).
5. Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.
6. При проведении обследования выявляются:
6.1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка:
6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком; объяснение от родителей и/или лиц, проживающих совместно с ребенком, признаков насилия у ребенка; наличие случаев жестокого обращения с ребенком в прошлом.
6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, их соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и другое.
6.1.3. Основной уход: удовлетворение базовых потребностей ребенка - в пище, жилье, гигиене, обеспечении одеждой, предоставлении медицинской помощи; режим дня ребенка, режим сна, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям.
6.1.4. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и другое.
6.1.5. Воспитание и образование: наименование(я) организации(ий), осуществляющей(их) образовательную деятельность, в том числе учреждений дополнительного образования детей, которую(ые) посещает ребенок, форма и успешность освоения образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды.
6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.
6.2. Семейное окружение ребенка:
6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.
6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности отношений между членами семьи, влияние этих отношений на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, распределение обязанностей в семье.
6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия:
6.3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий; наличие личных вещей (игрушек, книг и другого) в соответствии с возрастом ребенка и другое.
6.3.2. Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и тому подобному, риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома).
6.3.3. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; сведения об обеспечении основных потребностей ребенка.
6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.
7. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.
При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.
8. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее - акт обследования) по форме согласно приложению N 3 к настоящему приказу, содержащий:
оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;
выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;
выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;
рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.
9. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.
Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.
Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами) или руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.
10. При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
Приложение N 3
Утверждена
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 10 января 2019 г. N 4
Форма Орган опеки и попечительства или организация, проводившие обследование Дата составления акта Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи Дата обследования "__" __________ 20__ г. Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность специалиста, проводившего обследование _______________________________________ Проводилось обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина (далее - ребенок) _____________________________________ (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения)
__________________________________________________________________ (серия, номер, когда и кем выдан) Адрес места жительства ___________________________________________ (адрес места жительства, подтвержденный __________________________________________________________________ регистрацией) Адрес фактического проживания и проведения обследования __________ __________________________________________________________________
(заполняется, если адрес места фактического проживания не
совпадает с адресом места жительства или местом пребывания либо не имеется подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания) Основание для проведения обследования ____________________________ (указываются сведения, поступившие от должностных лиц организаций (дошкольных образовательных организаций,
общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иных граждан) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 1. Сведения о родителях ребенка. 1.1. Мать _______________________________________________________, (фамилия, имя, отчество (при наличии) дата и место рождения ____________________________________________ Адрес места жительства ___________________________________________ (адрес места жительства, подтвержденный регистрацией) __________________________________________________________________ Адрес места фактического проживания и проведения обследования _________________________________________________________________.
(заполняется, если адрес места фактического проживания не совпадает с адресом места жительства или местом пребывания либо
не имеется подтвержденного регистрацией места жительства места пребывания) Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы; среднемесячный доход; иные сведения) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________. Участие матери в воспитании и содержании ребенка (в частности, проживает/не проживает совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении медицинской помощи) __________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________. 1.2. Отец _______________________________________________________, (фамилия, имя, отчество (при наличии) дата и место рождения ____________________________________________ Адрес места жительства ___________________________________________ (адрес места жительства, подтвержденный регистрацией) __________________________________________________________________ Адрес места фактического проживания и проведения обследования _________________________________________________________________. (заполняется, если адрес места фактического проживания не совпадает с адресом места жительства или местом пребывания либо
не имеется подтвержденного регистрацией места жительства места пребывания) Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы; среднемесячный доход; иные сведения) __________________________________________________________________ _________________________________________________________________. Участие отца в воспитании и содержании ребенка (в частности, проживает/не проживает совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении медицинской помощи) __________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________. 1.3. Родители в зарегистрированном браке состоят/не состоят; проживают совместно/раздельно. 2. Сведения о ребенке. 2.1. Состояние здоровья (общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком; объяснение родителями или лицами, проживающими совместно с ребенком, признаков насилия; наличие случаев жестокого обращения с ребенком в прошлом) ________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________; 2.2. Внешний вид (в частности, соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________; 2.3. Основной уход (удовлетворение базовых потребностей ребенка - в пище, жилье, гигиене, обеспечении одеждой; предоставление медицинской помощи; режим дня ребенка, режим сна, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________; 2.4. Социальная адаптация (в частности, наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке) ________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________; 2.5. Воспитание и образование (наименование(я) организации(ий), осуществляющей(их) образовательную деятельность, в том числе учреждений дополнительного образования детей, которую(ые) посещает ребенок, форма и успешность освоения образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды) ___________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________; 2.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка ___________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________. 3. Семейное окружение. 3.1. Состав семьи (лица, проживающие совместно с ребенком)
3.2. Сведения об иных родственниках ребенка ______________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________;
(фамилия, имя, отчество (при наличии), степень родства, место жительства) 3.3. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер (особенности отношений между членами семьи, влияние этих отношений на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, распределение обязанностей в семье) ______________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________; 3.4. Социальные связи ребенка и его семьи (в частности, с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями)____________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________; 3.5. Кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком (родители, другие члены семьи, соседи, другие лица) ______________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________. 4. Жилищно-бытовые и имущественные условия. 4.1. Жилая площадь, на которой проживает ________________________, (фамилия, инициалы ребенка) составляет _____ кв. м, состоит из __________________ комнат, размер каждой комнаты: ___ кв. м, ___ кв. м, ___ кв. м, на ___ этаже ___ в этажном доме. 4.2. Собственником (нанимателем) жилой площади является __________ _________________________________________________________________; (фамилия, имя, отчество (при наличии), степень родства по отношению к ребенку) 4.3. Качество дома (в частности, кирпичный, панельный, деревянный; в нормальном состоянии, ветхий, аварийный; комнаты сухие, светлые, проходные) _______________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________; 4.4. Благоустройство дома и жилой площади (в частности, водопровод, канализация, какое отопление, газ, ванна, лифт, телефон) _________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________; 4.5. Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное) ________________________ _________________________________________________________________; 4.6. Жилищно-бытовые условия ребенка (в частности, наличие отдельной комнаты, уголка, места для сна, наличие личных вещей (игрушек, книг) в соответствии с возрастом ребенка) ______________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________; 4.7. Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (в частности, отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу, риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома) ___________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________; 4.8. Структура доходов семьи (основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________; 4.9. Сведения об имуществе и имущественных правах ребенка ________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________; 4.10. Сведения об обеспечении основных потребностей ребенка ______ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________; 4.11. Сведения об обращении родителей за оказанием им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи; удовлетворенность оказанием помощи __________________________________________________________________ _________________________________________________________________. 5. Результаты беседы с ребенком о его отношении и привязанности к каждому из родителей и другим членам семьи _______________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________. 6. Результаты опроса лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту ________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________. 7. Условия, представляющие угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующие его нормальному воспитанию и развитию _____________ _________________________________________________________________: (имеются/отсутствуют) 7.1. _____________________________________________________________ 7.2. _____________________________________________________________ 7.3. _____________________________________________________________ 8. Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского попечения над ребенком _________________________________________________________________: (имеются/отсутствуют) 8.1. _____________________________________________________________ 8.2. _____________________________________________________________ 8.3. _____________________________________________________________ 9. Дополнительные данные обследования ____________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________. 10. Выводы. 10.1. Угроза жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребенка __________________________________________________________ (фамилия, инициалы ребенка) __________________________________________________________________
(отсутствует; имеется со стороны родителей, одного из них, со стороны других членов семьи) _________________________________________________________________; 10.2. Родительское попечение над ребенком ________________________ (фамилия, инициалы ребенка) _________________________________________________________________; (имеется/отсутствует со стороны обоих родителей (единственного родителя) 10.3. Помощь, в которой нуждается ребенок (в частности, социальная, правовая, психолого-педагогическая, медицинская, материальная) ____________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________; 10.4. Помощь, в которой нуждается семья (медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная) ________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________; 10.5. Рекомендуемые формы защиты прав ребенка (оказание родителям консультативной и иной помощи с указанием органов и организаций, оказывающих содействие в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании; отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, в порядке, установленном семейным законодательством; временное помещение в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, медицинскую организацию; в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________. Подпись лица, проводившего обследование ____________________ Утверждаю __________________________________________ __________ ____________ (уполномоченное должностное (подпись) (ФИО)
лицо органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации
или органа местного самоуправления
(если законом субъекта Российской Федерации органы местного
самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами) или руководитель организации, проводившей обследование) М.П.
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 10 января 2019 г. N 4
Форма В орган опеки и попечительства от ___________________________ (фамилия, имя, отчество (при наличии) Заявление гражданина, выразившего желание стать опекуном
или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах
(в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 04.10.2021 N 687) Я, _______________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество (при наличии) __________________________________________________________________ (число, месяц, год и место рождения) Гражданство ____________________ Документ, удостоверяющий личность: ____________________ __________________________________________________________________ (серия, номер, когда и кем выдан) Адрес места жительства ___________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
(указывается полный адрес места жительства, подтвержденный регистрацией места жительства, в случае его отсутствия ставится прочерк; граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и не имеющие места, где они постоянно или преимущественно проживают, ведущие кочевой и (или) полукочевой образ жизни, указывают сведения о регистрации по месту
жительства в одном из муниципальных образований
(по выбору этих граждан), в границах которого проходят маршруты кочевий гражданина) (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 04.10.2021 N 687) Адрес места пребывания ___________________________________________ __________________________________________________________________
(заполняется, если имеется подтвержденное регистрацией место пребывания, в том числе при наличии подтвержденного регистрацией места жительства. Указывается полный адрес места пребывания, в случае его отсутствия ставится прочерк) Адрес места фактического проживания ______________________________ __________________________________________________________________
(заполняется, если адрес места фактического проживания не
совпадает с адресом места жительства или местом пребывания либо не имеется подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания) __________________________________________________________________
(указать субъекты Российской Федерации, в которых проживал(а) ранее, в том числе проходил службу в Советской Армии, Вооруженных Силах Российской Федерации) Номер телефона ___________________________________________________ (указывается при наличии) Сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факте уголовного преследования
Сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере, страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС) ___________________________ __________________________________________________________________
(указываются лицами, основным источником доходов которых
являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина
__________________________________________________________________
(указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка (детей), число, месяц, год рождения)
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка (детей), число, месяц, год рождения)
__________________________________________________________________
(указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка (детей), число, месяц, год рождения) __________________________________________________________________ Материальные возможности, жилищные условия, состояние здоровья и характер работы позволяют мне взять ребенка (детей) под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью. Дополнительно могу сообщить о себе следующее: __________________________________________________________________ (указываются наличие у гражданина необходимых знаний и навыков
в воспитании детей, сведения о профессиональной деятельности,
о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание
в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации) __________________________________________________________________ _________________________________________________________________. Я, ______________________________________________________________, (указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) даю согласие на обработку и использование моих персональных данных, содержащихся в настоящем заявлении и предоставленных мною документах. Я предупрежден (на) об ответственности за представление недостоверных либо искаженных сведений. _______________________ (подпись, дата) К заявлению прилагаю следующие документы:
краткая автобиография | ||
справка с места работы с указанием должности и размера средней | ||
заключение о результатах медицинского освидетельствования | ||
копия свидетельства о браке | ||
письменное согласие членов семьи на прием ребенка (детей) в | ||
копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих | ||
документы, подтверждающие ведение кочевого и (или) полукочевого | ||
(в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 04.10.2021 N 687)
<*> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 июня 2014 г. N 290н "Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2014 г., регистрационный N 33306).
Приложение N 5
Утверждена
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 10 января 2019 г. N 4
Форма Бланк органа опеки и попечительства Дата составления акта Акт обследования условий жизни гражданина, выразившего
желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего
гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах Дата обследования "__" ___________ 20__ г. Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица, проводившего обследование _____________________________________________________ Проводилось обследование условий жизни ___________________________ (фамилия, имя, отчество _________________________________________________________________; (при наличии), дата рождения) документ, удостоверяющий личность: _______________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (серия, номер, когда и кем выдан) Адрес места жительства ___________________________________________ (адрес места жительства, подтвержденный регистрацией) __________________________________________________________________ Адрес места фактического проживания ______________________________ __________________________________________________________________ (заполняется, если имеется подтвержденное регистрацией
место пребывания, в том числе при наличии подтвержденного регистрацией места жительства. Указывается полный адрес места пребывания) Образование ______________________________________________________ Профессиональная деятельность ____________________________________ __________________________________________________________________
(место работы с указанием адреса, занимаемой должности, рабочего телефона) Жилая площадь, на которой проживает _____________________________, (фамилия, имя, отчество (при наличии) составляет __ кв. м, состоит из ____________ комнат, размер каждой комнаты: _____ кв. м, _______ кв. м, ____ кв. м, на __ этаже в ___ этажном доме. Качество дома (в частности, кирпичный, панельный, деревянный; в нормальном состоянии, ветхий, аварийный; комнаты сухие, светлые, проходные, количество окон) _____________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Благоустройство дома и жилой площади (в частности, водопровод, канализация, какое отопление, газ, ванна, лифт, телефон) _________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Собственником (нанимателем) жилой площади является _______________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество (при наличии), степень родства по отношению к гражданину) Основания, подтверждающие право пользования жилым помещением, срок права пользования жилым помещением ______________________________ __________________________________________________________________ (заполняется, если жилое помещение находится в собственности иных лиц) Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное) : ______________________ Наличие для ребенка отдельной комнаты, уголка, места для сна, игр, занятий, личных вещей ____________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ На жилой площади проживают (зарегистрированы по месту жительства гражданина и (или) проживают фактически):
Отношения, сложившиеся между членами семьи гражданина ____________ __________________________________________________________________
(в частности, характер взаимоотношений между членами семьи, особенности общения с детьми, детей между собой) _________________________________________________________________. Личные качества гражданина (в частности, особенности характера, общая культура; наличие опыта общения с детьми, необходимых знаний и навыков в воспитании детей; сведения о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации, психологического обследования гражданина; отношения между гражданином и ребенком, отношение к ребенку членов семьи гражданина, а также, если это возможно, желание самого ребенка) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________. Мотивы гражданина для принятия несовершеннолетнего в семью _______ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________. Дополнительные данные обследования _______________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________. Условия жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах ___________________________________________________________ __________________________________________________________________ (удовлетворительные/неудовлетворительные с указанием конкретных обстоятельств) _________________________________________________________________. Подпись лица, проводившего обследование ____________________ __________________________________________ __________ ____________ (уполномоченное должностное (подпись) (ФИО)
лицо органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации
или органа местного самоуправления
(если законом субъекта Российской Федерации органы местного
самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами) М.П.